Государственное устройство Великобритании и особенности развития правовой системы Великобритании в XX- начале XXI вв

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:06, контрольная работа

Описание

Чтобы добиться всего этого Великобритании понадобились мудрые и решительные руководители и преобразования. В основном это касается государственного устройства и правовой системы, ведь именно эти два института являются «скелетом» государства. Данная тема работы была выбрана мной исходя из того, что она является актуальной и на сегодняшний день. Это связано с тем, что в XX веке произошли глобальные изменения государственном устройстве и праве многих стран. Именно в XX – XIX веках была положена основа такого государства, каким оно является в настоящее время.

Работа состоит из  1 файл

ЭССЕ.docx

— 52.96 Кб (Скачать документ)

 

Государственное устройство Великобритании и особенности  развития правовой системы Великобритании в XX- начале XXI вв.

 

Введение

Великобритания - островное государство на севере Европы, расположено на Британских островах. У Великобритании удивительная и длинная история - населенная изначально кельтскими племенами, она прошла путь от отдаленной римской провинции до могущественной Британской империи, сократившись в середине XX века почти до своих первоначальных размеров, не потеряла при этом ни своего влияния на мировой арене, ни уважения мирового сообщества. Чтобы добиться всего этого Великобритании понадобились мудрые и решительные руководители и преобразования. В основном это касается государственного устройства и правовой системы, ведь именно эти два института являются «скелетом» государства. Данная тема работы была выбрана мной исходя из того, что она является актуальной и на сегодняшний день. Это связано с тем, что в XX веке произошли глобальные изменения государственном устройстве и праве многих стран. Именно в XX – XIX веках была положена основа такого государства, каким оно является в настоящее время.

 

Государственное устройство

Великобритания - унитарное  государство. Исторически сложившиеся  части Соединенного Королевства - Англия, Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия. Административно-территориальное деление этих четырех стран различно. В Англии и Уэльсе - это графства (с населением свыше 1 млн. человек), которые в свою очередь делятся на округа. Самостоятельной административно-территориальной единицей является Большой Лондон, который включает 32 городских района и Сити. Северная Ирландия делится на округа, Шотландия делится на области. Самостоятельными административными единицами являются остров Мэн и Нормандские острова. Конституции как единого законодательного акта, закрепляющего основы государственного строя, в Великобритании не существует. В стране действует неписаная конституция, составленная из норм статутного права (наиболее важные среди них - Хабеас корпус акт 1679 г., Билль о правах 1689 г., закон о престолонаследии 1701 г., законы о парламенте 1911 и 1949 гг.), норм общего права и норм, представляющих собой конституционные обычаи.

 

По нашему мнению, в начале века Британская империя была одним из самых сильных государств в мире. Британские доминионы явились поставщиками сырья и людских ресурсов. По мере развития промышленности в доминионах вырос числено пролетариат, окрепла местная буржуазия, широко развернулось национально-освободительное движение в Индии, Египте, Нигерии, на Кипре и других странах. Английская буржуазия была вынуждена идти на уступки, представляя доминионам все большую самостоятельность.

 

В 1917 г. на очередной имперской  конференции за доминионами был закреплен статус самостоятельных государств в Британской империи. Также доминионы получили право самостоятельно подписывать договоры, иметь отдельное от Англии представительство в Лиге наций, Ирландия была провозглашена свободным государством. Но согласно англо-ирландскому договору от 6 декабря 1921 года шесть северо-восточных графств (Ольстер) отторгались от Ирландии и оставались в пределах Великобритании. В 30-е годы обострившиеся противоречия вынудили английское правительство пойти на новые уступки зависимым странам.

В 1931 г. был принят Вестминстарский  статус, закрепивший объединение  английских доминионов в "Британское содружество наций", согласно которому доминионы получили право самостоятельно, без чьего-либо вмешательства, решать вопросы внутренней и внешней политики, участвовать в международных соглашениях, осуществлять законодательную власть. Акты парламента соединенного королевства утратили свою императивность, а законы доминионов являлись действительными независимо от того, противоречили они праву Англии или нет. Генерал-губернатор стал назначаться только по рекомендации правительства доминиона.

Индийский Союз, Пакистан и  Цейлон после окончания второй мировой  войны получили независимость от соединенного королевства, но следуют  заметить то, что она была ограничена.

Чтобы сделать возможным вступления в Содружество для тех колоний, которые приняли статус доминионов и не установили республиканскую форму правления на своих территориях, конференция премьер-министров стран Содружества в апреле 1949 года приняла решение отменить формулу Вестминстарского статуса 1931 года, гласившую, что "члены Содружества объединены общей верностью короне", и считать английского короля только "символом свободной ассоциаций независимых наций - членов Содружества и в качестве такового главой Содружества".

Парламент

Британский парламент  часто называют прародителем всех парламентов, хотя исландский альтинг, созданный  в 930 н.э., намного старше британского, сложившегося в течение 13–14 веков. Всеобщее избирательное право сформировалось в Британии постепенно и достаточно поздно в результате ряда законодательных реформ начиная с 1832 и до 1928, когда женщины и мужчины получили равные избирательные права.

 

Избирательная реформа 

 В результате избирательной реформы в 1918-1919 гг. право голоса получили все лица мужского пола, достигшие 21 года и удовлетворяющие требованиям ценза оседлости (6 месяцев), либо владеющие помещением для деловых занятий.

Правом голоса владели  только женщины, достигшие тридцатилетнего  возраста и владеющие недвижимым имуществом годовым доходом не менее  пяти фунтов стерлингов, либо состоящие  в браке с лицом, удовлетворяющем  последнему условию. В 1929 году женщинам были предоставлены равные с мужчинами права. Акт о народном представительстве 1948 года изменил распределение избирательных округов, отменил двойной вотум (возможность голосовать более чем в одном округе). В 1969 году возрастной ценз снижается с 21 года до 18 лет. Принцип избрания одного депутата от одного округа, лежащий в основе избирательной системы, затрудняет возможность членов малых партий, представляющих свои интересы на выборах, получить места в парламенте.

Писаной конституции в Британии не существует в том смысле, что ее основные нормы не объединены в специальном документе, однако она базируется на статутах, юридических решениях, законах парламента, традициях и обычаях. После вступления страны в Европейское экономическое сообщество в 1973 году некоторые аспекты Европейской конституции были частично совмещены с «незаписанной» британской моделью конституции.

 

Парламент Великобритании является бикамеральным, то есть, основан на двухпалатной системе, и состоит  из Палаты общин и Палаты лордов. Однако, как общенациональный представительный орган парламент включает в себя не только обе палаты, но и монарха, поскольку только наличие всех трёх элементов образует в правовом смысле то, что называют британским парламентом.

 

Палата общин.

Палата общин в начале века насчитывала более 700 депутатов. После полного обособления от королевства Ирландии и провозглашения ее независимости в 1922 г. состав сократился (до 615 депутатов) и только к концу века стал постоянным – 650 депутатов (523 от Англии, 72 от Шотландии, 38 от Уэльса, 17 от Северной Ирландии). Большинство депутатов принадлежали к двум основным политическим партиям, и только в 1920-е годах партийный состав был более разнообразен (примерно до 200 консерваторов, по 120-150 – лейбористов и либералов). Деятельность депутатов стала чисто профессиональной. Начиная с 1911 года им стали выплачивать постоянное жалованье и, кроме того, суммы на секретариат и должностные дела. Срок полномочий палаты общин – 5 лет, однако на практике Правительство довольно часто прибегает к досрочному роспуску этой палаты. В парламентском праве Великобритании нет ограничений, касающихся досрочного роспуска Парламента. Обычай и многочисленные прецеденты, накопившиеся за долгую историю существования Британии, позволяют Премьер – министру в любое время подать прошение монарху о роспуске Парламента, и обстоятельства, на основе которых монарх может отвергнуть данное прошение, не оговорены и не закреплены юридически, фактически их не существует.

Палата может как принять решение о самороспуске (последний такой случай произошел в 1911 г.), так и издать закон о продлении срока своих полномочий. Такой случай имел место в британской истории 2 раза: во время Первой мировой войны и во время Второй мировой войны. 
Лишь Парламент, избранный в 1992 г., оказался первым после Второй мировой войны, который не был распущен досрочно.

 

Палата лордов

Британское парламентское  право не накладывает каких-либо ограничений на численный состав верхней палаты. В настоящее время  Палата лордов насчитывает 775 членов и включает лордов духовных и светских. На данный момент в состав входит 24 духовных лордов, представляющих только английскую церковь, и 751 светских лорда. Большой численный состав Палаты лордов отнюдь не означает, что все ее члены регулярно принимают участие в работе палаты. Обычно на заседаниях присутствует лишь около сотни лордов. Кворум же правомочности заседаний составляют всего 3 человека. К привилегиям членов палаты относятся не только свобода слова и свобода от ареста, но и право свободного доступа каждого лорда к Королеве. 
В Палате лордов действуют лишь неспециализированные комитеты.

 

Монарх.

Полномочия монарха, известные  как королевские прерогативы, всё ещё обширны. Большинство прерогатив на практике реализуется министрами, как, например, власть регулировать гражданскую службу и власть выдавать паспорта. Некоторые прерогативы выполняются монархом номинально, по совету премьер-министра и Кабинета. Пример полномочий — право распускать парламент, но Корона не может вводить новые прерогативы.

 

Реформа парламента.

В конце XIX - начале XX в. английский парламент превратился в орудие правительства, располагавшего большинством в палате общин. Организационная структура и партийная дисциплина, выработанные главными партиями применительно к британской системе парламентаризма, предопределили подчинение депутатов каждой партии своему лидеру. За поддержанием партийной дисциплины и обеспечением нужного правительству исхода голосования следили так называемые парламентские "кнуты".

 

 

Умалению роли парламента способствовало также ограничение  свободы прений. В 1882 г., после того как ирландские депутаты использовали свободу прений для срыва принятия чрезвычайных законов, палата общин  приняла Билль о правилах прекращения  прений. Это нововведение дало возможность  правительству в любое время  ставить вопрос о прекращении  прений, если они развертывались в  неугодном для него направлении. Таким образом, правительство, располагавшее  большинством в палате общин, используя  право законодательной инициативы, систему "кнутов" и правила  прекращения прений, определяло направления  работы палаты общин и подчиняло  своим интересам деятельность законодательного органа.

 

Известно, что некоторые  английские государствоведы (У. Бейджхот) уже во второй половине XIX в. начали подмечать складывающиеся новые  взаимоотношения парламента и кабинета, указывая, что исполнительная власть начинает по сути контролировать палату общин.

 

В этом плане достаточно легко объяснима реформа парламента 1911 г., усилившая роль контролируемой кабинетом палаты общин в ущерб  не избираемой верхней палате. Акт о парламенте 1911 г. ограничил законодательные полномочия палаты лордов. Поводом для его принятия послужило отклонение верхней палатой правительственного законопроекта о бюджете. Согласно Акту 1911 г., финансовый законопроект, принятый палатой общин, но не утвержденный в течение месяца палатой лордов, представлялся королю на подпись и становился законом. В отношении же нефинансовых биллей был установлен следующий порядок: если такой билль принимался палатой общин в трех последующих сессиях и каждый раз отвергался палатой лордов, то он представлялся королю на утверждение. Но между чтениями билля в первой и третьей сессиях должно было пройти не менее двух лет, что сохраняло за палатой лордов возможность в течение длительного времени саботировать принятие нефинансовых биллей. Одновременно акт сократил срок полномочий палаты общин с 7 до 5 лет.

 

Реформа парламента 1911 г. представляла собой очередной вариант старого  компромисса между буржуазией и  аристократией. Буржуазные правительства, уже подчинившие себе палату общин, получили возможность проводить  в жизнь финансовые меры без помех  со стороны земельной аристократии. В то же время британская буржуазия  не собиралась окончательно упразднять архаичную верхнюю палату, полагаясь  на ее "сдерживающую" роль по отношению  к нижней палате. В условиях меняющейся политической ситуации двухлетняя проволочка с принятием какого-либо "невыгодного" законопроекта могла оказаться  фатальной для его судьбы. Так, например, законопроект об отмене "двойного вотума", который вносился в парламент  в 1913 и 1931 гг., дважды отвергался лордами  и в результате изменившихся обстоятельств (война и мировой экономический  кризис) неоднократно снимался с повестки дня.

 

В первые послевоенные годы был отменен Закон о стачках 1927 г., существенно ограничивающий право на забастовку, проведены реформы образования, социальных служб.

 

Британский парламент  принял ряд законодательных актов, включая Единый европейский акт 1987 и Акт (поправка) о европейских  сообществах в 1993, приводящий в соответствие английское и европейское право  и обеспечивающий более тесный экономический, финансовый и политический союз европейских  стран. Единый европейский акт (ЕЕА) был первым серьёзным пересмотром Римского договора 1957 года. Акт нацеливает Европейское сообщество на создание общего рынка к 31 декабря 1992 года, и формулирует принципы Европейского политического сотрудничества, предшественника Общей внешней политики и политики безопасности Европейского союза. Был подписан в Люксембурге 17 февраля 1986 года, и в Гааге 28 февраля 1986 года. Вступил в силу 1 июля 1987 года, в рамках комиссии Делора. Закон вырос на почве недовольства среди членов Европейского сообщества в 1980-е годы в связи с отсутствием де-факто свободной торговли между ними. Лидеры деловых и политических кругов хотели гармонизировать законы, между странами и урегулировать политические разногласия. Комитет по анализу общего рынка подготовил список шагов, которые были необходимы, что стало основой Единого европейского акта. Он был подписан в декабре 1985 года на основе политической договоренности, достигнутой на Европейском совете в Люксембурге 3 декабря 1985 года.      

 

Законодательная власть

Законодательная власть принадлежит  двухпалатному парламенту со сроком полномочий 5 лет. Палата общин (нижняя) избирается путем всеобщих и прямых выборов по мажоритарной системе  относительного большинства. В ее составе 650 депутатов. Палата же лордов не избирается, право заседать в ней приобретается либо по наследству, либо по назначению монарха. В настоящее время в палате более 1100 человек. По точному смыслу британской конституции парламент — триединое учреждение: оно включает главу государства , палату лордов и палату общин. Это понятие связано с тем, что закон становится таковым, если он принят двумя палатами и подписан монархом. Среди наиболее важных функций парламента - принятие законов и контроль за деятельностью правительства. На деле же под парламентом понимаются лишь две палаты, а в обычном словоупотреблении — нижняя, которая осуществляет законодательные функции.  Правам законодательной инициативы пользуются члены парламента, а соответственно и члены правительства, т.к. министры обязательно должны быть депутатами одной из палат.

Информация о работе Государственное устройство Великобритании и особенности развития правовой системы Великобритании в XX- начале XXI вв