Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 13:53, курсовая работа
«Управлять» — значит «направлять, руководить» (о чем-то заботиться, выполнять что-то по поручению, исполнять и распоряжаться). В 60-х гг. XX в. сформировалось новое научное направление — кибернетика, предметом изучения которой стали процессы управления в различных областях.
3) единые система права и судебная система, единое гражданство;
4) единые государственный
бюджет, налоговая, валютная системы.
Унитарность предполагает
централизацию всего
Унитарными являются
большинство современных
Федеративное государство, или федерация (от лат. foederatio- союз, объединение), - форма государственного устройства, при которой входящие в состав государственные образования - субъекты федерации - обладают определенной юридической и политической самостоятельностью. Федерация - это
союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований.
Федеративное государство характеризуется следующими признаками:
1) федеративно-территориальное
деление, т.е. территория
2) государственные
образования, составляющие
3) субъекты федерации
не обладают суверенитетом в
полном объеме и, как правило,
не пользуются правом
4) субъекты федерации могут иметь свои конституции (или уставы), они разрабатываются на основе федеральной конституции, не должны ей противоречить. Это правило распространяется и на государства, вступившие в федерации, имея ранее принятую конституцию. Некоторые федерации не предоставляют право своим субъектам иметь конституцию;
5) субъекты федерации
имеют свое законодательство, право
издавать законы, указы и т.п.
Эти законодательные акты
6) субъекты федерации
имеют свою систему
7) гражданство в
федерации допускается двойное:
Федеральный парламент
в федеративном государстве обычно
двухпалатный. Верхняя палата представляет
субъектов федерации на основе территориального
или национально-
В федеративном государстве сложной является проблема разграничения компетенции между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Обычно конституция федерации устанавливает перечень полномочий, которые относятся к ведению федерации. Все остальные вопросы относятся к ведению ее субъектов.В федеральной конституции может устанавливаться также перечень вопросов совместного ведения. Объем прав и полномочий субъектов федерации зависит от исторических традиций, уровня развития и других факторов, при этом равенство субъектов федерации является непременным условием федерации. Наблюдается тенденция к расширению функций центральных органов власти (США, Германия).
В истории развития
государства встречаются
В настоящее время в мире насчитывается около 50 федеративных государств.
Конфедерация - межгосударственный союз, образованный путем подписания международного договора, члены которого полностью сохраняют свой государственный суверенитет.
Основными признаками конфедерации являются:
1) отсутствие единой территории межгосударственного союза - есть территория каждого отдельного государства;
2) каждое государство,
входящее в конфедерацию, имеет
собственную независимую
3) для координации действий государства члены конфедерации создают один или несколько политико-административных органов. Законодательные органы формируются из равного количества представителей объединенных государств с одинаковыми полномочиями; исполнительные органы формируются на коллегиальных началах; правительства государств - членов конфедерации могут выступать против конфедеративных органов;
4) государства - члены
конфедерации имеют
5) финансовые средства
конфедерации формируются из взносов
членов союза: национальные вооруженные
силы формально находятся под общим командованием;
6) государства - члены
конфедерации обычно проводят
общую, согласованную
7) юридически все
государства - члены конфедерации
равноправны (часто в реальной
жизни приоритетную роль
Главной целью создания конфедерации является достижение общих интересов (экономических, политических, военных). Конфедерации обычно недолговечны, они либо распадаются, либо превращаются в федерации. Доминирующая тенденция развития чаще всего такова, что государства эволюционируют от полной независимости через конфедерацию к федерации. Такова, например, история формирования США. Таким образом, конфедерация выступает промежуточным этапом формирования более полного союза. Швейцария, например, до сих пор официально именуется конфедерацией, хотя фактически является федерацией. Исторически могут преобладать и обратные тенденции: распад федераций и образование конфедераций (распад СССР и образование СНГ) или полностью независимых государств (распад Югославии, Чехословакии). Конфедеративные принципы могут использоваться и в ходе современных интеграционных процессов (например, опыт создания Европейского сообщества - ЕС).
Важнейшей характеристикой социальной сущности государства является политический режим (от лат. regimen- управление) - способ функционирования политической системы и государства, характеризующий реальное распределение политической власти и влияния в государстве и обществе.
Существует широкая
и более узкая трактовка
Но главное, если
категория “форма правления”, описывая
черты государственной
В основу классификации политических режимов могут быть положены различные критерии: реальное выражение плюрализма интересов, многопартийность, наличие оппозиции, принципы разделения властей, взаимоотношений государства и гражданского общества, методы властвования, уровень политических свобод, характер выборов, тип политической культуры.
По этим критериям выделяют три основных типа политических режимов - демократический, авторитарный и тоталитарный. Самые краткие их характеристики: демократического - полная возможность политического выбора в государстве; авторитарного — ограниченный, частичный политический выбор; тоталитарного - отсутствие выбора, полный контроль государства над всеми сферами жизни общества.
Более развернутым критерием классификации политических режимов может служить степень плюрализма (многообразия), существующая в данном государстве в различных сферах жизни общества. См. табл. 2.
Сравнительная характеристика политических режимов
Таблица 2
Демократический режим
Авторитарный режим
Тоталитарный режим
Плюрализм политический (многопартийность, существование оппозиции)
Ограничение плюрализма политического (запрещение оппозиционных партий и течений)
Политический монизм (однопартийная система)
Плюрализм экономический (существование разных форм собственности)
Сохранение плюрализма экономического
Экономический монизм (одна форма собственности)
Плюрализм идейный (конкуренция идей, программ, сосуществование разных идеологий)
Ограниченный идейный плюрализм
Идейный монизм (одна идеология)
Перечисленные типы политических режимов представляют собой скорее политические абстракции, в практической политической жизни ни один из реально существующих политических режимов не соответствует какому-либо из этих типов в чистом виде. Поэтому внутри каждого из основных типов выделяют многочисленные более конкретные разновидности режимов, а также режимы смешанного и переходного типов. Например, некоторые авторы предлагают выделять следующие варианты: 1) тоталитарный, 2) жестко-авторитарный, авторитарно-демократический, демократически-авторитарный, 3) развернуто-демократический, анархо-демократический (охлократия). Западные специалисты называют следующие режимы: 1) либеральный и авторитарный; 2) демократический, автократический, смешанный; 3) монократический (диктаторский), директории (коллективное правление), комбинированный.
Исторически доказал
свое преимущество демократический
политический режим. Однако формы реализации
и способы организации
Среди демократических
политических режимов можно выделить
следующие разновидности', прямая и представительная
демократия, либерально -демократический,
консервативно-демократический, консенсусная
демократия, охлократия.
Демократия (от греч. demos- народ и cratos— власть, народовластие) - понятие, которое имеет множество оттенков: один из основных политических режимов; тип политической и социальной организации общества, развивающийся и прогрессирующий в истории; форма организации государства, политической системы и власти, когда не одно лицо, а все граждане, пользующиеся равными правами, участвуют в управлении государством; форма устройства любой организации, основанной на равноправии ее членов, периодической выборности и отчетности органов управления, принятии решений по принципу большинства (партийная, профсоюзная, производственная демократия); идеал общественного устройства, определенный тип мировоззрения; социальные движения, направленные на достижение демократического идеала.
Информация о работе Государство как субъект управления общественными процессами