Местное
самоуправление – это одна из форм
реализации народом принадлежащей
ему власти, предполагающая самостоятельное
решение населением (под свою ответственность)
вопросов локального значения, владения,
пользования и распоряжения муниципальной
собственностью. Оно организационно обособлено
от системы государственных органов, но
в формах, только ему присущих как бы «продолжает»
их деятельность на местах.
В соответствии
со статьей 130 Конституции РФ, местное
самоуправление осуществляется гражданами
путем референдума, выборов, других форм
прямого волеизъявления, через выборные
и другие органы местного самоуправления,
подконтрольные населению.
Перечень
полномочий органов самоуправления
(правовое выражение их деятельности)
позволяет выделить следующие основные
функции органов местного самоуправления:
- обеспечение
участия населения в решении
местных дел;
- управление
муниципальной собственностью;
- обеспечение
развития соответствующей территории;
- охрана
общественного порядка;
- защита
интересов и прав местного
самоуправления, гарантированных Конституцией
РФ.
К исключительному
ведению местного самоуправления относятся
вопросы утверждения местного бюджета,
установление местных налогов и сборов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написав
курсовую работу на тему: «Государственный
аппарат» можно сделать выводы:
1. Понятие
«государственный аппарат» тесно
связано с понятием «механизм
государства». Первое принято употреблять
в двух смыслах - широком и более узком.
В широком смысле понятие государственного
аппарата как совокупности всех государственных
органов совпадает с понятием механизма
государства, идентично ему. В более узком
смысле под государственным аппаратом
принято понимать аппарат государственного
управления. Именно в этом значении, в
смысле совокупности исполнительно- распорядительных,
управленческих органов государства,
используется понятие «государственный
аппарат» в науке административного права.
В теории государства и права понятие
государственного аппарата, если иное
не оговорено, употребляется, по общему
правилу, в своем широком значении, т.е.
как адекватное понятию механизма государства.
2. Принципы
деятельности государственного
аппарата - это законодательно закрепленные
отправные начала, идеи и требования, лежащие
в основе формирования, организации и
функционирования механизма (аппарата)
государства. Они подразделяются на общие
принципы, относящиеся к механизму государства
в целом, ко всем составляющим его государственным
органам, и частные принципы, действие
которых распространяется лишь на некоторые
звенья государственного аппарата, отдельные
органы или группы органов.
3. Государственный
аппарат состоит из различных
частей, имеющих специфическое устройство
и выполняющих свойственные им
функции. Основным элементом этого
механизма является орган государства.
В свою очередь, орган государства является
первичным элементом государственного
аппарата. Органы государственного аппарата,
связанные между собой отношениями субординации
и координации, являясь носителями властных
полномочий, участвуют в решении наиболее
общих задач государства и осуществлении
его функций.
4. Ряд
авторов выделяет три основные
формы деятельности государственных
органов: правотворческую, направленную
на разработку и издание нормативно-правовых
актов; правоисполнительную, как форму
властной деятельности органов государства
по реализации норм права; правоохранительную
- форму правовой деятельности государства,
обеспечивающую соблюдение правовых норм.
5. Глава
государства обеспечивает конституционный
порядок, устойчивость и преемственность
механизма власти, а также высшее представительство
в международных отношениях. Он воспринимается
как своеобразный символ государства
и официальный представитель народа. При
различных формах правления функции главы
государства выглядят неодинаково.
6. Органы
законодательной власти обладают
верховенством, поскольку именно
они устанавливают правовые начала
государственной и общественной
жизни, основные направления внутренней
и внешней политики страны, а, следовательно,
определяет, в конечном счёте, правовую
организацию и формы деятельности исполнительной
и судебной властей. Главенствующее положение
органов законодательной власти в аппарате
государства обуславливает высшую юридическую
силу принимаемых ими законов, придаёт
общеобязательный характер нормам права,
выраженным в них.
7. В
органах исполнительной власти
практически нет выборности, эти
органы обычно учреждаются, а
их руководители назначаются
руководителем государства, правительства,
главами администраций. Они могут действовать
как на началах коллегиальности (Правительство
РФ), так и единоначалия (министерства),
и иметь различную подчиненность (непосредственно
Президенту, Председателю Правительства).
8. Важное
место в структуре государственного
аппарата занимает система судебных
органов, основной социальной функцией
которых является осуществление правосудия,
разрешение возникших в обществе споров
и наказание лиц, совершивших противоправные
поступки. Правильное понимание соотношения
функций права и судов весьма точно выражено
принципом, утвердившимся в Великобритании:
«право там, где средства его защиты».
9. Местное
(муниципальное) самоуправление
– одна из демократических основ
системы управления обществом и государством,
важнейший структурный элемент устройства
власти в большинстве стран мира. Существование
местного самоуправления, его эволюция
связаны с проблемами публичной власти,
которая существует в классовом обществе
как государственная власть, осуществление
которой доверено, прежде всего, общенациональным
государственным органам и должностным
лицам в соответствии с принципом разделения
властей.
Список использованной
литературы
- Конституция
Российской Федерации 1993 года.
- Федеральный
Закон Российской Федерации «Об общих
принципах организации местного самоуправления
в Российской Федерации» от 28 августа
1995г. № 154 - ФЗ.
- Дмитриев
А. М. «Государственная власть в России»,
М., 2002.
- Основы государства
и права: Учеб. пособие для поступающих
в юридические вузы / Под ред. Члена - корреспондента
РАН О. Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и
доп. - М.: Юрист, 2001. - 447.
- Общая теория
государства и права. Академический курс
в 2-х томах. Под ред. проф. М. Н. Марченко.
Том 1 Теория государства. - М.: Издательство
«Зерцало», 1998. - с. 456
- Общая теория
государства и права. Академический курс
в 2-х томах. Под ред. проф. М. Н. Марченко.
Том 1 Теория государства. - М.: Издательство
«Зерцало», 1998.
- Общая Теория
государства и права / отв. ред. М.Н. Марченко.
М., 2003.
- Сырых В. М.
«Теория государства и права», М., 2001.
- Хропанюк
В.Н. «Теория государства и права: Хрестоматия»
Под ред. проф. Т.Н. Редько. – М.: 1998