Государственный аппарат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2011 в 20:39, реферат

Описание

В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного аппарата.

Работа состоит из  1 файл

Теория государства и права.doc

— 204.50 Кб (Скачать документ)

Актуальность  темы курсовой работы. В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах изменились многие принципы жизни общества, появились новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства, сформировался новый тип государственного аппарата. Появились или приобрели новое значение такие органы государственной власти, как Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, суды РФ. Одной из базовых концепций построения нового государства стала теория разделения властей, которая была закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 года. Актуальность курсовой работы связана в первую очередь с тем, что современный государственный аппарат в России проходит стадию реконструкции, становления и развития. В это время очень важно осознание обществом места и роли всех органов государственного аппарата в управлении государством, конкретизации и разделения их полномочий. А с выдвижением общегосударственной цели - создания правового государства, этот вопрос и его проблематика привлекает пристальное внимание отечественных теоретиков права. 

Цель  исследования состоит в том, чтобы раскрыть тему курсовой работы. 

Объект исследования. В курсовой работе является объективная реальность, то есть это те нормативные акты, которые отражают и регулируют статус государственного аппарат. 

Предмет исследования. курсовой работы является государственный аппарат. 
 
 
 
 
 
 

    Обобщение всех анализируемых признаков позволяет  прийти к выводу: аппарат современного Российского государства- это пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами,основанная на принципе резделения властей  и распологающая необходимыми материальными придатками система государственных органов,посредством которых осуществляются задачи и функции государства. 
     
     
     

Механизм  государства является материальным выражением государства, в основе которого находится государственный аппарат - система государственных органов.

Государственный аппарат является основным субъектом воплощения государственной власти:посредством его органов государство осуществляет возложенные на него задачи, организует и охраняет общественные отношения.

Как подчеркивал  К.Маркс: «Существование государственной  власти находит свое выражение именно в ее чиновниках, армии, администрации, судьях. Если отвлечься от этого физического воплощения, она представляет собой лишь тень, воображение, простое назначение».

Стало быть, государственный аппарат - это воплощение,выражение  государственной власти подобно тому, как атрибуты монархической формы правления (трон, скипетр, одежда, корона) являются ее признаками.

Модели  построения государственного аппарата

Современная юридическая наука выделяет три  основные модели построения государственного аппарата:

централизованно-сегментарная,в которой органами государственной власти являются только центральные органы, функционирующие в масштабе всего государства (президент, парламент, правительство), а также их представители на местах. Местные выборные органы рассматриваются в данной системе как органы местного самоуправления и имеют особую сферу деятельности. Такая модель характерна для современных демократических государств. Она особенно эффективна в условиях политической стабильности в стране;

моноцефальная (лат. «моно» — один, «цефалс» — голова), в которой вся система государственных органов едина. Во главе ее стоит лицо или орган, обладающий всей полнотой власти и наделяющий ею все нижестоящие органы; преобладает назначаемость нижестоящих органов вышестоящими; структура носит жестко иерархический характер. Вся система государственных органов персонифицирована и пирамидальна по своей структуре. Местные органы власти представляют собой не органы местного самоуправления, а органы государства. Подобная модель характерна для диктаторских режимов и удобна для осуществления массового террора.Моноцефальная система складывается обычно в условиях политической нестабильности в послереволюционные периоды либо в результате военных переворотов;

монотеократическая, в которой сочетается единовластие главы государства, основанное на религиозных догмах,и длительное сохранение родовых порядков. Глава государства является одновременно и высшим духовным лицом.Отсутствует разделение властей и парламентаризм. Такая модель характерная для государств, провозглашающих ислам государственной религией (Иран, Саудовская Аравия, Катар).

Целостную систему государственного механизма составляют государственные органы, учреждения и предприятия.

Государственный аппаратэто часть механизма государства, представляющая собой совокупность государственных органов, наделенных властными полномочиями для реализации государственной власти.

В структуру  механизма государства кроме  государственного аппарата входят государственные учреждения и государственные предприятия.

Государственные учреждения — это такие государственные организации, которые осуществляют непосредственную,практическую деятельность по выполнению функций государства в различных сферах: экономической, социальной,культурной, охранительной и т.п. Очень часто считают, что государственные учреждения осуществляют социально-культурные функции в сфере науки, образования, здравоохранения.

Государственные предприятия учреждаются для осуществления хозяйственной деятельности в целях производства продукции, либо ее обеспечения,выполнения различных работ и оказания многочисленных услуг для удовлетворения потребностей общества, частных лиц,извлечения прибыли.

Среди организаций  и учреждений,относящихся к числу "государственных", есть и неспецифическая часть - организаций и учреждений, которые выполняют хозяйственные, научные, социально-культурные задачи, но которые не имеют властных полномочий. Особенно велик неспецифический блок учреждений и организаций в обществах, где государство выполняет непосредственно хозяйственную и социально-культурную деятельность.

Государственный аппарат специально предназначается  для осуществления государственной  власти, на его структуру и принципы формирования оказывали и оказывают влияние различные факторы экономического,политического, исторического, религиозного и иного характера, причем сущностные или функциональные изменения с неизбежностью требуют совершенствования государственного аппарата, появления новых органов государства.

Принципы  организации и  деятельности государственного аппарата

Вся сложная,многообразная  система государственного аппарата взаимосвязана общими принципами организации и деятельности.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата - это основные идеи,исходные положения, определяющие подходы к формированию и функционированию государственных органов.

Можно выделить следующие основные принципы:

1. Принцип приоритета  прав и свобод  человека.

Этот принцип  предполагает соответствующие обязанности государственных органов, их служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан. В современном демократическом государстве человек, с его правами и свободами, является высшей ценностью государства, и поэтому оно ответственно перед гражданином за создание условий для свободного и достойного развития личности.

2.Принцип  демократизма.

Этот принцип  предполагает, прежде всего, широкое  и активное участие граждан в  формировании и организации деятельности органов государственного аппарата. Демократизм обеспечивает равные возможности, с учетом личностных качеств человека, для участия в управлении государством, вне зависимости от политических, религиозных и иных взглядов.

3. Принцип законности.

Этот принцип  выражает такое состояние общества, при котором государственные  органы с одной стороны и граждане - с другой, обязаны строго соблюдать  Конституцию, законы и подзаконные акты. Толкование и применение правовых актов на всей территории государства должно быть единообразным. Все нормативные правовые акты должны быть подчинены Конституции и законам. Гарантия прав и свобод человека отражает состояние законности. Без наличия такой гарантии говорить о принципе законности нет оснований.

4.Принцип профессионализма.

При помощи этого  принципа создаются благоприятные условия для подбора и использования наиболее квалифицированных работников в государственном аппарате. Наличие высокопрофессиональных служащих, прогрессивная организация их труда обеспечивают высокую эффективность деятельности органов государственного аппарата.

5.Принцип  разделения властей.

Этот принцип  предусматривает разделение государственной власти на: законодательную;исполнительную; судебную.

Тем самым  создаются механизмы, противодействующие произволу, беззаконию и со стороны тех или иных органов государственного аппарата.

Юридическая наука называет еще ряд принципов, таких как легитимность, научность, учет и контроль и др.

Формы деятельности государственного аппарата

Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в двух формах: организационной и правовой.

Организационная форма деятельности государственного аппарата носит неправовой характер и направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию рекомендаций по совершенствованию такой деятельности, распространение и обмен опытом работы и т. п.

Правовая  форма деятельности государственного аппарата носит властный характер и реализуется в общеобязательных предписаниях, адресованных соответствующим адресатам. Основными правовыми формами деятельности механизма государства является правотворческая,правоисполнительная и правоохранительная деятельность

Правотворческая деятельность - это особая форма деятельности компетентных органов государства, в ходе которой разрабатываются, устанавливаются нормы права, посредством издания, изменения или отмены правовых актов.

Правоисполнительная деятельность заключается в реализации требований правовых норм, в ходе которой государственные органы организуют и контролируют соблюдение юридических норм.

Правоохранительная  деятельность является особой разновидностью государственной правовой деятельности, которая осуществляется специально уполномоченными государственными органами с целью обеспечения законности и правопорядка в обществе,охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия к правонарушителям.

Государственному  аппарату повсеместно присуща тенденция  к отчуждению от простых людей, народа и общества, к бюрократизму и корпоративизму, к злоупотреблению своим положением и игнорированию действующего законодательства, к подмене общегосударственных дел своими собственными аппаратными делами и интересами.

Отмеченные  недостатки присущи и формирующемуся в России постсоветскому государственному аппарату.

Основными формами  и направлениями борьбы против традиционных и новых пороков государственного аппарата являются: развитие правовых начал, форм и процедур в организации  и деятельности всех звеньев государственного механизма; совершенствование процесса подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для государственного аппарата;повышение уровня требований к профессиональным и нравственным качествам и правовой культуре государственных служащих; усиление мер юридической ответственности работников государственного аппарата за совершаемые ими правонарушения; повышение правовой активности граждан и их общественных объединений в борьбе за свои права и законные интересы; постоянное совершенствование форм и методов общественного и государственного контроля за деятельностью всех государственных органов, учреждений и должностных лиц.

3. Государственный  орган

Общая характеристика и  признаки государственных  органов

Государственный аппарат создается для осуществления функций государства. Он представляет собой сложную систему государственных органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность, которые характеризуются наличием властных государственных полномочий и имеют определенную структуру. Каждый орган государства наделяется компетенцией - установленным законом кругом (объемом) прав и обязанностей.

Информация о работе Государственный аппарат