Государство и право Древнего Рима

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:57, реферат

Описание

Одно из величайших достижений Античного мира -- римское право. Усилиями должностных лиц и прежде всего преторов, а также знаменитых «классических» юристов была создана правовая система, устанавливающая наиболее оптимальный режим юридического регулирования простых товарно-денежных отношений, основанных на частной собственности. Достигнутое в ходе длительного развития совершенство формы и содержания, логическая обоснованность, четкость, ясность изложения в немалой степени обусловили его восприятие (рецепцию) правом последующих эпох.

Содержание

Вступительная часть
Право Древнего Рима
Структура классического римского права
Римское частное и публичное право
Заключительная часть (подведение итогов)

Работа состоит из  1 файл

РЕФЕРАТ ПРАВО.docx

— 29.18 Кб (Скачать документ)

Университет «PERSPECTIVA-INT»

 

 

РЕФЕРАТ

Тема: «Государство и право Древнего Рима»

 

 

 

 

 

                                                                

                                Кафедра «Право»

                                           Специальность «Право»

                                   Учебный год – 2013

                                          Студент – Мунтяну Алла

                                                             Преподаватель: Михалаки Юрий

 

 

 

 

 

 

Кишинев

 

 

 

РЕФЕРАТ

по теме : «Государство и право Древнего Рима»

 

План

Вступительная часть

Право Древнего Рима

Структура классического  римского права

Римское частное и публичное право

Заключительная часть (подведение итогов)

Введение:

Одно из величайших достижений Античного мира -- римское право. Усилиями должностных лиц и прежде всего преторов, а также знаменитых «классических» юристов была создана правовая система, устанавливающая наиболее оптимальный режим юридического регулирования простых товарно-денежных отношений, основанных на частной собственности. Достигнутое в ходе длительного развития совершенство формы и содержания, логическая обоснованность, четкость, ясность изложения в немалой степени обусловили его восприятие (рецепцию) правом последующих эпох. Из всех факторов, содействовавших рецепции права рабовладельческого Рима, два заслуживают особого внимания. Первый из них -- достижение необходимой юридической абстракции в праве. Все свободные (независимо от социального и национального происхождения) наделялись юридическим равенством в области частного права. Раб низводился на уровень обычного товара -- объекта права собственности. Впоследствии, когда рабства не стало, сохранилась точная юридическая разработка понятия объекта права собственности.

Второй фактор -- глубина подхода «классических» римских юристов к проблеме право применения, особенно оцененного в Новейшее время. «Когда право противоречит справедливости, должно предпочесть последнее» Не будем касаться вопроса о том, что древние римляне понимали под справедливостью. Важно другое: было намечено должное направление преодоления возможного противоречия между устаревшей, но не отмененной правовой нормой и отношением, полезным для общества и требующим защиты правом.

Римское право  в период ранней республики.

Важной чертой римского права  собственности было подразделение  ее на два типа. К первому типу (рес манципи) относились земля (поначалу -- около Рима, а затем -- вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения, сервитуты; ко второму типу (рес нек манципи) -- все прочие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории -- продажи, мены, дарения и пр.-- требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Наложив руку, следовало сказать: «Я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов». Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Без манципации уплаты денег было недостаточно для возникновения права собственности. Передача манципируемой вещи происходила в торжественной обстановке, в присутствии пяти свидетелей и весодержателя с весами и медью. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты -- асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности служили запоминанию сделки на тот случай, если в будущем возникнет связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже драгоценные, переходили посредством простой  традиции, т. е. бес формальной передачи на условиях, установленных договором  купли-продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь, требовал при переходе из рук  в руки манципации, а драгоценная  ваза -- традиции. Дело в том, что первые две вещи относятся к разряду орудий и средств производства и по своему происхождению тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь, были как изначально, так и в последующем предметами индивидуальной собственности.

Семейное и наследственное право. Римская семья, была строго патриархальной, т. е. находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед или отец. Такое родство называлось агнатическим, а все «подвластные» домовладыке были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало  с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи. Когнатом становился и сын, выделившийся из семьи (с разрешения отца). Напротив, усыновленный и тем самым принятый в семью становился по отношению к ней агнатом со всеми связанными с этим правами, в том числе и на законную часть наследства.

Агнатическое родство было несомненно более прогрессивным по сравнению с кровнородственным, когнатическим родством.

В Древнем Риме существовали три формы заключения браков: две  древнейшие и одна сравнительно новая. Древнейшие совершались в торжественной обстановке, и жену отдавали под власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем. Вторая форма брака совершалась в форме покупки невесты (в маниципационной форме).

Также встречалась бесформальную форму брака -- «сине ману», т. е. «без власти мужа». В этой форме брака женщина нашла значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в «правильном» браке). С разводом женщина забирала свое собственное имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого, равно как и благоприобретенное после вступления в брак. С течением времени именно брак «сине ману» получил наибольшее распространение, тогда как «правильные» формы брака сохранялись главным образом в жреческих и патрицианских фамилиях. Специфической особенностью брака «сине ману» было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена в положенный день на три дня уходила из дома мужа (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Заботы о содержании семьи  лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным; мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой, оно было его  собственностью. Развод разрешался мужу при всех формах брака, для жены -- только в браке «сине ману».

После смерти домовладыки имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, если они оставались на ее попечении после смерти отца.

Наследование по завещанию  ограничивалось рядом условий. Лишая  наследства кого-либо из агнатов, отец должен был прямо назвать его. Всякое наследственное распоряжение нуждалось  в утверждении Народным собранием.

Уголовно-правовые постановления  Законов XII таблиц отличались крайней  суровостью. Смертной казнью наказывался  всякий, кто посмел потравить или  собрать урожай «с обработанного  плугом поля». Поджигатель дома или  хлеба, если он действовал преднамеренно, заключался в оковы, подвергался  бичеванию, за которым следовала  смерть. Всякий мог убить на месте  преступления ночного вора или вора, захваченного с оружием в руках. Дневной вор, застигнутый на месте  преступления, подлежал физическому  наказанию, а затем выдавался  потерпевшему (т. е. обращался в рабство).

Членовредительство, побои, оскорбления наказывались штрафом. Об умышленном убийстве не упоминается  вовсе. Объясняется это, по-видимому, тем, что меры наказания, следуемые  за него, не вызывали сомнения (смертная казнь).

Преступления раба рассматривались  судом особо. У раба не было никаких  прав на защиту. Приговоренный к  смерти, он, по обычаю, сбрасывался с  Тарпейской скалы.

Судебный процесс. Древнейшая форма судебного рассмотрения спорных  случаев, так называемый легисакционный процесс, следующим образом рисуется Законами XII таблиц. Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая -- ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и  ответчик являлись в назначенный  день на Форум к магистрату, каким  для данных случаев сделался со временем претор. Здесь после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в  произнесении должной, строго определенной формулы, назначал день суда и устанавливал сумму денег, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести (в храм) в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и  таким образом Рим защищал  себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), день суда и  обязывал тяжущихся подчиниться  судейскому решению.

На второй стадии судья  выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение. Оно  было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

Структура классического  римского права.

Последний век республики и первые 2-3 века империи были временем полного расцвета римской классической юриспруденции.

Законы XII таблиц послужили  надежной опорой для регулирования  сравнительно простых товарных, семейных, наследственных и других подобных отношений. Отсюда и то внешнее почтение, которое  отдавалось Законам XII таблиц в более  поздние времена, когда их практическое применение либо вовсе исключалось, либо стало минимальным.

В результате войн Рим завоевал Италию, а вслед за тем многие европейские и азиатские территории. В течение всего этого времени  развиваются ремесла и торговля. С захваченных испанских серебряных рудников в Рим поставляли серебро  для чеканки полноценной серебряной монеты, и это в значительной степени  стимулировало развитие финансовых операций разного рода, включая кредитные.

Новые экономические отношения  потребовали создания нового права, ибо Законы XII таблиц стали для  большинства случаев неприменимы  или не давали должного руководства. В этих исторических условиях в качестве толкователей и творцов права  выступают преторы. Они заложили основы римской классической юриспруденции, которую разрабатывали одновременно с ними и после них римские  «классические» юристы Ульпиан, Цельз, Папиниан и др.

Право частное и право  публичное. По воззрениям римских юристов, всю совокупность правовых велений  следует делить на две части: право  частное и право публичное. К  последнему, по известному определению  уже упоминавшегося Ульпиана, принадлежат все те нормы, которые «относятся к положению римского государства» как целого; напротив, частное право имеет дело с тем, что касается «пользы отдельных лиц».

Таким образом, храмы и  публичные дороги, например, были объявлены  областью публичного права, тогда как  отношения, связанные с правом собственности  или владения, семейным и наследственным правом, обязательствами и пр.,-- областью права частного. Это деление признавалось верным и в средние века в тех странах Европы, где было заимствовано (рецепировано) римское право. Оно укоренилось и принимается как должное и в наши дни. И мы именуем римское гражданское право частным.

Благодаря формулярному процессу экономические отношения, как возникающие, так и развитые, получили надежную защиту. Произошло неизбежное в создавшихся  условиях сближение цивильного и  преторского права. В области оборота недвижимости и договорного права Рима было особенно велико влияние права народов. Теоретическая же разработка преторского права находилась под постоянным влиянием знаменитой греческой философии, усвоенной выдающимися представителями римской юридической науки и практики.

Римское частное и публичное право.

Римское право – право античного Рима, Римского государства рабовладельческой формации. 
Право в объективном смысле – совокупность правовых норм, в субъективном смысле – право, принадлежащее субъекту права. Римские юристы не проводили такого различия. Они делили право на 2 части, различие которых проводилось путем противопоставления интересов государства и общества интересам отдельных личностей.

 
1. Публичное право (jus publicum) – совокупность норм, регулирующих вопросы религиозного характера и вопросы управления. Это право, которое «ad statum rei Romanae spectat» (относится к положениям Римского государства). Публичное право включало в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов (Ульпиан). К нему относились нормы, определяющие правовое положение государства и его органов и регулирующие их отношения с частными лицами. Римское публичное право содержало нормы о судопроизводстве: формах судебного процесса, вызове в суд, доказывании и доказательствах, процессуальном представительстве; уголовного права: о преступлениях и наказаниях, об ответственности за преступления; о законах, сенатус-консультах и долговременном обычае; о порядке похорон и церемоний; о правоспособности и дееспособности лиц, о структуре власти, о занятии государственных должностей. Нормы публичного права носили повелительный характер (императивные) и не могли быть изменены. Применялись методы власти и подчинения. Публичное право неразрывно связано с обязанностями. 

 
2. Частное право (jus privatum) – совокупность норм, регулирующих вопросы имущественных и семейных отношений в римском обществе. Это право, которое относится «ad singulorum utilitatem» (касается выгоды, интересов отдельных лиц). Частное право регулировало отношения частных лиц между собой и в институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг. Частное право делилось на комплекс имущественных (по поводу вещей) и личных прав (абсолютных, неотчуждаемых).

Информация о работе Государство и право Древнего Рима