Государство,
как рыночный субъект
Как рыночный субъект
государство характеризуется тремя
признаками.
1. «Регулирующий
субъект». Роль государства в
механизме рыночной экономики
— основная проблема современной
экономической теории. Дело в
том, что исходный пункт становления
рыночной экономики — ее освобождение
от удушающих пут государства.
И долгое время невмешательство
государства в сферу частного
бизнеса оставалось условием
реальности рыночной экономики
как системы свободного предпринимательства.
Однако с 30-х гг. XX в. (со времени
Великой депрессии) рыночная экономика
(из-за монополизма) потребовала активного
государственного регулирования как условия
ее социальной эффективности. Кейнсианство
и стало концепцией государственного
регулирования рыночной экономики. Однако
кейнсианский инструмент — «фискальная»
(налогово-бюджетная) политика — оказался
неадекватным природе рыночной экономики,
поэтому с 70-х годов сформировался новый
подход — монетаризм, который, не отрицая
необходимости государственного регулирования,
пытается найти более «тонкий» экономический
механизм государственного регулирования
(денежно-кредитная политика).
Проблема порождена
постоянными изменениями в экономике,
требующими соответствующих изменений
в масштабах и инструментах государственного
регулирования. Словом, кейн-сианство
— это «вмешательство», «хирургия», а
монетаризм — «регулирование», «терапевтическое
лечение».
2. «Внерыночное
происхождение государственного
дохода». «Рыночным» является
такой экономический субъект,
который получает постоянный
доход, за счет которого осуществляет
расходы. Следовательно, государство
в той мере включено в рыночную
экономику, в какой располагает
доходом и производит расходы.
Однако вся тонкость в том,
что природа государственного
дохода уникальна — если исключить
ограниченную сферу государственного
предпринимательства, то доход
государства возникает как результат
неэкономических действий — как следствие
перераспределения части доходов «первичных»
рыночных субъектов (домохозяйств и фирм)
в пользу государства. Это позволяет квалифицировать
государство как «вторичный»,
«производный» рыночный
субъект, экономическая сила которого
всецело зависит от питающего государство
частного бизнеса.
Следовательно,
доход государства — не «третий»
(наряду с доходами домохозяйств и
фирм) самостоятельный элемент, не особое
слагаемое общественного дохода,
а принудительно обособляемая (в
результате налогообложения) часть
первичных рыночных доходов, созданных
без, а часто — и вопреки
государству. Вот почему никто, пожалуй,
так не заинтересован в росте доходов
фирм и домохозяйств, как государство,
ибо их доходы — единственный источник
«налогового» дохода государства.
3 «Императивный
статус государства» Государство
— единственный субъект в рыночной
экономике, требования которого
обязательны для всех негосударственных
субъектов. Однако эта обязанность — жизненно
необходима системе свободного предпринимательства,
ибо создает «единые правила» (хотя возможны
«льготы» в пользу государства) поведения
для всех рыночных субъектов.
Императивность
придает государственному доходу «обязательный»
характер.
Основной
механизм экономического
вмешательства государства— «налоги»,
«закупки» и «платежи»:
а) налоги —
объективная необходимость, но их пределы
— проблема, поскольку они непосредственно
сказываются на эффективности частного
бизнеса;
б) трансфертные
платежи — перераспределение части
налоговых доходов государства (налоги
платят все домохозяйства и фирмы) в пользу
определенных социальных групп; следовательно,
трансфертные платежи не увеличивают
национальный продукт, но изменяют структуру
личного потребления, а тем самым и
структуру производства;
в) правительственные
закупки также изменяют структуру производства
в пользу прироста общественно значимых
благ, но при этом увеличивают национальный
продукт.
Государство всегда
выступало особым экономическим
субъектом, так или иначе участвуя
в экономической жизни общества. Оценка
меры и последствий такого участия была
и остается остродискуссионным вопросом
экономической науки.