Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 22:24, курсовая работа
Целью данной работы является исследование государственного строя Вавилонского государства, уделяя внимание его особенностям на каждом этапе существования этого государства.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБРАЗОВАНИЕ ВАВИЛОНСКОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. Образование номовых государств на Ближнем Востоке
1.2. Эволюция раннемонархического государства
1.3. Ранние государства Месопотамии
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ВАВИЛОНСКОГО ЦАРСТВА
2.1. Государственный строй в эпоху Старовавилонского и Средневавилонского царств
2.2. Государственный строй Вавилона в конце II – первой половине I тысячелетия до н.э.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Третье место занимал так называемый «человек приказаний», или советник. Собственных полномочий у него не было, он обязывался контролировать исполнение указаний правителя и координировал работу остальных чиновников с финансовыми, налоговыми и чисто административными функциями; в его распоряжении был штат писцов, некоторые из которых имели собственную сферу письменной деятельности. Затем следовал «высший посол», которому вменялось координировать внешнеполитическую деятельность, присутствовать на приемах иноземных послов и который считался постоянным представителем правителя в других государствах.
Страна была разбита на области во главе с наместниками – чиновниками царя (шакканаккум). Их главной задачей был сбор налогов и общая организация государственного хозяйства, поддержание общего порядка и созыв ополчения; в этих целях они могли творить и суд. Чиновники руководили главами местных общин – рабианумами, которых хотя и формально назначали сверху, но из старейших общины. Они имели административные, финансовые и судебно-полицейские полномочия в своей общине.
Замыкал ряд высших должностей начальник дворца – нубанда, который со временем стал играть большую роль вообще в государственном аппарате; через него стали передаваться приказания правителя, к нему поступали все отчетных документы с хозяйств, он организовывал деятельность царских судей.
Обширным был фонд царских земель: в Ларсе он составлял, например, 30-50% обрабатываемой площади. Но структура государственного хозяйства принципиально изменилась по сравнению с эпохой III династии Ура. Для старовавилонского периода перспективными в экономическом отношении оказались следующие тенденции: поощрение общинно-частного сектора собственности и раздача царских земель, пастбищ в аренду или в условное держание за службу чиновникам, воинам, мушкенумам и др.
В старовавилонском обществе до Хаммурапи ведущее место в отправлении правосудия принадлежало храмовым и общинным судам. В качестве судебного органа выступали советы храмов, общинные собрания или специально выделяемая ими коллегия общинных судов. Рано упоминаются в источниках и царские суды. Так, еще в шумерском городе-государстве Лагаше существовал особый верховный судья – один из крупных сановников правителя.
Усиление царской власти привело к ограничению судебных полномочий общин и храмов. В общинах коллегиальные суды по-прежнему состояли из членов совета старейшин, но руководить ими стали рабианумы. Этим судам не были подсудны царские люди, они и не могли рассматривать дела, касающиеся царского имущества. Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах, они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь не выступал ни высшей кассационной, ни аппеляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобу на судебную волокиту, на злоупотребления судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Здесь вообще не было судебных инстанций, всякое судебное решение было в принципе окончательным. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.
Видное место в судебном устройстве занял царский суд, сосредоточивший в своих руках основные судебные функции и заметно потеснивший храмовый суд, суд общины, суд квартала в городе, однако некоторые права решать семейные и уголовные дела, совершенные на их территории, они все же сохранили. Судьи объединились в коллегии, им подчинялись также глашатаи, гонцы, писцы, составляющие судейский персонал. Не потеряли полностью судебных полномочий и храмы. Им принадлежала важная роль в принятии клятв, в засвидетельствовании законности сделок, в процедуре ордалий – «божьего суда», который считался важным средством установления истины.
В Вавилоне судебные решения в сознании людей издавна связывались с представлениями о справедливости. Богиня справедливости Киту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности, ст. 5 Законов Хаммурапи, предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того, как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью.
В нововавилонском обществе в храмовый совет, осуществляющий судебные функции, включались представители народных собраний городов, на территории которых находились святилища.
Финансово-податное ведомство занималось сбором налогов, которые взимались серебром и натурой с урожая, скота, продуктов ремесла.
Царская власть опиралась на армию, формировавшуюся из отрядов тяжело- и легковооруженных воинов – редум и баирум. Первоначально они были независимы от храма или от его правителя лично. Их права и обязанности были определены в 16 статьях законов Хаммурапи. Воины получали от государства за службу неотчуждаемые земельные наделы, иногда с садом, домом, скотом. Эти земли полностью исключались из оборота, всякая сделка относительно земли воина считалась ничтожной. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялось право его малолетнего сына. Если воин ради избавления от службы бросал надел, он не терял права на него в течение года при условии возвращения к своим обязанностям. Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп их из плена, обеспечение семьи воина. Воин же был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить1.
Профессиональные воины выполняли полицейские функции в Вавилоне. Не потеряло между тем окончательного значения и общинное ополчение, созываемое во время крупных военных походов. Помимо лучников и тяжеловооруженной пехоты в армии особое место занимали отряды колесниц. Древневавилонские источники, например, сообщают о том, что их командиры за воинские доблести вознаграждались царем землями, освобождались от налогов и несения других повинностей2.
Огромный бюрократический аппарат, деятельность которого строго контролировалась царем, выполнял все его распоряжения. При этом представители царской администрации имели тесный контакт с представителями власти на местах: общинными советами и старостами общин. Их полномочия были значительно урезаны, но они сохраняли ряд административных, финансовых и судебных функций, а также функций по поддержанию общественного порядка (управляли общинной землей, разрешали совместно с представителями царской власти спорные вопросы между общинниками и держателями наделов от царя, распределяли налоги и определяли размеры сборов и прочее).
Вавилонские цари, видимо, не смогли сломить в полной мере сопротивление некоторых сельских общин и племен. Судя по Законам Хаммурапи, они хорошо знали опасность «неподавимых смут, мятежей, ведущих к гибели». В интересах политических стабильности цари вынуждены были предоставить ряд привилегий (освобождать от налогов и военной службы, трудовых повинностей) не только своим слугам, крупным землевладельцам, но и некоторым вождям племен, храмам. Их привилегии записывались на каменных монументах – кудурру («пограничный камень»).
Создание централизованного Вавилонского государства и возвышение Вавилона нашли в дальнейшем свое выражение и в религиозном культе: во главе пантеона был поставлен местный бог, покровитель города Вавилона Мардук, некогда бывший одним из младших богов. Мифы приписывали этому богу функции демиурга – творца Вселенной и людей, царя богов.
Государственная администрация Вавилонского царства была главным образом дворцовой и по своим задачам преимущественно финансово-хозяйственной; остальные институты государства только зарождались в самостоятельном виде.
Около 1742 г. до н.э. касситский вождь Гандаш вторгся в Вавилонию и присвоил себе пышную титулатуру «царя четырех стран света, царя Шумера и Аккада, царя Вавилона», однако реального завоевания страны еще не произошло. И лишь разгром, учиненный зетами, способствовал окончательному свержению касситских царей на вавилонском троне.
С начала XVI в. до н.э. начинается правление касситской династии и так называемый средневавилонский период, который завершается около 1155 г. до н.э. В это время увеличивается значение таких архаических форм общественных структур, как родовые объединения и большие семьи, обозначаемые термином «биту» («дом») и возглавляемые «Бэл бити» (господин дома). Касситские роды контролировали определенную территорию, следили за сбором налогов, выполнением общественным повинностей. В касситскую эпоху укрепляются сельские общины.
Централизация
при касситах несколько ослабла,
так как известной
Неожиданный и смертельный удар Касситской Вавилонии нанесли эламиты. Во второй четверти XII в. до н.э. они совершили несколько опустошительных набегов на Месопотамию и полностью оккупировали Вавилонию. Около 1150 г. до н.э. ими был свергнут последний царь из дома Гандаша. И касситская династия прекратила свое существование. Месопотамские касситы к этому времени совершенно ассимилировались с вавилонянами.
Наместником Вавилонии был назначен эламский ставленник, и эламиты продолжали территориальные захваты в районе между Тигром, Диялой и Загросскими горами.
Страна была разделена на 14 административных областей. Столицей государства с конца XII в. До н.э. стал опять Вавилон. Царь распоряжался обширным фондом государственных земель, из которых выделялись наделы воинам за их службу. Цари часть своих земельных владений дарили приближенным и храмам. Существовала также земля, являвшаяся частной собственностью отдельных лиц.
В конце IX в. до н.э. ассирийцы захватили весь север страны. Вавилонии пришлось признать над собой власть Ассирии. Жреческие круги, чиновники и купцы вавилонских городов постепенно превратились в прочную опору ассирийского господства, а инициатива в борьбе за независимость страны перешла к халдеям и низам городского населения.
В 729 г. до н.э. Тиглатпаласар III захватил Вавилон, после чего Вавилония лишилась независимости на целое столетие. Однако ассирийский царь воздержался от превращения Вавилонии в обычную провинцию и сохранил за ней статус отдельного царства в рамках большого Ассирийского государства1.
После разгрома Ассирийской державы, захватившей Двуречье, Вавилон на время обретает политическую самостоятельность – образуется так называемое Нововавилонское царство (конец VII в. до н.э.).
Царь новой династии Навуходоносор проводит ряд успешных завоевательных походов, опираясь на воссозданную профессиональную армию (конно-колесничное войско), восстанавливает старые административные традиции Вавилонского царства, ведет широкое строительство в Вавилоне.
После смерти Навуходоносора II в 562 г. до н.э. вавилонская знать и жречество начали активно вмешиваться в политику и устранять не угодных им царей.
Тем не менее в действительности Вавилония лишилась всякой независимости во внешней политике, да и внутри страны принадлежала персидскому наместнику, а важнейшие военные и гражданские должности – знатным персам.
Вавилон является одним из государств, которое выросло из протогосударств, образовавшихся на территории Нижней Месопотамии (современный южный Ирак). Первые земледельческие племена стали поселяться в этом районе (в долине нескольких великих плодородных рек) с VI тысячелетия до н.э.
С начала IV тыс. до н.э. общинный строй шумеров двигался в направлении формирования протогосударств В III тыс. до н.э. соседско-родовые общины объединились вокруг храмовых центров, которые играли не только религиозную, но и хозяйственно-организационную роль. Храмы развиваются в значительные по размерам города, которые служат опорными центрами связей общин.
В XXVIII – XXV вв. до н.э. в объединениях формировались признаки протогосударств: возникла надобщинная администрация. Ее представляли эвен – главный жрец храма и правитель, а также совет старейших. Несколько заинтересованных общин формировали условный округ с 3-4 городами – это и было первичное объединение – ном. В обязанности правителя входила организация ирригация, а также выдачи из храмовых запасов членам общин через старейшин. Таких объединений-номов сложилось в Месопотамии до 20. Отделение храмового хозяйства от общинного и превращение его в особую сферу экономики, в государственное хозяйство, сыграло важную роль в укреплении позиций жреческой администрации во главе с энеси. Опираясь на такого рода хозяйства, энеси все определеннее отдалялся от коллектива общинников, приобретал в их глазах сакральные признаки отмеченного покровительством богов правителя и в качестве верховного связующего единства становился во главе заметно возраставшего бюрократического аппарата, оказывался высшим и основным субъектом власти-собственности.