Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:15, контрольная работа
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Г.с. означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам. В буквальном смысле "суверенитет" (от франц. "souverainete" — верховенство, верховная власть) означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, верховной властью в обществе. Г.с. есть важнейшая характеристика государственной власти, отображающая верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в определении своего политико-юридического статуса, выбора экономического, социального и политического развития
Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………..6
Суверенитет. Суверенитет государства и народа……………………….6
Проблемы суверенитета, его реализации в Российской Федерации…16
Суверенитет в современном мире………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………...32
Глоссарий……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………..38
Приложения…………………………………………………………………..42
Именно право на сецессию придает субъекту Федерации суверенный государственно-правовой статус.
Но, трудно даже гипотетически
представить, что каждый из 89 “равноправных”
субъектов Российской Федерации
может провозгласить
Таким образом, в России с формально-юридической точки зрения не может быть никаких суверенных политико-территориальных единиц, даже если они называются республиками (государствами) (ч.1, ст.5 Конституции РФ).
Следовательно, суверенной является только Россия, а состовляющие ее территориальные субъекты имеют лишь комплекс исключительных полномочий, в пределах которых они самостоятельны.
Объективной причиной данного конституционного “противоречия” стало в основном социально-экономическое и особенно политическое положение конца 90-х годов, в соответствии с чем в жертву достижению “неотложных” политических целей – спасению государственного единства – были принесены четкость и определенность конституционных положений.
Одностороннее принятие отдельными субъектами Российской Федерации деклараций о своем государственном суверенитете не приводит к возникновению каких-либо конституционно-правовых и международно-правовых результатов. Данное само собой не рождает факт наличия суверенитета: реально, ни Татарстан, ни Чечня не являются суверенными государствами (и вообще государствами) – никто не признавал их государственного суверенитета.
Согласно нормам
общего конституционного права, основными
направлениями осуществления
Осуществление государственного суверенитета происходит посредством деятельности исполнительно-распорядительных и судебных органов на всей территории государства.
В Российской Федерации государственную власть на основе разделения властей (законодательную, исполнительную, судебную) осуществляют Президент России, Федеральное собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство России, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. ст. 10, 11 Конституции РФ).
Защита независимости,
суверенитета, государственной и
территориальной целостности
Президент является гарантом суверенитета страны. Он определяет основные направления государственной военной политики, утверждает концепцию национальной безопасности и военную доктрину, руководит Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими формированиями, органами и силами обеспечения национальной безопасности, ведет переговоры и подписывает международные договоры в области обеспечения суверенитета России.
Как уже отмечалось в предыдущей главе Основной Закон России, Федеративный и иные договоры в целях сохранения единства и верховенства государственной власти, защиты суверенитета России предусматривают разделение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, относя при этом наиболее важные вопросы общегосударственного значения к ведению Российской Федерации в лице ее высших органов государственной власти, такие как принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроля за их соблюдением, федеративное устройство и территория РФ, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России, вопросы обороны и безопасности страны, определения статуса и защиты государственной границы, а также другие вопросы, определяемые основными направлениями осуществления государственного суверенитета.
Таким образом, по принципу
разделения предметов ведения к
ведению Российской Федерации отнесено
лишь то, что необходимо и вместе
с тем достаточно для защиты суверенитета
и верховенства России, обеспечения
целостности и
В законодательной
области в целях обеспечения
верховенства государственного закона
на всей территории России, Федеральное
Собрание Российской Федерации Конституцией
РФ наделено правом законодательной
инициативы (ч. 1 ст. 104), правом принятия
законов. Согласно ст. 105 Конституции
РФ Федеральные законы принимаются
Государственной Думой и
В сфере защиты единой
экономической системы России, как
суверенного государства
В целях обеспечения
территориальной целостности и
неприкосновенности, как одного из
направления осуществления
Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.
Военная форма защиты
государственного суверенитета России
осуществляется Вооруженными Силами Российской
Федерации. Остановимся подробнее
на данной форме защиты суверенитета
России. Военная форма защиты, на
мой взгляд, в настоящее время
является наиболее актуальной для Российской
Федерации и носит злободневный
характер. Согласно п.3 ст.4 Конституции
РФ Российская Федерация, как суверенное
государство, гарантирует обеспечение
целостности и
Территориальная целостность и неприкосновенность территории России обеспечивается Вооруженными Силами Российской Федерации, задачей которых является оборона страны от возможной внешней агрессии, защита суверенитета государства.
В данном случае следует отметить тот факт, что после распада СССР, произошли значительные изменения в системе вооруженных сил. Создание суверенных государств, составлявших ранее единое союзное государство привело практически к разрушению Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате чего значительно ослабла военная защита государственного суверенитета России.
Сложилась парадоксальная ситуация: государства, входившие в состав великой Федерации, абсолютно надежно защищавшей их государственную независимость, в результате борьбы за создание своего собственного суверенитета вне этой Федерации оказались совершенно безоружными, неспособными защитить свой государственный суверенитет в случае агрессии против каждого из них.
Вся система военных
округов, создававшихся не по количеству
союзных республик, а по стратегическим
направлениям с учетом территориального
начала, обеспечивающего
Дипломатическая форма
защиты государственного суверенитета
Российской Федерации осуществляется
Президентом и Правительством России,
которые Конституцией РФ и федеральными
законами наделяются широкими полномочиями
в сфере международных
Особая роль в
обеспечении верховенства государственной
власти, на всей территории, как одного
из основных юридических свойств
государственного суверенитета, а соответственно
и защите суверенитета России отведена
Конституционному Суду РФ, который
разрешает дела о соответствии Конституции
РФ федеральных законов и других
нормативных актов органов
3. Суверенитет в современном мире.
В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились новые аспекты, особенно в контексте обсуждения проблем глобализации и нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия „суверенитет“ как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии»21.Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение22.
Глобализация выступает
фактором, разрушающим суверенную национальную
государственность и
Заключение
В данной работе основное внимание было уделено таким аспектам как проблема суверенитета в современном мире, а также, проблема суверенитета и его реализации в Российской Федерации.
При выполнении её я пришел к определенным выводам, которые изложены ниже.
- Суверенитет государства
представляет собой особое
- Следует различать
форму и содержание