Государственный суверенитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:15, контрольная работа

Описание

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ — способность государственной власти независимо и самостоятельно осуществлять свои функции как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими странами. Г.с. означает верховенство и независимость государственной власти внутри своей территории и по отношению к другим государствам. В буквальном смысле "суверенитет" (от франц. "souverainete" — верховенство, верховная власть) означает то свойство власти, в силу которого она является высшей, верховной властью в обществе. Г.с. есть важнейшая характеристика государственной власти, отображающая верховенство и полновластие народа, самостоятельность и свободу нации в определении своего политико-юридического статуса, выбора экономического, социального и политического развития

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Основная часть……………………………………………………………..6
Суверенитет. Суверенитет государства и народа……………………….6
Проблемы суверенитета, его реализации в Российской Федерации…16
Суверенитет в современном мире………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………...32
Глоссарий……………………………………………………………………..34
Список использованной литературы………………………………………..38
Приложения…………………………………………………………………..42

Работа состоит из  1 файл

контр.право.docx

— 78.92 Кб (Скачать документ)

Именно право  на сецессию придает субъекту Федерации  суверенный государственно-правовой статус.

Но, трудно даже гипотетически  представить, что каждый из 89 “равноправных” субъектов Российской Федерации  может провозгласить верховенство своих актов над федеральными, право сецессии и другие прерогативы государственного суверенитета. Согласно Конституции Российской Федерации, ни один субъект Федерации не обладает этим правом: территория Российской Федерации неприкосновенна (ч.3, ст.4 Конституции РФ); “федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, … равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации” (ч.3, ст.5 Конституции РФ) (а не за ее пределами). В этой связи совершенно неприемлемо положение Конституции Республики Тыва 1992 года допускающее ее право на сецессию.

Таким образом, в  России с формально-юридической  точки зрения не может быть никаких  суверенных политико-территориальных  единиц, даже если они называются республиками (государствами) (ч.1, ст.5 Конституции РФ).

Следовательно, суверенной является только Россия, а состовляющие ее территориальные субъекты имеют лишь комплекс исключительных полномочий, в пределах которых они самостоятельны.

Объективной причиной данного конституционного “противоречия” стало в основном социально-экономическое  и особенно политическое положение  конца 90-х годов, в соответствии с чем в жертву достижению “неотложных” политических целей – спасению государственного единства – были принесены четкость и определенность конституционных положений.

Одностороннее принятие отдельными субъектами Российской Федерации  деклараций о своем государственном  суверенитете не приводит к возникновению  каких-либо конституционно-правовых и  международно-правовых результатов. Данное само собой не рождает факт наличия  суверенитета: реально, ни Татарстан, ни Чечня не являются суверенными государствами (и вообще государствами) – никто  не признавал их государственного суверенитета.

Согласно нормам общего конституционного права, основными  направлениями осуществления государственного суверенитета являются:

  • обеспечение верховенства государственного закона на всей территории государства;
  • защита экономической системы;
  • обеспечение территориальной целостности;
  • обеспечение нормального функционирования системы налогов и финансов;
  • обеспечение нормального функционирования аппарата управления.

Осуществление государственного суверенитета происходит посредством  деятельности исполнительно-распорядительных и судебных органов на всей территории государства.

В Российской Федерации  государственную власть на основе разделения властей (законодательную, исполнительную, судебную) осуществляют Президент России, Федеральное собрание (Совет Федерации  и Государственная Дума), Правительство  России, суды Российской Федерации. Государственную  власть в субъектах Российской Федерации  осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ст. ст. 10, 11 Конституции РФ).

Защита независимости, суверенитета, государственной и  территориальной целостности страны, предотвращение военной агрессии против России и ее союзников, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства относится к сфере национальных интересов. Государственный суверенитет осуществляется государственной властью в лице ее федеральных органов.

Президент является гарантом суверенитета страны. Он определяет основные направления государственной  военной политики, утверждает концепцию  национальной безопасности и военную  доктрину, руководит Вооруженными Силами, другими войсками и воинскими  формированиями, органами и силами обеспечения национальной безопасности, ведет переговоры и подписывает  международные договоры в области  обеспечения суверенитета России.

Как уже отмечалось в предыдущей главе Основной Закон  России, Федеративный и иные договоры в целях сохранения единства и  верховенства государственной власти, защиты суверенитета России предусматривают  разделение предметов ведения и  полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов  Российской Федерации, относя при этом наиболее важные вопросы общегосударственного значения к ведению Российской Федерации  в лице ее высших органов государственной власти, такие как принятие и изменение Конституции РФ, федеральных законов, контроля за их соблюдением, федеративное устройство и территория РФ, установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития России, вопросы обороны и безопасности страны, определения статуса и защиты государственной границы, а также другие вопросы, определяемые основными направлениями осуществления государственного суверенитета.

Таким образом, по принципу разделения предметов ведения к  ведению Российской Федерации отнесено лишь то, что необходимо и вместе с тем достаточно для защиты суверенитета и верховенства России, обеспечения  целостности и неприкосновенности ее территории.

В законодательной  области в целях обеспечения  верховенства государственного закона на всей территории России, Федеральное  Собрание Российской Федерации Конституцией РФ наделено правом законодательной  инициативы (ч. 1 ст. 104), правом принятия законов. Согласно ст. 105 Конституции  РФ Федеральные законы принимаются  Государственной Думой и передаются на рассмотрения Совета Федерации.

В сфере защиты единой экономической системы России, как  суверенного государства Федеральное  Собрание наделено правом принятия государственного бюджета страны. Так, в соответствии со ст. 106 Конституции РФ принятые Государственной  Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации. “Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом (п. 5 ст. 101 Конституции РФ).

В целях обеспечения  территориальной целостности и  неприкосновенности, как одного из направления осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны  и безопасности страны. Так, к ведению  Совета Федерации относятся утверждение  Указа Президента РФ о введении чрезвычайного  положения (п. “б” ст. 102 Конституции  РФ), обязательному рассмотрению в  Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные  законы по вопросам статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).

Защита Российской Федерации и ее государственного суверенитета осуществляется в различных формах: военной, дипломатической, государственными органами власти и управления, в результате осуществления своих полномочий, предоставленных им Основным Законом России и федеральными законами, правоохранительными органами.

Военная форма защиты государственного суверенитета России осуществляется Вооруженными Силами Российской Федерации. Остановимся подробнее  на данной форме защиты суверенитета России. Военная форма защиты, на мой взгляд, в настоящее время  является наиболее актуальной для Российской Федерации и носит злободневный характер. Согласно п.3 ст.4 Конституции  РФ Российская Федерация, как суверенное государство, гарантирует обеспечение  целостности и неприкосновенности своей территории.

Территориальная целостность  и неприкосновенность территории России обеспечивается Вооруженными Силами Российской Федерации, задачей которых является оборона страны от возможной внешней  агрессии, защита суверенитета государства.

В данном случае следует  отметить тот факт, что после распада  СССР, произошли значительные изменения  в системе вооруженных сил. Создание суверенных государств, составлявших ранее единое союзное государство привело практически к разрушению Вооруженных Сил Российской Федерации, в результате чего значительно ослабла военная защита государственного суверенитета России.

Сложилась парадоксальная ситуация: государства, входившие в  состав великой Федерации, абсолютно  надежно защищавшей их государственную  независимость, в результате борьбы за создание своего собственного суверенитета вне этой Федерации оказались  совершенно безоружными, неспособными защитить свой государственный суверенитет  в случае агрессии против каждого  из них.

Вся система военных  округов, создававшихся не по количеству союзных республик, а по стратегическим направлениям с учетом территориального начала, обеспечивающего мобилизационные  возможности, была полностью разрушена. А ведь именно военные округа являлись надежной основой обороны всей страны. Семь военных округов, в том числе  три на Украине, по одному в Белоруссии, Прибалтике, Закавказье и Средней  Азии, с распадом СССР одновременно прекратили свое существование.

Дипломатическая форма  защиты государственного суверенитета Российской Федерации осуществляется Президентом и Правительством России, которые Конституцией РФ и федеральными законами наделяются широкими полномочиями в сфере международных отношений. Именно Президент РФ представляет Россию как суверенное государство в  международных отношениях (ч. 4 ст.80 Конституции РФ). Важная роль в охране государственного суверенитета России отводится правоохранительным органам. Именно на правоохранительные органы государством возложены полномочия по применению специальных средств  воздействия в случае неисполнения актов государственной власти и  управления: Судебная власть – возможность  и способность, занимающего особое положение в государственном  аппарате органа (суда) воздействовать на поведение людей и социальные процессы.

Особая роль в  обеспечении верховенства государственной  власти, на всей территории, как одного из основных юридических свойств  государственного суверенитета, а соответственно и защите суверенитета России отведена Конституционному Суду РФ, который  разрешает дела о соответствии Конституции  РФ федеральных законов и других нормативных актов органов государственной  власти и управления РФ; конституций, уставов субъектов РФ, их законов  и других нормативных актов, изданных по вопросам ведения органов государственной  власти РФ и совместного ведения  органов государственной власти РФ и органов государственной  власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров  РФ.

3. Суверенитет в современном  мире.

В конце XX и начале XXI вв. в области суверенитета появились  новые аспекты, особенно в контексте  обсуждения проблем глобализации и  нового мирового порядка. Все активнее стала обсуждаться тема изменения, «размывания», «исчезновения» суверенитета. В последнее время всё громче говорится об усилении взаимных связей и взаимозависимости между государствами, что ведёт, с одной стороны, к усилению роли наднациональных органов, которым государства частично делегируют свои суверенные права (пример — Европейский союз), с другой — к признанию ряда проблем (например, права человека) выходящими за рамки исключительного ведения отдельных государств и подлежащими международному регулированию (принцип «нарушения прав человека не являются внутренним делом»). В политической науке в определенной мере осознается, что необходимы «комплексное переосмысление и переоценка понятия „суверенитет“ как в связи с возникновением мирового политического сообщества, так и в связи с уточнением пределов частных суверенитетов, принципов их сочетания друг с другом и построения их иерархии»21.Глобализация в целом способствует изменению и сокращению суверенных полномочий государств, и при этом процесс является двусторонним: с одной стороны, усиливаются факторы, объективно уменьшающие суверенитет стран, а с другой — большинство государств добровольно и сознательно идет на его ограничение22.

Глобализация выступает  фактором, разрушающим суверенную национальную государственность и существенным образом трансформирующим классические формы государственного устройства. Возрастающая неспособность современных государств к регулированию глобальных процессов и, как следствие, ослабление их суверенитета – носят достаточно объективный характер. Это ведет к всеобщей трансформации государственности в современном мире, видимыми признаками которой является реновация имперских моделей государственного устройства и возникновение нового вида имперского суверенитета. В связи с этим обозначились две противоречивые тенденции в развитии политико-территориальной организации современных государств. С одной стороны – это расширение исключительных правомочий верховной власти по отношению к территориальным подразделениям, что хорошо видно на примере увеличения объема компетенции федеральной власти в целом ряде федеративных государств (США, ФРГ, Индийский Союз, Россия, латиноамериканские федерации). С другой – это процессы региональной децентрализации, автономизации, федерализации и конфедерализации современных государств, которые идут параллельно с передачей суверенных прав государств на более высокий уровень – различным международным организациям и союзам, их добровольное ограничение в пользу более могущественных в экономическом и политическом отношении держав (США, Китай), международных организаций (НАТО и др.), союзов конфедеративного типа, эволюционирующих в сторону федеративных империй (Европейский Союз).

Заключение

В данной работе основное внимание было уделено таким аспектам как проблема суверенитета в современном  мире, а также, проблема суверенитета и его реализации в Российской Федерации.

При выполнении её я пришел к определенным выводам, которые изложены ниже.

- Суверенитет государства  представляет собой особое качество  государственной власти, выражающееся  в ее способности быть независимой  при осуществлении как внешних,  так и внутренних функций государства.  В современных условиях суверенитет  государства в его внешнеполитическом  аспекте ограничен системой международных  правовых отношений, а во внутреннем  плане – демократическим правом  народа выступать единственным  источником государственной власти. Внешние и внутренние факторы,  обуславливающие суверенитет государства,  имеют тенденцию к постоянному  сближению и взаимодействию, определяя  тем самым демократизацию всего  мирового порядка.

- Следует различать  форму и содержание государственного  суверенитета. Изучение содержания  суверенитета позволяет ответить  на вопрос, что представляет собой  суверенное государство, а при  анализе формы исследуется вопрос, каким именно органам государственной  власти надлежит выступать в  качестве представителей суверенного  государства.

Информация о работе Государственный суверенитет