Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 10:16, контрольная работа
Государственное управление представляет собой процесс постоянного и непрерывного осуществления функций государства. Этот процесс воплощается в реальную жизнь в виде каждодневной исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Указанную деятельность осуществляют органы и должностные лица, относимые в наше время к одной из трех ветвей государственной власти, а именно, к власти исполнительной. Именно поэтому органы исполнительной власти с полным правом именуются одновременно и органами государственного управления.
Введение…………………………………………………………………………...3
Государственное управление в сфере здравоохранения……………………...5
Государственное управление в сфере социального развития………………7
Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области здравоохранения и социального развития……………………………………………………………………………9
Заключение……………………………………………………………………….21
Список использованных источников…………………………………………...24
Содержание
Введение…………………………………………………………
Государственное управление
в сфере здравоохранения…………………
Государственное управление
в сфере социального развития……
Система и правовое
положение органов
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………...
Введение
Неотъемлемым условием поступательного развития общества является надлежащая охрана здоровья его членов. Государство несет особую ответственность за его сохранение и укрепление, ибо без надлежащей государственной заботы как о здоровье народа в целом, так и о здоровье каждого гражданина страны не может быть и речи о нормальном существовании российского общества.
Государственное управление представляет собой процесс постоянного и непрерывного осуществления функций государства. Этот процесс воплощается в реальную жизнь в виде каждодневной исполнительно-распорядительной деятельности государственных органов. Указанную деятельность осуществляют органы и должностные лица, относимые в наше время к одной из трех ветвей государственной власти, а именно, к власти исполнительной. Именно поэтому органы исполнительной власти с полным правом именуются одновременно и органами государственного управления.
Наиболее масштабной задачей социально
ориентированной экономики
В связи с этим актуальность выбранной темы очевидна. Основной целью контрольной работы явления анализ государственного управления в сфере здравоохранения и социального развития, определение правовых положений органов исполнительной власти, осуществляющих управление в этой области.
Государственное управление в сфере здравоохранения
Здравоохранение - это система организационных, социально-экономических и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и повышение уровня здоровья населения [ 8 ].
Представляет
собой совокупность мер
В Российской Федерации здоровье
людей охраняется Конституцией Российской
Федерации (ст. 7). Каждый гражданин имеет
право на охрану здоровья и медицинскую
помощь (ст. 41). Охрана здоровья граждан
- важнейшая задача государства. Охрана
здоровья людей - это совокупность мер
политического, экономического, правового,
социального, научного, медицинского,
санитарно-гигиенического и противоэпидемиологического
характера, направленных на сохранение
и укрепление физического и психического
здоровья каждому человеку, поддержание
его активной долголетней жизни.
Государство гарантирует охрану здоровья
каждого человека в соответствии с внутренним
законодательством и общепризнанными
принципами и нормами международного
права и международными договорами Российской
Федерации.
Охрана здоровья граждан базируется на
принципах, закрепленных Конституцией
Российской Федерации и Основами законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан. К ним относятся оказание медицинской
помощи в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения; соблюдение
прав человека и гражданина в области
охраны здоровья и обеспечения, связанных
с этими актами государственных гарантий;
приоритет профилактических мер в области
охраны здоровья граждан; доступность
медицинской и санитарной помощи: социальная
защищенность в случае утраты здоровья;
ответственность органов государственной
власти, предприятий, учреждений и организаций
независимо от формы собственности, должностных
лиц за обеспечение прав граждан в области
охраны здоровья. Общие вопросы здравоохранения
относятся к совместному ведению органов
государственной власти Российской Федерации
и ее субъектов (пункты «д», «е», «ж» ст.
72 Конституции Российской Федерации).
Компетенция Российской Федерации и ее
субъектов, а также органов местного самоуправления
закреплена в Основах законодательства
Российской Федерации об охране здоровья
граждан. Граждане Российской Федерации
имеют право на бесплатную медицинскую
помощь в государственной и муниципальной
системах здравоохранения в соответствии
с действующими правовыми актами.
В Российской Федерации введено обязательное
и добровольное медицинское страхование,
порядок и условия которого установлены
законом Российской Федерации « О медицинском
страховании граждан в Российской Федерации».
Объем медицинских услуг гражданам поставлен
в зависимость от вида медицинского страхования.
Гарантированный объем бесплатной медицинской
помощи гражданам обеспечивается в соответствии
с программами обязательного медицинского
страхования. Каждый гражданин получает
страховой полис на бесплатное медицинское
обслуживание в учреждении государственной
и муниципальной системы здравоохранения.
Законодательством Российской Федерации
гарантируется медицинская помощь гражданам.
Основным, доступным и бесплатным для
каждого гражданина видом медицинского
обслуживания является первичная медико-санитарная
помощь.
Государственное управление в сфере социального развития
Управление социальным развитием
— деятельность, являющаяся специфическим
видом менеджмента и составной
частью управления персоналом. Функции
управления социальным развитием выполняют
структурные подразделения
Главными социальными
ориентирами управления социального
развития являются:
- создание благоприятных условий труда
и отдыха работников организации;
- вознаграждение за труд;
- социальная защита персонала;
- поддержание оптимальной морально-психологической
атмосферы в коллективе;
- обеспечение социального партнерства
и делового сотрудничества.
Экономическая система РФ
перестраивается, ориентируясь на развитие
социальной сферы. Социальная направленность
государственной деятельности является
сущностной характеристикой государства
с социально ориентированной
моделью рыночной экономики. Социальная
сфера - одна из основных подсистем
общества, сложный, интегрированный
объект, требующий правильного
Социальная сфера тесно
связана с другими сферами
жизни общества, и в первую очередь,
с экономической и
Рассматривая социальную
сферу как объект государственного
регулирования, заметим, что речь идет
о стороне социальной сферы, касающейся
удовлетворения потребностей человека,
которые он в силу объективных
обстоятельств не может обеспечить
самостоятельно. В отношении потребностей,
которые человек может и должен
обеспечить самостоятельно, роль государственного
регулирования социальной сферы
сводится к созданию благоприятных
условий, позволяющих ему реализовать
собственные способности и
Совокупность процессов и организаций социальной сферы представляет собой социальный комплекс, в составе которого можно укрупнено выделить объекты государственного регулирования:
политика доходов, уровень и качество жизни населения;
Весь спектр задач и направлений развития социального комплекса находит отражение в социальной политике государства.
Система и правовое положение органов исполнительной власти, осуществляющих управление в области здравоохранения и социального развития
Государственное управление в социальной
сфере осуществляет Министерство здравоохранения
и социального развития Российской Федерации
и находящиеся в его ведении Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека,
Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития,
Федеральная служба по труду и занятости
и Федеральное медико-биологическое агентство.
Министерство здравоохранения
и социального развития Российской Федерации
(Минздравсоцразвития России) является
федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сферах:
- здравоохранения, социального развития,
труда и защиты прав потребителей, включая
вопросы организации медицинской профилактики,
в том числе инфекционных заболеваний
и СПИДа, медицинской помощи и медицинской
реабилитации, фармацевтической деятельности,
качества, эффективности и безопасности
лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического
благополучия, уровня жизни и доходов
населения, медико-санитарного обеспечения
работников отдельных отраслей экономики
с особо опасными условиями труда, медико-биологической
оценки воздействия на организм человека
особо опасных факторов физической и химической
природы, курортного дела;
- оплаты труда, пенсионного обеспечения,
в том числе негосударственного пенсионного
обеспечения, социального страхования,
условий и охраны труда, социального партнерства
и трудовых отношений, занятости населения
и безработицы, трудовой миграции, альтернативной
гражданской службы, государственной
гражданской службы;
- социальной защиты населения, в том числе
социальной защиты семьи, женщин и детей;
- демографической политики;
- оказания государственных услуг и управления
государственным имуществом в сфере здравоохранения
и социального развития, включая оказание
медицинской помощи, разработку и реализацию
современных медицинских технологий,
новых методов диагностики и организации
оказания медицинской помощи, в том числе
в центрах высокотехнологической медицинской
помощи, доставление услуг в области курортного
дела, организацию судебно-медицинских
и судебно-психиатрических экспертиз,
социальное обслуживание населения, оказание
протезно-ортопедической помощи, реабилитацию
инвалидов, проведение медико-социальной
экспертизы, профессиональную подготовку,
переподготовку и повышение квалификации
медицинских, фармацевтических и санитарно-эпидемиологических
работников, работников сферы социального
развития и курортного дела.
Министерство осуществляет координацию
и контроль деятельности находящихся
в его ведении федеральных служб и федеральных
агентств, а также координацию деятельности
Пенсионного фонда Российской Федерации,
Фонда социального страхования Российской
Федерации, Федерального фонда обязательного
медицинского страхования.
Основной функцией Министерства здравоохранения
и социального развития Российской Федерации
является принятие нормативных правовых
актов в установленной сфере деятельности.
Министерство утверждает:
- квалификационные требования к работникам
и номенклатуру специальностей в сфере
здравоохранения и социального развития;
- акты об оказании первичной медико-санитарной
помощи;
- порядок оказания скорой медицинской
помощи;
- виды, объем и стандарты качества специализированной
медицинской помощи, оказываемой в учреждениях
государственной или муниципальной системы
здравоохранения;
- виды и объем медико-социальной помощи,
предоставляемой гражданам, страдающим
заболеваниями, представляющими опасность
для окружающих;
- порядок применения новых методов диагностики
и лечения;
- порядок проведения биомедицинского
исследования;
- положение о критериях и порядке определения
момента смерти человека, прекращения
реанимационных мероприятий;
- порядок проведения патолого-анатомических
вскрытий;
- порядок допуска студентов высших и
средних медицинских учебных заведений
к участию в оказании медицинской помощи
гражданам;
- порядок деятельности семейного врача;
- перечень объектов трансплантации;
- акты по вопросам, связанным с обращением
лекарственных средств, наркотических
средств и психотропных веществ;
- Единый тарифно-квалификационный справочник
работ и профессий рабочих, Единый квалификационный
справочник должностей руководителей,
специалистов и служащих;
- разряды оплаты труда и квалификационные
требования по должностям отдельных категорий
работников, занятых выполнением аварийно-спасательных
и других неотложных работ по ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
- порядок ведения пенсионной документации.
Министерство здравоохранения и социального
развития принимает также другие нормативные
документы в области здравоохранения
и социального развития.
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека является уполномоченным федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по контролю и надзору в сфере
обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав потребителей
и потребительского рынка.
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия
человека осуществляет надзор и контроль
за исполнением обязательных требований
законодательства Российской Федерации
в области обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, защиты прав потребителей
и в области потребительского рынка, в
том числе:
- государственный санитарно-эпидемиологический
надзор за соблюдением санитарного законодательства;
- государственный контроль за соблюдением
законов и иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, регулирующих отношения
в области защиты прав потребителей;
- контроль за соблюдением правил продажи
отдельных предусмотренных законодательством
видов товаров, выполнения работ, оказания
услуг;
- санитарно-карантинный контроль в пунктах
пропуска через государственную границу
Российской Федерации.
Федеральная служба организует деятельность
системы государственной санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации.
Федеральная служба выдает лицензии на
осуществление деятельности, связанной
с использованием возбудителей инфекционных
заболеваний, а также деятельности в области
использования источников ионизирующего
излучения.
Федеральная служба регистрирует:
- впервые внедряемые в производство и
ранее не использовавшиеся химические,
биологические вещества и изготовляемые
на их основе препараты, потенциально
опасные для человека (кроме лекарственных
средств);
- отдельные виды продукции, представляющие
потенциальную опасность для человека
(кроме лекарственных средств);
- отдельные виды продукции, в том числе
пищевые продукты, впервые ввозимые на
территорию Российской Федерации;
- лиц, пострадавших от радиационного
воздействия и подвергшихся радиационному
облучению в результате чернобыльской
и других радиационных катастроф и инцидентов.
В функции Федеральной службы входит
установление причин и выявление условий
возникновения и распространения инфекционных
заболеваний и массовых неинфекционных
заболеваний (отравлений); информирование
органов государственной власти Российской
Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления и населения
о санитарно-эпидемиологической обстановке
и о принимаемых мерах по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия
населения; подготовка предложений о введении
и об отмене на территории Российской
Федерации, субъектов Российской Федерации
ограничительных мероприятий (карантина),
а также организация ведения социально-гигиенического
мониторинга.
К полномочиям Федеральной службы по
надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека также относится
осуществление проверки деятельности
юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
и граждан по выполнению требований санитарного
законодательства, законодательства Российской
Федерации в области защиты прав потребителей,
правил продажи отдельных видов товаров.
Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю
и надзору в сфере здравоохранения и социального
развития.
В функции Федеральной службы входит
осуществление надзора за фармацевтической
деятельностью; соблюдением государственных
стандартов, технических условий на продукцию
медицинского назначения, а также надзор
за соблюдением государственных стандартов
социального обслуживания.
Федеральная служба осуществляет контроль:
- за порядком производства медицинской
экспертизы;
- за порядком установления степени утраты
профессиональной трудоспособности в
результате несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний;
- за порядком организации и осуществления
медико-социальной экспертизы и реабилитацией
инвалидов;
- за осуществлением судебно-медицинских
и судебно-психиатрических экспертиз;
- за производством, изготовлением, качеством,
эффективностью, безопасностью, оборотом
и порядком использования лекарственных
средств;
- за производством, оборотом и порядком
использования изделий медицинского назначения;
- за проведением доклинических и клинических
исследований лекарственных средств,
а также выполнением правил лабораторной
и клинической практики;
- за соблюдением стандартов качества
медицинской помощи.
Федеральная служба организует проведение
экспертизы качества, эффективности и
безопасности лекарственных средств,
а также осуществляет лицензирование
следующих видов деятельности:
- медицинской; фармацевтической; протезно-ортопедической;
по оказанию помощи; деятельности по производству
лекарственных средств, за исключением
лекарственных средств для животных и
кормовых добавок; по производству медицинской
техники;
- связанной с оборотом психотропных веществ
(разработкой, производством, изготовлением,
переработкой, хранением, перевозкой,
отпуском, реализацией, распределением,
приобретением, использованием, уничтожением),
внесенных в Список III в соответствии с
Федеральным законом "О наркотических
средствах и психотропных веществах".
Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
осуществляет разрешительные функции.
Она дает разрешения на:
- применение новых медицинских технологий;
- ввоз лекарственных средств (в части
лекарственных средств, применяемых в
медицинских целях) на территорию Российской
Федерации в установленном законодательством
Российской Федерации порядке;
- вывоз лекарственных средств (в части
лекарственных средств, применяемых в
медицинских целях) с территории Российской
Федерации в установленном законодательством
Российской Федерации порядке;
- ввоз на территорию Российской Федерации
незарегистрированных лекарственных
средств с целью проведения их клинических
исследований;
- проведение клинических исследований
лекарственных средств.
Федеральная служба выдает заключения
о соответствии организации производства
лекарственных средств требованиям законодательства
Российской Федерации при лицензировании
производства лекарственных средств,
а также регистрирует лекарственные средства
и изделия медицинского назначения.
Федеральная служба ведет ряд учетных
документов. К ним относятся государственный
реестр лекарственных средств; государственный
реестр цен на жизненно необходимые и
важнейшие лекарственные средства; перечень
учреждений здравоохранения, имеющих
право проводить клинические исследования
лекарственных средств.
Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития
проводит аттестацию и сертификацию специалистов,
занятых в сфере обращения лекарственных
средств, а также осуществляет проверку
деятельности организаций здравоохранения,
аптечных учреждений, организаций оптовой
торговли лекарственными средствами,
организаций, осуществляющих социальную
защиту населения, других организаций
и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих
деятельность в сфере здравоохранения
и социальной защиты населения.
Федеральная служба по труду и занятости
является федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по контролю
и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной
гражданской службы, по оказанию государственных
услуг в сфере содействия занятости населения
и защиты от безработицы, трудовой миграции
и урегулирования коллективных трудовых
споров. В ведении Федеральной службы
по труду и занятости находятся государственные
учреждения службы занятости (центры занятости
населения).
Основными функциями Федеральной службы
по труду и занятости являются:
- контроль и надзор за соблюдением трудового
законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового
права, законодательства о занятости населения,
об альтернативной гражданской службе;
- деятельность по предупреждению, обнаружению
и пресечению нарушений законодательства
Российской Федерации в закрепленных
сферах деятельности до внесения соответствующих
изменений в Кодекс Российской Федерации
об административных правонарушениях;
- организация альтернативной гражданской
службы;
- организация и оказание государственных
услуг в сфере содействия занятости населения
и защиты от безработицы, трудовой миграции
и урегулирования коллективных трудовых
споров, в том числе содействие гражданам
в поиске подходящей работы и подбор работодателям
необходимых работников;
- бесплатная консультация, бесплатное
предоставление информации и услуг, которые
связаны с профессиональной ориентацией
в целях выбора сферы деятельности (профессии),
трудоустройства, возможности профессионального
обучения;
- профессиональная подготовка, повышение
квалификации и переподготовка безработных
граждан, психологическая поддержка;
- обеспечение социальной поддержки;
- направление граждан на общественные
работы, а также их временное трудоустройство;
- осуществление социальных выплат гражданам,
признанным в установленном порядке безработными;
- выдача заключений о целесообразности
привлечения и использования иностранной
рабочей силы.
Государственный надзор и контроль за
соблюдением трудового законодательства
и иных нормативных правовых актов, содержащих
нормы трудового права, осуществляет входящая
в состав Службы Федеральная инспекция
труда.
Федеральное медико-биологическое агентство
(ФМБА России) является федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим:
- функции по оказанию государственных
услуг и управлению государственным имуществом
в сфере здравоохранения и социального
развития, включая оказание медицинской
помощи, организацию медико-социальной
экспертизы и организацию деятельности
службы крови, функции по контролю и надзору
в сфере донорства крови и ее компонентов,
по организации предоставления социальных
гарантий, установленных законодательством
Российской Федерации для социально незащищенных
категорий граждан;
- функции по контролю и надзору в сфере
санитарно-эпидемиологического благополучия
работников организаций отдельных отраслей
промышленности с особо опасными условиями
труда (в т.ч. при подготовке и выполнении
космических полетов по пилотируемым
программам, проведении водолазных и кессонных
работ) и населения отдельных территорий.
Федеральное медико-биологическое агентство
осуществляет следующие полномочия:
- государственный санитарно-эпидемиологический
надзор;
- государственное регулирование безопасности
при использовании атомной энергии;
- контроль и надзор в сфере донорства
крови и ее компонентов;
- устанавливает медико-санитарные требования
в отношении продукции (работ, услуг), ее
характеристик, процессов ее производства,
эксплуатации, хранения, перевозки, реализации
и утилизации, сведения о которых составляют
государственную тайну или относятся
к охраняемой в соответствии с законодательством
Российской Федерации информации ограниченного
доступа.
Федеральное агентство организует:
- проведение мероприятий по выявлению
и устранению влияния особо опасных факторов
физической, химической и биологической
природы на здоровье работников обслуживаемых
организаций и населения обслуживаемых
территорий;
- проведение медико-санитарных мероприятий
по предупреждению, выявлению причин,
локализации и ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций, радиационных,
химических и биологических аварий и инцидентов,
распространения инфекционных заболеваний
и массовых неинфекционных заболеваний
(отравлений);
- ведение социально-гигиенического мониторинга;
- регистрацию лиц, пострадавших от воздействия
особо опасных факторов физической, химической
и биологической природы, в том числе подвергшихся
радиационному облучению в результате
чернобыльской и других радиационных
катастроф и инцидентов;
- информирует органы государственной
власти Российской Федерации, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации,
органы местного самоуправления и население
о санитарно-эпидемиологической обстановке
и о принимаемых мерах по обеспечению
санитарно-эпидемиологического благополучия
в обслуживаемых организациях и на обслуживаемых
территориях;
- готовит в установленном порядке предложения
о введении (отмене) ограничительных мероприятий
(карантина) в обслуживаемых организациях
и на обслуживаемых территориях, а также
осуществляет ряд других полномочий.
Федеральное агентство организует оказание
таких государственных услуг в сфере здравоохранения
и социального развития, как медицинская
помощь, включая медико-санитарное обеспечение
работников обслуживаемых организаций,
в том числе при подготовке и выполнении
космических полетов по пилотируемым
программам, при проведении водолазных
и кессонных работ, и населения обслуживаемых
территорий (включая высокотехнологичную
медицинскую помощь, в том числе трансплантацию
органов и тканей, а также лечение за границей,
санаторно-курортное лечение и реабилитацию,
медико-социальную и лекарственную помощь,
проведение судебно-медицинской и судебно-психиатрической
экспертиз), а также санаторно-курортное
лечение и реабилитация.
Федеральное агентство организует работу
в области защиты работников обслуживаемых
организаций и населения обслуживаемых
территорий от чрезвычайных ситуаций
техногенного характера; проведение медико-биологических
и химико-аналитических испытаний гражданского
оружия и патронов к нему в части оценки
допустимого воздействия на человека
поражающих факторов этого оружия; деятельность
по установлению связи заболевания (смерти)
с профессией, а также причинной связи
заболевания, инвалидности или смерти
с воздействием особо опасных факторов
физической, химической и биологической
природы; деятельность службы крови, в
том числе ведение единой информационной
базы по реализации мероприятий по развитию,
организации и пропаганде донорства крови
и ее компонентов, а также предоставление
социальных гарантий, установленных законодательством
Российской Федерации для социально незащищенных
категорий граждан.
Заключение
Государственное управление - это практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования ,опирающееся на властную силу [ 10 ].
Управление в сфере
здравоохранения диктует
Это обстоятельство, в свою
очередь, предопределяет необходимость
эффективного управления развитием
сферы здравоохранения и
В целях упорядочения управляющих
воздействий различной