Государство и рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:44, курсовая работа

Описание

В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции правительства – федерального, местных органов власти – играют в ней существенную роль.

Содержание

1.Введение.
2.Рынок и условия его возникновения.
3.Основные черты и проблемы переходного периода к рынку. Формирование рыночной структуры.
4.Типы государственного регулирования.
5.Теоретические взгляды на государственное регулирование.
6.Фиаско рынка и государственное вмешательство.
7.Экономические функции государства в рыночной экономике.
8.Основные инструменты государственного регулирования.
9.Роль налогов в рыночной экономике.
10. Заключение.

Работа состоит из  1 файл

kyrsovaya-1.doc

— 141.50 Кб (Скачать документ)

     В любой экономической  системе, в том числе и в  рыночной экономике, государство  выступает в известном смысле, как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой политики, государственного законодательства. Принуждения, если оно расширительно используется государством, сводит на нет все преимущества свободного предпринимательства, основанного на конкуренции и рыночном ценообразовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

               

 

                Теоретические взгляды на государственное  регулирование

 

     Отношение к государственному  вмешательству в рыночную экономику  было различным на разных этапах  её становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII вв. господствовавшая экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования, для развития в стране торговли и промышленности.

     С развитием рыночных  отношений набравший силу класс  предпринимателей начал рассматривать  государственное вмешательство  и связанные с эти ограничения  как помеху в своей деятельности. Не удивительно, что пришедшие  в конце XVIII в. на смену меркантилизму идеи экономического либерализма, которые негативно оценивали государственное вмешательство, сразу нашли огромное число горячих поклонников.

     Вне зависимости от  господствующих экономических доктрин,  никто и никогда не снимал  с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” , совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного устанавливать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния.

 

 

 

 

 

 

                         Фиаско рынка и государственное вмешательство

 

     Классики исходили  из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.

     К числу проблем,  которые не решает рыночный  конкурентный механизм, относятся  внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, которая повлекла за собой подобные побочные эффекты, это сможет и не сказаться. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства.

     Экономическая практика  выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов.

     Следует отметить, что  “слёг” к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищённости. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это заканчивается чрезвычайно серьёзными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательство государство требует и другая рыночная проблема – безработица. Необходимы условия по её сокращению или смягчению её последствий, если она всё же неизбежна.

 

 

 

 

             Экономические функции государства  в рыночной экономике

 

     Переход России от  централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством.

     Изменение прежнего  порядка привело к тому, что  в России быстрей пошёл процесс  разрушения старых механизмов  централизованного государственного регулирования, нежели создание новых, необходимых для проведения необходимых рыночных преобразований.

     Неприятие тоталитаризма,  ориентация на либерально-демократическую  систему ценностей не означает, что переходить следует к некой  абстрактной “безгосударственной” рыночной модели. В России многими воспринята как аксиома идея, согласно которой основой политических свобод и демократии могут быть полностью либерализованные рынки. Но это утверждение не только несколько искажённо трактует западный опыт, но и не учитывает российский менталитет с его многовековой традицией сильной центральной власти, правда, доведённой в ходе социального эксперимента XX в. до крайних форм.

     В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и ещё в большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.

     Многообразие задач,  которые стоят перед государством  в рыночной экономике, можно  выразить через выполняемые государством  экономические функции. К ним относятся:

  1. создание и регулирование правовой основы функционирования экономики;
  2. антимонопольное регулирование;
  3. проведение политики макроэкономической стабилизации;
  4. воздействие на размещение ресурсов;
  5. деятельность в сфере распределения доходов.

    

     В реальной действительности  все функции  переплетены между  собой и в комплексе воздействуют  на экономическую ситуацию.

                Основные инструменты государственного регулирования

 

     Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.

     Прямое вмешательство государства – это принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между элементами рыночной системы. Примером государственного регулирования экономики путём издания законодательных актов может служить положение о кооперации во Франции.

     Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства, меры экономической политики могут быть направлены на:

  1. стимулирование капиталовложений;
  2. обеспечение полной занятости;
  3. стимулирование экспорта и импорта товаров, капиталов и рабочей силы;
  4. воздействие на общий уровень цен в целях его стабилизации;
  5. поддержку устойчивого экономического роста;
  6. перераспределение доходов.

 

     Для проведения этих  разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика – это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путём манипулирования государственными доходами и расходами. Кредитно-денежная политика – это политика, проводимая путём регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается.

     Страны с рыночной экономикой  постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.

 

 

                           Роль налогов в рыночной экономике

 

     В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, чётко действующей налоговой системы, эффективная рыночная экономика невозможна.

     В чём же конкретно состоит  роль налогов в рыночной экономике,  какие функции они выполняют? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Это, конечно, так. Но на первое место следует поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов – регулирующая.

     Рыночная экономика в развитых  странах – это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируюмую государством, невозможно. Иное дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах.

     Государственное регулирование  осуществляется в двух основных  направлениях:

  1. Регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит главным образом в определении “правил игры”, т.е. разработка законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношение действующих на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наёмных рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции государственных органов, регулирующие взаимоотношения товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, а так же бирж труда. Это направление государственного регулирование рынка непосредственно с налогами не связано.
  2. Регулирование развития народного хозяйства, общественного производства, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идёт, главным образом, о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей, с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

    

     В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие “вышестоящие организации”, имеющие право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов.

     Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия налогообложения, вводя  одни и отменяя другие налоги, государство создаёт условия  для ускоренного развития определённых  отраслей и производств, способствует  решению актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй, более важной для нас задачи, чем подъём сельского хозяйства, решении продовольственной проблемы. В связи с этим, в Российской Федерации освобождены от налога на прибыль колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные производства.

     Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую  рыночную экономику невозможно  себе представить без развития  малого бизнеса. Без него трудно  создать благоприятную для функционирования  товарно-денежных отношений экономическую  среду. Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, поддерживать его путём создания специальных фондов финансирования малого предприятия, льготного кредитования, льготного налогообложения.

     Другая функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов и льгот государство стимулирует технический процесс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения о расширении производства др.

     Следующая функция налогов – распределительная, или, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.

     С помощью налогов  государство перераспределяет часть  прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя их  на развитие производственной  и социальной инфраструктуры, на  инвестиции и капиталовложения. Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции и многих других странах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                     Заключение

 

     1. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и услуг и устранение внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечение некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, проведением региональной политики.

     2. Государство выполняет свои  функции, применяя экономические и административные методы. Они взаимосвязаны и вместе с тем противоположны. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму.

     3. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог лно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несёт не учтённый рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена на товары и услуги учитывала внешние эффекты.

Информация о работе Государство и рынок