Государство демократическое и тоталитарное: сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2012 в 07:28, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является выявление важной роли и значения каждого из политических режимов, каждый из которых устанавливает свои права и обязанности и для гражданина, и для общества в целом. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: определить понятие «государственно-политический режим», классифицировать и сравнить существующие режимы, исследовать актуальные проблемы сравнения демократического и тоталитарного государств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и классификация государственно-политических режимов…………………………………………………………………………....5
Глава 2. Традиционная сравнительная характеристика государственно-политических режимов………………………………………………………….12
Глава 3. Актуальные проблемы сравнительного исследования демократического и тоталитарного государства в современной российской юридической литературе………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

    Авторитарной политической системе присущи следующие черты:

    1) Автократизм (самовластие) или  небольшое число носителей власти. Ими могут быть один человек  (монарх, тиран) или группа лиц (военная хунта, олигархическая группа и т.д.).

    2) Неограниченность власти, её не  подконтрольность гражданам, при  этом власть может править  с помощью законов, но их  она принимает по своему усмотрению.

    3) опора (реальная или потенциальная) на силу. Авторитарный режим может не прибегать к массовым репрессиям и пользоваться популярностью среди широких слоев населения. Однако он обладает достаточной силой, чтобы в случае необходимости по своему усмотрению использовать силу и принудить граждан к повиновению.

    4) Монополизация власти и политики, недопущение политической оппозиции и конкуренции. При авторитаризме возможно существование ограниченного числа партий, профсоюзов и других организаций, но лишь при условии их подконтрольности властям.

    5) Отказ от тотального контроля  над обществом, невмешательство  во вне политические сферы  и прежде всего в экономику.  Власть занимается главным образом  вопросами обеспечения собственной  безопасности, общественного порядка, обороны, внешней политикой, хотя она может влиять ни на стратегию экономического развития, проводить достаточно активную социальную политику, не разрушая при этом механизмы рыночного самоуправления.

    6) Рекрутирование политической элиты  путем введения в состав выборного  органа новых членов без проведения дополнительных выборов, путем назначения сверху, а не конкурентной электоральной борьбы.

    Исходя  из вышеизложенного, авторитаризм1 – политический режим, при котором неограниченная власть сконцентрирована в руках одного человека или группы лиц, не допускающих политическую оппозицию, но сохраняющую автономию личности и общества во вне политических сферах. Авторитаризм вполне совместим с уважением всех других, кроме политических, прав личности. 
 
 

______________________

1. Никитин  А. Ф. Основы государства и права. Дрофа, М., 2008. С. 74. 

     С глубокой древности известны деспотические и тиранические разновидности авторитарного режима. Они основаны на произволе и жестокости правителей. Их отличие выражается лишь в различных способах овладения и приемах осуществления власти. Если деспот приходит к власти законными способами, то тиран – с помощью захвата, государственного переворота. Если жестокость деспота обрушивается прежде всего на ближайшее окружение, высших должностных лиц, то при тирании – на все население.

     При конституционно-авторитарном режиме ограничения демократии получают законодательное закрепление в конституции, которая лишь формально провозглашает даже весьма ограниченные права и свободы граждан. При этом запрещается или существенно ограничивается деятельность оппозиционных партий. Нарушается принцип разделения властей. Парламент становится придатком исполнительной власти, и его значительная часть не избирается, а назначается.

    Слабые  стороны авторитаризма: полная зависимость  политики от позиции главы государства или группы высших руководителей, отсутствие у граждан возможностей предотвращения политических авантюр или произвола, ограниченность политического выражения общественных интересов.

    Достоинства авторитарного режима: высокая способность обеспечивать политическую стабильность и общественный порядок, мобилизовывать общественные ресурсы на решение определенных задач, преодолевать сопротивление политических противников.

     Если  оценивать политические режимы в  контексте соотношения основных агентов, действующих сил или, скорее, неразрывных, но и различных по главным принципам своего существования полюсов политики – личности и государства, – то, конечно, оптимальным является демократический тип.

     В его рамках сохраняется относительная  независимость обеих сторон взаимодействия, человек обладает солидным набором средств влияния на государство (участие в выборах, критика, самоуправление, влияние на принятие законов и многие другие формы, которые напрочь отсутствуют в тоталитарных и авторитарных режимах). Государство же опирается на реальную поддержку граждан, активно использует их предложения, действия, участие для обеспечения успешного функционирования и развития своих институтов.

     Авторитарные  и тоталитарные политические режимы чреваты разрывом отношений между отдельным человеком и государством, что оборачивается сосредоточением усилий человека на решении проблем личной жизни при их отрыве и противопоставлении жизни социальной, регулируемой действием властных механизмов.

     При этом целостность политической системы сохраняется, но человек занимает позицию несотрудничества, отказа от взаимодействия с ней, относится к государству как к силе, неспособной воздействовать на решение реальных жизненных проблем, а скорее запутывающей и омертвляющей их. Контакт человека с государством рассматривается как крайне вынужденный, нежелательный. Например, рекрутская служба, всякого рода повинности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Актуальные проблемы сравнительного исследования демократического и  тоталитарного государства  в современной российской юридической литературе 

      Масса подавляет проницательность и вдумчивость, на которые ещё способна отдельно взятая личность, и неизбежно приводит к авторитарной тирании, стоит только конституционному государству дать слабину.

     Сегодня почти каждый образованный человек скажет вам, что «тоталитаризм», «тоталитарное государство» это зло, но удивительно, что общество в целом склонно к тоталитаризму и установлению тоталитарного режима, человек не хочет жить в мире, где нужно каждый день побеждать. В целом, тоталитаризм и демократия, это средства, при помощи которых люди хотят стать счастливыми, на сколько у них получается создание подобных обществ и форм государственного устройства, показывает история.

     Нужно так же отметить, что в науке  термин тоталитаризм и демократия до сих тор точно ни кем не определены. Нужно рассматривать тоталитаризм и демократию как крайние точки в процессе исторического развития современных обществ. Демократия – это нахождение максимально приближенного к недостижимому. Демократия и демократический государственный режим одна из высших точек развития гражданского общества. Она характеризуется гарантированием прав и свобод личности, свободу личности в экономической сфере, максимальным учётом интересов меньшинства, плюрализм во взаимоотношениях государства с другими элементами политической системы, правовой характер деятельности государственных органов. Тоталитарный государственный режим, как низшая точка – деградация гражданского общества, где не действует ни один правовой институт, где есть только произвол и насилие над личностью, где нет ни каких свобод и прав. То есть демократия и тоталитаризм в чистом виде, пожалуй можно встретить только на определённых отрезках существования государств.

     Таким образом, сразу же бросается в  глаза, что шкалой определения - на сколько один из реально существующих, или существовавших государственных режимов был тоталитарным или демократическим являются права человека, и возможность их реализации в рассматриваемом государстве.

     Государство в своей правовой деятельности закрепляет режим, который состоит из принципов, институтов, форм и методов взаимоотношения государства, общества и личности.

     Если  попытаться сравнить демократический  и тоталитарный режим, то становиться  понятно, что это полные противоположности, как уже отмечалось ранее это крайние точки развития обществ. Одно направленно на созидание другое на разрушение.

     Известно, что для тоталитарного государства свойственна идеология ведущая к великой цели, ради которой общество мобилизуется, в демократическом обществе идеологическая основа направлена на развитие отдельной личности, что заставляет государство стараться создать благоприятные условия для каждого человека. В этом заключается его созидательная сущность.

     Демократическое государство, в юридической литературе, называют правовым, так как выбор методов осуществления государственной власти, чётко установлен в основном законе. Но ещё большей гарантией исполнения и реализации прав и свобод граждан играет функционирование институтов гражданского общества. Гражданское общество является основой существования правового государства; а государство является правовым потому, что общество не даёт ему выйти из этих рамок и всегда имеет возможность отстаивать свою свободу от государственного вмешательства. И если в государстве нет гражданского общества (цивилизма).

     Гражданское общество и тоталитаризм не совместимы, они не могут существовать вместе. Тоталитарное государство в своей  основе закладывает разрушающий  элемент, уже говорилось о нетерпимости тоталитарной идеологии к обществам другого типа, все они должны с точки зрения тоталитарной идеологии быть уничтожены, так как это самое простое и кажущееся физически исполнимая цель, это идеи мировой революции, арийского мира и т.д. Таким образом, тоталитарное государство противопоставляет себя всем остальным и ведёт с ними борьбу, как непосредственную, так и холодную (на другом уровне, например на экономическом).

     Однако  гражданское общество развивается и в своём развитии стремится к демократии, установлению демократического режима как формы упорядочения и закрепления на государственно-правовом уровне гражданских отношений. Это легко проследить на примере России. После крушения тоталитарного строя стали прививаться либеральные ценности (экономические). Произошел переход от плановой к рыночной экономике. Одним из первых был принят Гражданский Кодекс, закрепивший в правовую форму торговые отношения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Итак, режимы осуществления государственной  власти отличаются большим разнообразием. Их специфика определяется зависимостью как от элементов формы государства (абсолютная монархия и унитарная государственность тяготеют к более жестким, централизованным методам управления, а парламентская республика и федеративное построение государства — к введению альтернативных более демократических методов воздействия), так и от иных объективных и субъективных обстоятельств: национальные и исторические традиции, особенности культуры, религии и даже территориальные размеры государства и т.д.

    На  основании изученного материала  подведем краткие итоги.

    Если  оценивать политические режимы по соотношению  действующих сил, различных по главным  принципам своего существования, то, конечно, оптимальным является демократический  режим. Потому что в условиях этого режима народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата. Государство не только провозглашает, но и фактически обеспечивает, гарантирует общедемократические права и свободы, равный статус различных форм собственности, гибкую социальную политику, защиту личности от всех проявлений беззакония.

    При тоталитарном же режиме господствует одна официальная идеология, которая формируется правящей партией, возглавляемой вождем. Стираются различия между личным и общественным, индивидуальным и публичным, так как тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на контроле всех сфер жизни, включая образование, здравоохранение, средства массовой информации.

    В демократическом государстве народ  является источником власти, в то время  как в тоталитарном власть принадлежит  одной правящей партии или политическому  лидеру, в большинстве случаев  харизматическому. При демократии существуют различные партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения. Народные инициативы, обсуждения, демонстрации становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Тоталитарный режим допускает лишь только одну правящую партию, другие же стремится запретить, используя в своих целях полицейский сыск.

     Демократия, как свидетельствует исторический опыт цивилизаций, дает более широкий  выход энергии и социальному  творчеству личности, чем другие типы политических режимов. Она выступает мощным средством преодоления различных видов диктатуры и деспотических правлений.

     Естественно, не нужно идеализировать либеральный режим, поскольку и он имеет свои недостатки, главные из которых социальная защита некоторых категорий граждан, расслоение общества, фактическое неравенство стартовых возможностей и т.п. Не смотря на это, следует отметить, что либерализм на сегодняшний день является наиболее привлекательным и желанным политическим режимом для многих государств.

     Демократические режимы отличаются от рассмотренных выше тем, что в условиях этих режимов народ, будучи источником власти, прямо и непосредственно формирует высокопрофессиональные представительные органы власти, активно участвует в управлении обществом, контролирует деятельность исполнительного аппарата.

Информация о работе Государство демократическое и тоталитарное: сравнительная характеристика