Государственный строй Украины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 12:39, курсовая работа

Описание

цель работы – изучить государственный строй Украины
На основании сформулированной цели предстоит решить следующие задачи:
• раскрыть сущность понятия и принципы конституционного строя Украины;
• выявить особенности административно-территориального устройства как составной части государственного строя;
• охарактеризовать органы местного самоуправления.

Содержание

ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ..................................................3
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….4–5
РАЗДЕЛ І. Государственное устройство Украины ………………………..7–16
1.1. Понятие и принципы конституционного строя Украины …………….7–13
1.2. Конституционные (юридические) признаки унитарного государства…………………………………………………………………...13–16
1.3. Выводы к разделу…………………………………………………………...16
РАЗДЕЛ ІІ. Административно-территориальное устройство как составная часть государственного строя ……………………………………………..17– 23
2.1.Характерные особенности административно-территориального устройства Украины ……………………………………………………...17–20
2.2. АРК, региональные и местные органы государственной власти …...21–23
2.3. Выводы к разделу…………………………………………………...............23
РАЗДЕЛ ІІІ. Органы местного самоуправления………………………....24–34
3.1.Роль местного самоуправления в политической системе Украины… 24–28
3.2.Местное самоуправление и государственная власть………………… 28–30
3.3.Децентрализация власти как один из принципов местного самоуправления…………………………………………………………… 30–34
3.3. Выводы к разделу…………………………………………………………..34
ВЫВОДЫ……………………………………………………………………35–36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..............................37–38

Работа состоит из  1 файл

К. Р. государст. устрой. Укр..doc

— 190.00 Кб (Скачать документ)

      Каждое  звено самоуправления закон наделяет собственной компетенцией, в пределах которой она действует независимо. В случае незаконного вмешательства государственных структур у их полномочие, органы местного самоуправления имеют право на судебную защиту своих интересов. Вместе с тем, органы самоуправления несут конституционную ответственность за свою незаконную деятельность. Решение органов местного самоуправления в случае их несоответствия Конституции и законам Украины приостанавливаются в установленном законом порядке с одновременным обращением в суд.

      Определяя роль местного самоуправления в политической системе Украины, которая включает государственные и общественные институты, можно утверждать, что  особенностью местного самоуправления является его государственно-общественный характер. Несмотря на те, что, соответственно  Конституции Украины, органы местного самоуправления организационно обособлены и не входят в систему органов государственной власти, местное самоуправление все же таки имеет признаки института государственной власти. Его организационная обособленность дает основания говорить об определенной автономии местного самоуправления в системе органов власти, а не о его исключении из структуры государства, которое косвенно подтверждается и существованием термина «местная автономия».

      Положение Европейской хартии местного самоуправления также подтверждают выполнение органами местного самоуправления значительной части государственных задач.

      К основным признакам местного самоуправления как государственного института  можно отнести: право принятия правовых актов, обязательных для выполнения всеми расположенными на территории местного самоуправления предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами. Отличие актов органов местного самоуправления от актов органов государственной власти заключается в ограниченности территории, на которой они действующие; законодательно установленную ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение правовых актов местного самоуправления; право создавать местные органы в системе местного самоуправления, которые имеют право использовать принуждение к выполнению законов и актов местного самоуправления.17

      С другой стороны, местное самоуправление как одна из форм самоорганизации  граждан имеет признаки общественного (общественного) института, важнейшими из которых такие:

  • структура органов местного самоуправления и положение полномочий между ними определяются населением и не устанавливаются законодательством;
  • вопросы, отнесенные к компетенции местного самоуправления, могут решаться местными референдумами и советами граждан, причем в отдельных случаях представительные органы местного самоуправления вообще могут не образовываться, а их полномочия будут осуществляться собранием;
  • население имеет право на правотворческую инициативу;
  • одним из элементов системы местного самоуправления –территориальное общественное самоуправление – самоорганизация граждан по месту их проживания на территории населенного пункта для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения; население имеет право принимать участие в осуществлении местного самоуправления в любых формах, которые не противоречат Конституции и законодательству Украины.

      Примером  могут быть комитеты (комиссии), которые  могут образовываться для решения  отдельных вопросов местного значения и включать должностных лиц местной администрации, депутатов представительного органа местного самоуправления, представителей предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отдельных граждан. Такие комитеты наделяются органами местного самоуправления определенными полномочиями и правом распоряжаться частью бюджетного средства и коммунальной собственности.

      Отдельно  следует отметить специфическое  соотношение властных и хозяйственных  задач в деятельности органов  местного самоуправления. В перечне вопросов местного значения важное место занимают именно хозяйственные проблемы, решение которых требует самостоятельной деятельности органов местного самоуправления. Территориальные общины в лице органов местного самоуправления имеют право выступать в хозяйственных отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Соотношение собственных и хозяйственных функций местного самоуправления существенным образом отличается от аналогичного соотношения функций государственной власти. Это связано с тем, что основной задачам местного самоуправления является удовлетворения жизненных нужд населения.18

      Таким образом, местное самоуправление имеет  характеристики трех разнородных субъектов: субъекта власти, субъекта гражданского общества, субъекта хозяйственной деятельности.

      Соотношение этих функций зависит от конкретных условий не только в стране и в  регионе, но и в каждой территориальной  общине. 

      3.2.Местное  самоуправление и  государственная  власть: способы взаимодействия

      Взаимоотношения между органами государственного управления и органами местного самоуправления регулируются законом. Законодательство Украины сфере местного самоуправления имеет некоторые особенности, которые отличают или сближают его с соответствующим законодательством других государств.

      Конституция Украины признает и гарантирует  местное самоуправление, которое  присущее конституциям не всех государств. После принятия закона «О местном самоуправлении в Украине» четко очертился круг вопросов, отнесенных  сферы самоуправления, определились полномочие самоуправляющихся органов.19 В Украине действует также ряд других законодательных актов, которые регулируют организацию и деятельность местного самоуправления.

      В Украине законодательно закрепленные: наличие собственных полномочий, в пределах которых органы местного самоуправления действуют самостоятельно; наличие собственных ресурсов, достаточных для осуществления органами местного самоуправления своих полномочий; выборность органов в системе органов местного самоуправления.

      Тем не менее, не все проблемы в сфере самоуправляющейся деятельности урегулированы одинаково хорошо. Некоторых законов еще просто не хватает - как по объективным причинам (через большой объем законодательной работы), так и с субъективных (через сознательное и целенаправленное противодействие некоторых политических сил или отдельных политиков реформированию основ местного самоуправления). Особенно это касается законодательства в бюджетной и налоговой сферах, от чего прямо зависит становление финансовой основы местного самоуправления. На национальном уровне противодействие оказывается через невнедрение необходимых мероприятий по дальнейшей децентрализации и деконцентрации власти и ресурсов, а на региональном уровне - через непринятие решений о передаче на уровень местного самоуправления объектов собственности, финансовых и других ресурсов.

      Другая  проблема заключается в несогласовании между собой уже принятых законов. Причинами является несовершенство процедуры прохождения законопроектов и наличие противоречивых интересов у министерств и ведомств (в исполнительной власти), у политических партий, фракций и групп (во власти законодательной). Во многих случаях это приводит к конфликту интересов государства и местных общин и к старанию решить его в пользу более сильного (государственной власти). Принимая во внимание, что расхождения интересов неминуемые, остроту проблемы можно снять усовершенствованием процедуры прохождения законопроектов.

      Реализация  полномочий местного самоуправления должна обеспечиваться достаточными финансовыми ресурсами, наличием коммунальной, в том числе земельной, собственности. У государства есть обязанность передать местному самоуправлению на долгосрочной основе ресурсы в объеме, соответствующему  поставленным перед ним задач. Таким образом, государство должно обеспечить местному самоуправлению возможность самостоятельного и долгосрочного планирования и осуществление своей деятельности.

      Юридические гарантии включают обеспечение обязательности решений органов местного самоуправления. Организационные и кадровые гарантии включают подготовку на государственном уровне муниципальных служащих, информационное обеспечение местного самоуправления. Возможность несоблюдения законодательства о местном самоуправлении одной или обеими сторонами должна нейтрализоваться деятельностью судебной системы.

      Органы  местного самоуправления соответственно действующему  законодательству имеют  право вносить законопроекты  в законодательные органы, т.е. могут  выступать как субъекты законодательной  инициативы. При этом законодательством установлено, что обращение органов местного самоуправления и представленные ими законопроекты подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти.20

      Поскольку, кроме принципиально важных вопросов, которые нуждаются в законодательном регулировании, существует большое количество текущих вопросов, которые решаются в процессе оперативного взаимодействия местного самоуправления и государственной власти, могут использоваться другие формы взаимодействия. К ним следует отнести разного рода общие рабочие органы - группы, комиссии (постоянно действующие и временные).

      Таким образом, эффективной формой взаимодействия может стать сотрудничество государственной и местной властей через ассоциации городов и другие ассоциативные органы. Для государственной власти Ассоциация городов Украины - это и организация, через которую можно обращаться одновременно ко всем ее членам и вырабатывать согласованную политику относительно местного самоуправления. 

      3.3. Децентрализация  власти как один  из принципов местного

      самоуправления

      Реализация  конституционного права населения  на осуществление местного самоуправления в значительной мере зависит от понимания  населением своих прав и возможностей в осуществлении местного самоуправления, знание, как этими правами пользоваться.

      Демократическое управление предусматривает значительную меру децентрализации власти и наличие местного самоуправления. Именно при таких условиях каждый гражданин имеет возможность принимать участие в решении вопросов, которые касаются его непосредственно, быть участником демократического процесса. Местное самоуправление - это «тренировочная площадка» демократии, на которой граждане узнают, как руководить процессами местного развития и как пользоваться своими демократическими правами.

      Ведущим принципом самоуправления – организационное и функциональное обособления его органов от органов государственной власти; взаимоотношения между ними регулируются лишь законом.

      Передача  полномочий из центра на места осуществляется путем децентрализации и деконцентрации власти, которая дает возможность строить демократию снизу кверху.

      Применение  того или другого вида децентрализации  большей частью обуславливается  закрепленным в Конституциях государств типом государственно-территориального устройства, которое бывает унитарным или федеративным. Как федеративные, так и унитарные государства не исключают наличия развитой системы местного самоуправления.21

      Согласно  современным представлениям жителей населенных пунктов, которые образовывают местные общины, должны иметь возможность самостоятельно, на свою ответственность решать вопрос организации собственной жизни, причем объем полномочий органов местного самоуправления должны определяться исключительно возможностью реализации этих полномочий на низовом уровне.

      Для европейских стран большое значение имеет принятая Советом Европы «Европейская Хартия местного самоуправления» (1985). Она определяет те стандарты самоуправления, на которые должны ориентироваться все демократические страны.

      Исторически сложились две модели местного самоуправления: англосаксонская и континентальная (европейская). Они связаны с господством одноименных правовых систем и отличаются принципами, на которые выстраивается система отношений между органами местной власти и центральным правительством.

      По англосаксонской модели муниципальная власть действует автономно в пределах компетенции, предоставленной законом, а на местных уровнях - регламентом. Контроль над деятельностью местных органов власти осуществляют судебные органы и центральные министерства и комитеты. Континентальная модель базируется на объединении принципов государственного управления и местного самоуправления. Посткоммунистические страны в большинстве своей восприняли континентальную модель местного управления.

      Система местного самоуправления традиционно состоит из двух частей: представительного органа, которого избирает населения, и исполнительного органа. Кроме того, к ней могут входить другие самоуправляющиеся единицы (например, территориальные органы самоорганизации населения и т.п.).22

      Любой формы организации самоуправления главными участниками процессов принятия и внедрение решений на местном уровне являются: выборные советники, персонал исполнительных органов, избирателе, местные группы, которые представляют разные круги местной общины, средства массовой информации.

      Важное значение в системе самоуправления предоставляют проведению местных референдумов, благодаря которым граждане имеют возможность принимать непосредственное участие в решении важных проблем жизни общины. Референдум ведет к повышению уровня легитимности управления. Применяются и другие формы волеизъявления граждан, а именно: местная инициатива, отзыв должностных лиц или депутатов. Граждане привлекаются к самоуправлению также через ежегодные городские сборы.

Информация о работе Государственный строй Украины