Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 15:44, курсовая работа
В экономике России большой упор делается на централизованное планирование. С другой стороны, наша экономика представляет собой преимущественно рыночную систему. Вместе с тем экономические функции правительства – федерального, местных органов власти – играют в ней существенную роль.
1.Введение.
2.Рынок и условия его возникновения.
3.Основные черты и проблемы переходного периода к рынку. Формирование рыночной структуры.
4.Типы государственного регулирования.
5.Теоретические взгляды на государственное регулирование.
6.Фиаско рынка и государственное вмешательство.
7.Экономические функции государства в рыночной экономике.
8.Основные инструменты государственного регулирования.
9.Роль налогов в рыночной экономике.
10. Заключение.
В любой экономической
системе, в том числе и в
рыночной экономике,
Теоретические взгляды на
Отношение к государственному
вмешательству в рыночную
С развитием рыночных
отношений набравший силу
Вне зависимости от
господствующих экономических
Фиаско рынка и государственное вмешательство
Классики исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что существуют сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно. Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданам этой продукции.
К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные, эффекты. Когда производство какой-либо продукции приводит к загрязнению окружающей среды, то, как правило, требуются дополнительные затраты. При этом на цене продукта, которая повлекла за собой подобные побочные эффекты, это сможет и не сказаться. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства.
Экономическая практика выявила в XIX в. и подтвердила в XX в., что существуют ситуации, так называемые фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов.
Следует отметить, что “слёг” к проблемам справедливости и равенства. Ничем не ограниченное рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к резкой дифференциации доходов, социальной незащищённости. Когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это заканчивается чрезвычайно серьёзными социальными конфликтами. Корректировать распределение, которое обеспечивает рынок, должно государство. Вмешательство государство требует и другая рыночная проблема – безработица. Необходимы условия по её сокращению или смягчению её последствий, если она всё же неизбежна.
Экономические функции
Переход России от централизованно управляемого хозяйства к рыночной экономике коренным образом меняет задачи, которые стоят перед государством.
Изменение прежнего
порядка привело к тому, что
в России быстрей пошёл
Неприятие тоталитаризма,
ориентация на либерально-
В XX в. важнейшей составляющей успеха стран не только с развитой рыночной экономикой, но и ещё в большей степени, развивающихся, как уже отмечалось, явилась регулирующая роль государства.
Многообразие задач,
которые стоят перед
В реальной действительности
все функции переплетены
Основные инструменты государственного регулирования
Прежде всего важно различать две основные формы: прямое вмешательство через расширение государственной собственности на материальные ресурсы, законотворчество и управление производственными предприятиями и косвенное вмешательство с помощью различных мер экономической политики.
Прямое вмешательство государства – это принятие законодательных актов, призванных упорядочить и развивать отношения между элементами рыночной системы. Примером государственного регулирования экономики путём издания законодательных актов может служить положение о кооперации во Франции.
Косвенное вмешательство. В зависимости от цели вмешательства, меры экономической политики могут быть направлены на:
Для проведения этих разнообразных мер государство прибегает главным образом к фискальной и кредитно-денежной политике. Фискальная политика – это бюджетная политика. Её можно определить как политику, проводимую путём манипулирования государственными доходами и расходами. Кредитно-денежная политика – это политика, проводимая путём регулирования денежной массы в обращении и совершенствовании кредитной сферы. Оба эти направления государственной политики тесно связаны друг с другом. Однако эта связь в рыночной и централизованной экономике существенно различается.
Страны с рыночной экономикой постоянно ищут оптимальное сочетание государственного регулирования и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма.
Роль налогов в рыночной экономике
В рыночной экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, чётко действующей налоговой системы, эффективная рыночная экономика невозможна.
В чём же конкретно состоит
роль налогов в рыночной
Рыночная экономика в развитых странах – это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируюмую государством, невозможно. Иное дело – как она регулируется, какими способами, в каких формах.
Государственное регулирование
осуществляется в двух
В условиях рынка сводятся к минимуму методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает само понятие “вышестоящие организации”, имеющие право управлять деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов.
Маневрируя налоговыми
Другой пример. Хорошо известно,
что эффективно
Другая функция налогов – стимулирующая. С помощью налогов и льгот государство стимулирует технический процесс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения о расширении производства др.
Следующая функция налогов – распределительная, или, перераспределительная. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народно-хозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ – научно-технических, экономических и др.
С помощью налогов
государство перераспределяет
1. Минимально необходимые границы регулирования реального рынка определяются организацией денежного обращения, производством общественных товаров и услуг и устранение внешних эффектов. Максимально допустимые границы вмешательства государства в экономику определяются перераспределением доходов, обеспечение некоторого уровня занятости, противодействием монополизму и инфляции, проведением региональной политики.
2. Государство выполняет свои
функции, применяя
3. В некоторых ситуациях рыночный механизм не может автоматически обеспечить равновесие из-за внешних эффектов, возникающих в процессах рыночного производства и потребления. Государство вмешивается в экономику и обеспечивает псевдорыночное равновесие. Через специальный налог лно осуществляет перераспределение доходов в пользу тех, кто несёт не учтённый рынком ущерб. Государство вмешивается в ценообразование, чтобы цена на товары и услуги учитывала внешние эффекты.