Государственное управление в сфере здравоохранения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:55, курсовая работа

Описание

Целью моей работы является изучить систему управления в сфере здравоохранения .
Чтобы достичь поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1. Выявить сущность понятий регионального управления и сферы здравоохранения.
2. Узнать какие законодательные акты регулируют сферу здравоохранения.
3. Изучить теоретические проблемы, касающиеся управления сферой здравоохранения.
4. Проанализировать механизмы управления в сфере здравоохранения.

Содержание

Введение
1. Теоретические обоснования системы управления сферой здравоохранения
1.1 Понятия системы здравоохранения
1.2 Нормативно-правовая база системы управления здравоохранением
1.3 Проблемы управления сферой здравоохранения
2. Анализ сферы здравоохранения на примере области
2.1 Характеристика системы управления сферой здравоохранения
2.2 Анализ механизмов управления сферой здравоохранения
2.3 Проблемы (практического характера). Сопоставление теоретической и практической проблемы
2.4 Рекомендации по преодолению проблем в регионе
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

Сист гос и муниц управ.doc

— 175.00 Кб (Скачать документ)

Значительную часть  здравоохранительного законодательства составляют законы и подзаконные акты, касающиеся уставов, лицензирования и аккредитации лечебно-профилактических учреждений, требований по их материально-техническому оснащению, финансированию, регламентации трудовых отношений и охране труда, допуску к медицинской и фармацевтической деятельности, организации лекарственной помощи в ЛПУ санитарно-противоэпидемического режима, делопроизводства и многие другие нормативные акты, регламентирующие организацию здравоохранения.

Следует обратить внимание на важнейший блок законодательства о медицинском страховании, защите прав пациентов и медицинских работников.

Одним словом, то, что  мы называем здравоохранительным законодательством - это весьма большой массив законов  и подзаконных актов, которые находят свое применение (увы, не всегда верное) в ежедневной практике обращения и оказания медицинской помощи, профилактике заболеваний и организации системы здравоохранения. Даже беглый взгляд на проблемы законотворчества и правоприменения в сфере здравоохранения позволяет сделать вывод о том, что и юридическая и медицинская практика убедительно свидетельствуют, что чем выше правовая культура врачей и пациентов, тем безупречнее выполняются профессиональные обязанности медицинского персонала, тем выше качество и эффективность лечебно-диагностической помощи населению, тем реальнее обеспечиваются права и законные интересы и пациентов, и медицинских работников в сфере охраны здоровья. Ведь закон это не столько запрет или ограничение, сколько действенное средство, позволяющее эффективно пользоваться своими правами, не затрагивая и не нарушая при этом прав и свобод других граждан.

Практика работы медицинских  работников, особенно в последние  годы, показывает, что участившиеся конфликты между медиками и их пациентами связаны не только с объективными трудностями и недостатками в работе, снижением сдвинутого на второй план морального уровня, но все с большим незнанием или недооценкой прав граждан в области охраны здоровья, юридических аспектов деятельности врача. Это касается не только молодых врачей, но в еще большей степени врачей со стажем, окончивших вуз в те годы, когда законодательство о здравоохранении было весьма скудным, когда профессия медицинского работника не была объектом повседневного юридического контроля, когда защита прав пациента не имела законодательной основы и иски по возмещению материального ущерба и компенсации морального вреда к врачам были единичными.

Характеризуя общую  картину историко-правового исследования регламентации медицинской деятельности в России можно отметить достаточно сильную роль государства в вопросах регламентации медицины и, что самое главное, развитие правового обеспечения оказания медицинской помощи. Обобщая исторические данные, мы видим полную и объективную картину устойчивого развития и нарастания тенденций централизованного государственного управления в области здравоохранения от первых шагов - создания Аптекарского приказа в XVI веке и расцвета российской государственности времен Петра I до наших дней. Также нельзя забывать и об основных этапах правового обеспечения системы здравоохранения: от Русской Правды, Воинского и Морского Уставов, до профильных нормативных актов типа Врачебного Устава к многотысячной системе законов и подзаконных актов современной России - таков путь развития российского здравоохранительного законодательства.

 

1.3 Проблемы управления  сферой здравоохранения 

Права граждан Российской Федерации  на охрану здоровья заложены в Конституции  страны, а реализация их связана  с общим уровнем развития здравоохранения. Ограниченные ресурсы, выделяемые в последние годы из бюджетов разных уровней на здравоохранение, не позволяют обеспечить улучшение качества медицинской помощи населению, увеличивать до необходимого объема проведение профилактических мер. Несмотря на некоторое улучшение финансирования здравоохранения в последние годы, объем выделяемых средств остается недостаточным для нормального функционирования отрасли.

Остаточный принцип  финансирования здравоохранения привел к высоким показателям смертности, заболеваемости и росту инвалидности населения за 10 лет в три раза, в том числе трудоспособного; низким показателям репродуктивного здоровья населения и здоровья новорожденных. Отрицательный прирост населения в нашей стране составляет около одного миллиона человек.

В Послании 2004 г. Федеральному собранию Президент нашей страны приводит также данные о крайне низкой продолжительности жизни населения  России по сравнению с другими  государствами.

Здравоохранение до сих  пор остается самой нереформированной отраслью. Важным для успешного решения накопившихся проблем должно стать дальнейшее развитие законодательства в области охраны здоровья граждан. Развитие государственной политики в сфере охраны здоровья граждан требует проведения работы по развитию законодательной базы. Российскому законодательству в этой сфере присущи многие недостатки. Среди них - отсутствие комплексного подхода к решению проблемы, недостаточное финансовое обеспечение, декларативность и противоречивость отдельных норм.

По мнению ряда ученых-организаторов здравоохранения, введение страховой медицины в стране, где большая часть людей живет бедно, является недопустимым. Введение же самого принципа страхования в медицине может быть использовано для незначительной части населения (15%).

Кроме низкого общего уровня финансирования, важной проблемой российского здравоохранения являются существенные региональные различия в финансировании бесплатной медицинской помощи населению, т.к. действующие механизмы финансового выравнивания условий деятельности учреждений здравоохранения в регионах не обеспечивают равенства граждан в получении гарантированной государством бесплатной медицинской помощи (разрыв в финансировании территориальных программ в расчете на одного жителя по регионам в последние годы составлял 13-15 раз).

Кроме несбалансированности программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи и  их финансового обеспечения важными  проблемами здравоохранения являются слабые стимулы к труду медицинских  работников, низкая эффективность использования имеющихся в здравоохранении ресурсов; крайняя изношенность имеющегося в лечебно-профилактических учреждениях медицинского оборудования (по данным Счетной палаты РФ в эксплуатации находится до 80 процентов физически изношенной и морально устаревшей медицинской техники. Ряд приборов и аппаратов эксплуатируется 15-20 лет, они неоднократно выработали свой ресурс, морально устарели, что не может гарантировать высокое качество обследований и эффективность лечения).

система управление регион здравоохранение

 

2. Анализ сферы здравоохранения

2.1 Характеристика системы  управления сферой здравоохранения 

 

Одним из показателей  социально-экономического развития страны, политической стабильности и процветания является, конечно же, уровень здоровья населения, т.е. тот самый показатель, над повышением которого постоянно работает здравоохранение.

Система здравоохранения  может быть результативной и эффективной  только в том случае, если она  учитывает потребности каждой из заинтересованных сторон и более  того, постоянно отслеживает уровень их удовлетворенности. В последние годы в области активно осуществляется модернизация здравоохранения - создание системы, когда пациент действительно становится в ней главным, а сотрудники мотивированы на результат.

Основными направлениями развития отрасли в стране стали:

Введение одноканального финансирования медицинской помощи по страховому принципу;

Разработка и внедрение  внутриучрежденческих стандартов оказания медицинской помощи;

Обеспечение свободного выбора застрахованным пациентом организации здравоохранения, работающей в системе ОМС, независимо от места проживания;

Переход на оплату амбулаторной медицинской помощи по законченному случаю лечения, когда цена услуги напрямую зависит от объемов и качества медицинской помощи;

Определение пациента как главного элемента в системе оплаты медицинских услуг;

Совершенствование механизма  стимулирования эффективно работающих организаций здравоохранения;

Приведение трудовых ресурсов отрасли в соответствие с объемом оказания медицинской  помощи;

Разработка и внедрение  отраслевой системы оплаты труда, ориентированной  на оценку эффективности и результативности работы каждого сотрудника, стимулирование труда работников с учетом объема и качества оказанной медицинской  помощи.

В 2007 году была начата реализация территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи, отличающейся от всех предыдущих программ, впервые удалось уйти от бюджетного финансирования организаций здравоохранения. Одноканальное финансирование из средств ОМС позволило реализовать основной принцип медицинского страхования: переход от содержания медицинских учреждений к оплате выполненных объемов медицинской помощи, обеспечило реализацию принципа свободного выбора застрахованным пациентом организации здравоохранения, работающей в системе ОМС, независимо от места проживания.

В рамках реализации "одноканального" финансирования медицинской помощи по страховому принципу осуществлен  переход на оплату медицинской помощи за законченный случай лечения, где  оплата за услугу напрямую зависит от ее полноты и качества. При этом, в практику введен лист учета оказанных медицинских услуг по конечному результату, в котором пациент дает оценку удовлетворенности оказанными услугами, и с учетом которого проводится внутриведомственная экспертиза качества медицинской помощи.

В этот же период в области  введена новая система оплаты труда в лечебных учреждениях. Система  позволяет главным врачам самостоятельно, в рамках действующего законодательства, утверждать систему оплаты труда, фонд стимулирования, базовые ставки, формировать штатное расписание в зависимости от реальной нагрузки и потребности лечебного учреждения в оказании того или иного вида медицинской помощи.

 

Новая система оплаты труда ориентирована на оценку эффективности и результативности работы каждого сотрудника, стимулирование труда работников с учетом объема и качества оказанной медицинской помощи.

Проводимые мероприятия  позволили укрепить диагностическую  службу первичной медицинской помощи.

На капитальный ремонт поликлиник, районных больниц и фельдшерских пунктов за указанный период выделено 120 млн. рублей. Ежегодно за счет средств областного бюджета обновляется на 10% автопарк службы скорой медицинской помощи. В течение 2007-2009 гг. автопарк был обновлен на сумму 16 млн. руб. (25 машин), автопарк службы скорой медицинской помощи г. Тюмени и Тюменского района на сумму 35 млн. руб. (60 машин, что обеспечивает 100 % потребности).

Проведенный в 2005 году анализ ресурсной базы, ее использования  позволяет определить план перспективного развития сети, плановые мероприятия по переоснащению, капитальному ремонту объектов здравоохранения, исходя из типового ресурсного обеспечения по профилям и уровням организаций здравоохранения.

В рамках реализации национального  проекта в целях развития первичного звена здравоохранения планируется обеспечение организаций здравоохранения, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, лабораторным и диагностическим оборудованием. Для оснащения первичного звена определены группы диагностического оборудования, включающие лабораторное, рентгенологическое, эндоскопическое оборудование, аппарат УЗИ и ЭКГ. Этот стандартный набор будет приобретен в каждую поликлинику, и, в первую очередь, будут оснащены крупные поликлиники.

В области сформирована достаточная сеть медицинских организаций, и имеется необходимый кадровый потенциал для реализации национального проекта. Так, в проект включены 38 организаций здравоохранения, которые осуществляют первичную медико-санитарную помощь. На сегодняшний день в области чуть более 1200 (апрель 2006г. - 1212) специалистов участковой службы получают денежные выплаты в рамках национального проекта "Здоровье".

Обеспечение населения  высокотехнологичной помощью будет  осуществляться не только за счет увеличения количества квот на лечение в существующих федеральных специализированных центрах, но и за счет строительства новых центров в регионах.

По данным статистики медицинская помощь в области  кардиологии, онкологии и фтизиатрии была в большей степени актуальной и востребованной пациентами автономных округов.

В рамках программы активно  развивалась специализированная медицинская  помощь с применением высоких  технологий и современных методов  лечения пациентов гематологического, нейрохирургического, ортопедического, травматологического, ревматологического, эндокринологического, неврологического и другим профилям.

Одним из приоритетных направлений  деятельности Правительства области  остается совершенствование профилактики, диагностики заболеваний на всех уровнях оказания медицинской помощи.

Данное направление  носит комплексный характер и  предусматривает межведомственное взаимодействие по формированию и пропаганде системы здорового образа жизни, проведению диспансеризации работающего  населения, расширению мероприятий  по информационному обеспечению населения. Необходимо совершенствование специальных мероприятий в здравоохранении, прежде всего ранней диагностики заболеваний.

Проведение профилактических мероприятий с использованием средств  эпидфонда, прежде всего вакцинопрофилактики, позволило уменьшить заболеваемость гриппом, гепатитом В, паротитом, клещевым энцефалитом. Заболеваемость паротитом снизилась в 2008 году по отношению к 2005 году на 6,3%.

В 2008 году не зарегистрировано случаев укусов клещей на территории детских оздоровительных центров, лагерей и в местах массового отдыха людей, что является результатом проводимых в регионе мероприятий по борьбе с клещами.

В целях обеспечения  доступности лекарственного обеспечения  в сельской местности расширены  права фельдшеров по выписке и  отпуску лекарственных средств. В области обеспечена координация деятельности и взаимодействие участников системы дополнительного лекарственного обеспечения. Продолжается работа по внедрению автоматизированных технологий по оформлению рецептов, учета, назначения и отпуска лекарств. В целом, за счет средств федерального и областного бюджета решен вопрос технического оснащения лечебно-профилактических учреждений, участвующих в дополнительном лекарственном обеспечении, необходимым компьютерным оборудованием.

Таким Образом, приоритетными направлениями деятельности Правительства области остается профилактика заболеваний на всех уровнях оказания медицинской помощи, обеспечение эпидемиологического благополучия населения области, развитие и укрепление первичного звена здравоохранения, переоснащение и улучшение материально-технической базы учреждений здравоохранения области, сохранение положительной динамики снижения заболеваемости социально значимыми заболеваниями: ВИЧ-инфекцией, туберкулезом, наркоманией и др. Создание экономически эффективно работающей отрасли, где оказываемые медицинские услуги доступны и качественны для пациентов.

Информация о работе Государственное управление в сфере здравоохранения