Государственные режимы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:01, доклад

Описание

Понятие "демократия" впервые встречается у Геродота. Тогда демократию рассматривали как особую разновидность организации государства, при которой власть принадлежит не одному лицу и не группе лиц, а всем гражданам, которые пользуются равными правами на управление государством. Перикл в V веке до н.э. так писал о демократии: "называется этот строй демократическим потому, что он основан не на меньшинстве граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам законы наши представляют равноправие для всех".

Работа состоит из  1 файл

Режимы.docx

— 30.67 Кб (Скачать документ)

Понятие "демократия" впервые встречается у Геродота. Тогда демократию рассматривали  как особую разновидность организации  государства, при которой власть принадлежит не одному лицу и не группе лиц, а всем гражданам, которые  пользуются равными правами на управление государством. Перикл в V веке до н.э. так  писал о демократии: "называется этот строй демократическим потому, что он основан не на меньшинстве  граждан, а на большинстве их. По отношению к частным интересам  законы наши представляют равноправие  для всех".

Демокра́тия политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии.

Признаки.

Во-первых, в современных государствах с демократическим режимом существует выборность и сменяемость высших и местных органов государственной власти.  

Во-вторых, для современного демократического режима характерно участие населения страны в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой и представительной демократии.  

В-третьих, современный демократический режим характеризуется действием принципа разделения властей. 

В-четвертых, в современных демократических государствах государственная власть опирается преимущественно на методы убеждения, поиск компромиссов, достижение консенсуса.  

В-пятых, для современных демократических режимов характерны господство права и закона во всех сферах общественной жизни, провозглашение и реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония. 

В-шестых, современный демократический режим характеризуется политическим и идеологическим плюрализмом.  

В-седьмых, для современного демократического режима характерны гласность, свободный доступ к информации, не признанной в законном порядке секретной, свобода средств массовой информации от цензуры. 

В-восьмых, характерной чертой современного демократического режима является также невмешательство государства в частную жизнь своих граждан.

Для демократического политического режима характерны наличие многопартийной системы, свобода деятельности общественных организаций и движений, всеобщее избирательное право и система свободных выборов, принцип разделения властей, развитая система парламентаризма.

Для этого режима характерен принцип взаимной ответственности  граждан и государства. Закон  защищает не только граждан от власти, но и власть от граждан. Как правило, в конституции закрепляется отношение  к народу как к суверенному  источнику власти.

Среди демократических  режимов часто  выделяют:

- либерально-демократические или конституционные, сочетающие в себе признаки демократии и принципы либерализма; так организовано большинство современных демократий;

- консервативно-демократические с присущей им большой ролью политических традиций (такой режим характерен для Великобритании);

- консенсусную демократию — новейшую модель демократии, разрабатываемую, в частности, нидерландскими учеными с целью преодоления одной из слабых сторон современной демократии — принципа большинства. В этой модели принцип большинства не является основным, главным считается достижение консенсуса, согласия и принцип паритетности, обосновывается право «вето» меньшинства на решения большинства;  
   

- охлократию— вырожденная форма демократии, основанная на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влияние демагогов. Охлократия характерна для переходных и кризисных периодов.

- полиархию как форму современной плюралистической демократии, предполагающую множество центров принятия политических решений, рассредоточение и диффузию власти.

- имитационную демократию  несмотря на формально демократическое законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на власть (обратная связь) мало или минимально.

- «протективную» (защищающую) демократию — модель демократического политического режима, описанная Т. Гоббсом, Дж. Локком, Ш. Монтескье. Главным смыслом собственного существования такая демократия считает защиту граждан как от произвола властей, так и от беззакония частных лиц. Важным для этой модели демократии является отделение государства от гражданского общества и невмешательство власти во многие сферы жизни, прежде всего в экономику.

- развивающую демократию - по мнению Ж.Ж.Руссо - демократия, являющаяся не только государственным механизмом, но и через непосредственное участие всех граждан в политической жизни общества развивающая, совершенствующая людей.

- демократу́ру, демокраду́ру (исп. democradura), диктокра́тию (нем. Diktokratie), диктабла́нду (исп. dictablanda) — политические режимы, в которых совмещаются черты демократии и диктатуры и обеспечивается возможность ненаказуемого игнорирования или нарушения интересов большинства или значительной части граждан.

      Исторические  формы и модели демократии.

Проблема классификации  демократии достаточно сложна. Главным  является вопрос о критериях, на основании  которых предпринимаются попытки  ее классифицировать. В зависимости  от того, кто имеет приоритет –  личность, социальная группа или народ, выделяют модели:

1) индивидуалистические;

2) плюралистические;

3) коллективистские.

Идея  автономии личности, ее первичности по отношению к народу является определяющей в индивидуалистических теориях и моделях. Данный подход выделяет личность из общества и государства. Главной задачей для такой демократии является создание институциональных и правовых гарантий для индивидуальной свободы. Личность признается главным источником власти, ее права всегда приоритетны перед правами государства.

Плюралистические  модели исходят из того, что реальным творцом политики является не личность, не народ, а заинтересованная группа, ибо в группе формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности. С помощью группы личность может выразить и политически защитить свои интересы. Народ, с точки зрения данного подхода, не может быть субъектом политики, так как представляет собой сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из разнообразных, конкурирующих в борьбе за власть групп.

Коллективистские  модели демократии имеют ряд таких общих черт, как отрицание автономии личности, первичность народа в осуществлении власти, отношение к нему как к единому целостному организму, абсолютность власти большинства, его приоритет перед меньшинством и отдельной личностью.

Теории демократии разделяются на группы также в  зависимости от того, какая форма  демократии преобладает – прямая или представительная.

Прямая  демократия – непосредственное участие населения в политической жизни и в процессе принятия политических решений (вече, референдумы, плебисциты, всеобщее обсуждение тех или иных вопросов политической жизни).

Представительная  демократия строится не на принципе прямого волеизъявления народа, а на делегировании полномочий через свободные выборы тем или иным представителям (парламенты и другие выборные органы и учреждения).

Как особый тип  политического режима в литературе выделяется еще либерально-демократический режим. Это переходный тип, который устанавливается в обществе на этапе его трансформации из тоталитарных и авторитарных режимов в демократические. Власть, как правило, готова обсуждать с обществом свои решения, но она сама определяет меру, степень и характер участия масс в политической жизни общества. Роль общества еще сильно ограничена. Оно может влиять на процесс принятия решений, но не может выбирать. С точки зрения допустимого и запретного действует принцип "позволено все, что не ведет к смене власти".

Он базируется на достижениях современной демократии, признавая и законодательно закрепляя все ее основополагающие идеи: народовластие, разделение властей, естественные права человека, политический и идеологический плюрализм и т.д. Но это демократия в сочетании с некоторыми элементами авторитаризма. Так, например, деятельность представительных органов власти, в том числе и парламента, зачастую принижена, зато на первый план нередко выдвигается исполнительная власть, особенно президент; принижена также роль судов; система сдержек и противовесов не отработана, в связи с чем принцип взаимодействия властей нарушен; не сложилась подлинная многопартийность; не всегда положительно оценивается деятельность оппозиции; недостаточным образом осуществляется защита прав и свобод человека и гражданина; в методах осуществления государственной власти встречаются проявления административно-командной системы управления.

Авторитаризм — характеристика особых типов недемократических режимов, основанных на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан. Термин «авторитаризм» был введён в научное обращение теоретиками Франкфуртской школы неомарксизма и означал определенный набор социальных характеристик, присущих как политической культуре, так и массовому сознанию в целом.

Политический  режим, соответствующий принципам  авторитарности, означает отсутствие подлинной демократии как в отношении свободного проведения выборов, так и в вопросах управления государственными структурами. Часто сочетается с диктатурой отдельной личности, которая проявляется в той или иной степени.

Во-первых, авторитарный режим, так же как и тоталитарный, является антидемократическим режимом. Однако он считается более мягким. 

Во-вторых, авторитарный режим характеризуется  тем, что государственная власть концентрируется в руках диктатора или правящей элитарной группы. 

В-третьих, в авторитарных государствах игнорируется разделение властей.  

В-четвертых, при  авторитарных режимах преобладают  силовые, командные, бюрократические методы государственного управления.  

В-пятых, в отличие от тоталитарных режимов отсутствует тотальный контроль государства над теми или иными сферами общественной жизни. Относительно независимыми от государственной власти могут быть (хотя и не всегда) экономика, культура, частная жизнь. Вместе с тем при авторитарных режимах всегда существует монополия на политическую власть, сохраняется частичная цензура над средствами

массовой информации. 

В-шестых, при авторитарных режимах допускается ограниченный политический плюрализм. Оппозиция либо не допускается, либо разрешается только в определенных пределах. 

В-седьмых, при авторитарном режиме в отличие от тоталитарного не существует единой государственной идеологии, обязательной для всего общества.  

В-восьмых, демократические права и свободы граждан в авторитарных государствах главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются.  

В-девятых, силовые структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас в политических целях. 

Тоталитари́змполитический режим, который стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.

Исторически понятие  «тоталитарное государство» появилось  в начале 1920-х для характеристики режима Бенито Муссолини. Тоталитарному государству были свойственны не ограниченные законом полномочия власти, ликвидация конституционных прав и свобод, репрессии в отношении инакомыслящих, милитаризация общественной жизни. 

Информация о работе Государственные режимы