Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 11:30, курсовая работа
Целью написания данной работы является выявление важной роли и значения каждого из политических режимов, каждый из которых устанавливает свои права и обязанности и для гражданина, и для общества в целом. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи: определить понятие «государственно-политический режим», классифицировать и сравнить существующие режимы, исследовать актуальные проблемы сравнения демократического и тоталитарного государств.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и классификация государственно-политических режимов…………………………………………………………………………....5
Глава 2. Традиционная сравнительная характеристика государственно-политических режимов………………………………………………………….12
Глава 3. Актуальные проблемы сравнительного исследования демократического и тоталитарного государства в современной российской юридической литературе………………………………………………………..19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………..25
Федеральная таможенная служба
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Российская таможенная академия»
Владивостокский
филиал
Кафедра
теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по дисциплине
«Теория государства и права»
Студента
____Алексея Викторовича Лапшина____________________
группа
____311_______форма обучения__ очная__________________
___________________
на тему:
«Государство демократическое и тоталитарное:
сравнительная характеристика»
Руководитель: Ю. Б. Кравченко,
к.ю.н., доцент
Оценка_____________________
Подпись____________________
«___»_______________2011 г.
Владивосток
2011
ПЛАН
Введение…………………………………………………………
Глава
1. Понятие и классификация государственно-политических
режимов……………………………………………………………
Глава
2. Традиционная сравнительная характеристика
государственно-политических режимов………………………………………………………….
Глава
3. Актуальные проблемы сравнительного
исследования демократического и тоталитарного
государства в современной российской
юридической литературе……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………..25
ВВЕДЕНИЕ
Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения личности и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять высший закон для государства.
Однако практика далеко не всегда достигала таких высоких идеалов и обычно останавливалась на более низких устремлениях - выгоде для государства, отдельных слоев, облеченных публичной властью. Еще Аристотель выделял два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой - к интересам подданных, общества. Первый род правления выражается в подчинении, подавлении личности государством, когда человек рассматривается как малая и незначительная частичка. Такой тип отношений человека и политической структуры образуется в рамках тоталитарных государственных систем, стремящихся к полному подчинению частной жизни потребностям политической системы. При политическом режиме, где человек обладает солидным набором средств влияния на государство (участие в выборах, самоуправление, влияние на принятие законов), образуется демократическое правление.
Политический режим – это совокупность форм и методов реализации государственной власти, определяющих характер политической жизни в стране, способ функционирования политической системы общества.
Характер политического режима зависит от особенности функционирования структур данной политической системы, степени развития демократических признаков в обществе, состояния законности, особенностей политической культуры и традиций.
Конкретный
политический режим характеризуется
в конечном итоге соотношением институтов
публичной власти с гражданским
обществом, его субъектами.
Актуальность избранной для исследования темы заключается в спорах и дискуссиях вокруг теории демократии и тоталитарного режима, которые не прекращались во все времена существования человеческого общества. Извечное стремление людей создать рациональное и справедливое общество порождало великих гуманистов и кровавых диктаторов, смелые реформы и опустошительные воины. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по-разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам, но может действовать и в интересах всего общества.
Целью
написания данной работы является выявление
важной роли и значения каждого из политических
режимов, каждый из которых устанавливает
свои права и обязанности и для гражданина,
и для общества в целом. Для достижения
этой цели поставлены следующие задачи:
определить понятие «государственно-политический
режим», классифицировать и сравнить существующие
режимы, исследовать актуальные проблемы
сравнения демократического и тоталитарного
государств.
Глава
1. Понятие и классификация
государственно-политических
режимов
Государственно-
Понятие политический режим включает не только государство, но и политическую систему в целом. В конституционном праве «политический режим» называют устаревшей категорией и на смену ему предлагается использовать термин «государственный режим»1.
В рамках политологии выделяют понятия:
Государственный режим – характерные методы осуществления государственной власти.
Политический режим – среда и условия политической жизни общества, определяющие политический климат, существующий в обществе2.
В науке конкурируют в основном два подхода в трактовке режима:
1) юридический, делающий акцент на формальные нормы и правила отправления власти институтами государства;
2)
социологический, опирающийся
_________________________
1. Чиркин В. Е. О публичной власти // Государство и право – 2003. - № 10
2. Грачев М. Н. Программа курса «Теория политики», 2007. – № 1. – С. 103–118.
Появившись в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам в понимании политического (государственного) режима.
Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий — делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций.
Политический режим предполагает и требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д.
Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.
Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как в узком смысле слова (совокупность приемов и способов государственного руководства), так и в широком своем понимании (уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни)1.
Государственно-правовой режим выражает особенности функционирования государственного механизма. При выполнении своего функционального назначения органы государства взаимодействуют друг с другом и населением, используя определенные наборы средств и способов управленческого воздействия.2
Это настолько важная для всей политической жизни общества динамичная категория, что некоторые юристы и политологи склонны отождествлять ее с формой государства вообще.
Государственный режим отражает уровень и формы развития демократии, политический климат в стране в определенный период. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью.
Олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество и обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые формы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений.
Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни и состояние экономики, формы социальной борьбы или сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные классификации политических режимов, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
В
зависимости от характера используемых
государственной властью
Информация о работе Государство демократическое и тоталитарное: сравнительная характеристика