Государство демократическое и тоталитарное: сравнительная характеристика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:30, курсовая работа

Описание

Целью написания данной работы является выявление важной роли и значения каждого из политических режимов, каждый из которых устанавливает свои права и обязанности и для гражданина, и для общества в целом. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: определить понятие «государственно-политический режим», классифицировать и сравнить существующие режимы, исследовать актуальные проблемы сравнения демократического и тоталитарного государств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие и классификация государственно-политических режимов…………………………………………………………………………....5

Глава 2. Традиционная сравнительная характеристика государственно-политических режимов………………………………………………………….12

Глава 3. Актуальные проблемы сравнительного исследования демократического и тоталитарного государства в современной российской юридической литературе………………………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………...22

Список использованной литературы………………………………………..25

Работа состоит из  1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)
 

Федеральная таможенная служба

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

Владивостокский филиал 
 

Кафедра теории и истории государства и права 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 

по дисциплине «Теория государства и права» 

Студента ____Алексея Викторовича Лапшина____________________ 

группа ____311_______форма обучения__ очная__________________ 

___________________Юридического___________________факультета 
 

на тему: «Государство демократическое и тоталитарное: сравнительная характеристика» 
 

     Руководитель: Ю. Б. Кравченко,

                           к.ю.н., доцент 

     Оценка_____________________

     Подпись____________________

    «___»_______________2011 г. 
 
 
 
 
 
 

Владивосток

2011 

ПЛАН 
 

Введение…………………………………………………………………………..3  

Глава 1. Понятие и классификация государственно-политических режимов…………………………………………………………………………....5  

Глава 2. Традиционная сравнительная характеристика государственно-политических режимов………………………………………………………….12 

Глава 3. Актуальные проблемы сравнительного исследования демократического и тоталитарного государства в современной российской юридической литературе………………………………………………………..19 

Заключение……………………………………………………………………...22 

Список  использованной литературы………………………………………..25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Человечество  с древнейших времен ищет оптимальные  формы соотношения личности и  государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо  народа должно представлять высший закон для государства.

     Однако  практика далеко не всегда достигала  таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях - выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной  властью. Еще Аристотель выделял  два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой - к интересам подданных, общества. Первый род правления выражается в подчинении, подавлении личности государством, когда человек рассматривается как малая и незначительная частичка. Такой тип отношений человека и политической структуры образуется в рамках тоталитарных государственных систем, стремящихся к полному подчинению частной жизни потребностям политической системы. При политическом режиме, где человек обладает солидным набором средств влияния на государство (участие в выборах, самоуправление, влияние на принятие законов), образуется демократическое правление.

     Политический  режим – это совокупность форм и методов реализации государственной  власти, определяющих характер политической жизни в стране, способ функционирования политической системы общества.

     Характер  политического режима зависит от особенности функционирования структур данной политической системы, степени  развития демократических признаков  в обществе, состояния законности, особенностей политической культуры и традиций.

     Конкретный  политический режим характеризуется  в конечном итоге соотношением институтов публичной власти с гражданским  обществом, его субъектами. 

     Актуальность  избранной для исследования темы заключается в спорах и дискуссиях вокруг теории демократии и тоталитарного режима, которые не прекращались во все времена существования человеческого общества. Извечное стремление людей создать рациональное и справедливое общество порождало великих гуманистов и кровавых диктаторов, смелые реформы и опустошительные воины. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам, но может действовать и в интересах всего общества.

     Целью написания данной работы является выявление  важной роли и значения каждого из политических режимов, каждый из которых устанавливает свои права и обязанности и для гражданина, и для общества в целом. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: определить понятие «государственно-политический режим», классифицировать и сравнить существующие режимы, исследовать актуальные проблемы сравнения демократического и тоталитарного государств.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Понятие и классификация государственно-политических режимов 

      Государственно-политический режим – совокупность методов  осуществления государственной  власти, итоговое политическое состояние  в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил.

      Понятие политический режим включает не только государство, но и политическую систему  в целом. В конституционном праве  «политический режим» называют устаревшей категорией и на смену ему предлагается использовать термин «государственный режим»1.

     В рамках политологии  выделяют понятия:

     Государственный режим – характерные методы осуществления государственной власти.

     Политический  режим – среда и условия политической жизни общества, определяющие политический климат, существующий в обществе2.

     В науке конкурируют  в основном два  подхода в трактовке  режима:

     1) юридический, делающий акцент  на формальные нормы и правила  отправления власти институтами государства;

     2) социологический, опирающийся на  анализ тех средств и способов, с помощью которых осуществляется реальная публичная власть и которые в той или иной мере обусловлены социокультурными традициями, системой разделения труда, характером коммуникаций и т.д. Как показал практический опыт, наиболее адекватным способом отображения политического режима является социологический подход.  
 
 
 

_________________________

1. Чиркин В. Е. О публичной власти // Государство и право – 2003. - № 10

2. Грачев М. Н. Программа курса «Теория политики», 2007. – № 1. – С. 103–118.

     Появившись  в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам в понимании политического (государственного) режима.

      Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий — делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.

    Политический  режим предполагает и требует  широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д.

    Вместе  с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.

          Таким образом, для  характеристики формы государства  имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни)1.

     Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств  и способов управленческого воздействия.2

     Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.

     Государственный режим отражает уровень и формы  развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.

     Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений.

    Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы социальной борьбы или сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные классификации политических режимов, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.

     В зависимости от характера используемых государственной властью средств  и способов управленческого воздействия различают авторитарные и демократические государственно-правовые режимы1:

  1. авторитарный (государственная власть реально не формируется, не контролируется народом). Парламент штампует решения, выработанные правящей элитой во главе с вождем или группой лиц.
<

Информация о работе Государство демократическое и тоталитарное: сравнительная характеристика