Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 15:02, курсовая работа
Взаимодействие государства, права и экономики всегда вызывало повышенный интерес, как в науке, так и на практике. Это связано, прежде всего, с тем, что специфика функционирования данных категорий весьма существенно затрагивает интересы и потребности различных социальных групп и отдельных граждан.
В современной науке и теории эта проблема представляет особый интерес. С началом глубочайших изменений коснувшихся организации государственной власти, правовой системы, экономики соответственно изменилось и их соотношение, представление об их связях и взаимодействии друг на друга.
Введение…………………………………………………………………………...3
1.Соотношение экономического базиса и политической надстройки в демократическом обществе………………………………………………………5
2. Право и государство: основные теории их соотношения…………………..20
3. Роль права и государства в становлении рыночных отношений…………..30
Заключение……………………………………………………………………….40
Список используемой литературы……………………………………………...42
Ярким примером такого воздействия могут послужить события, произошедшие в России после революции 1917 года. C октября 1917 года в России утверждалась практика тотального переустройства экономической жизни. Государство провозглашалось главным орудием построения новых, прежде всего экономических отношений. Общая схема соотношения экономики, государства и права представлялась таким образом, что право есть концентрированное выражение политики, а сама политика – концентрированное выражение экономики.
Частная и общественная собственность рассматривались как антагонисты. Переход к общественной собственности предполагает захват политической власти и создание принципиально нового государства, которое сосредотачивает в своих руках практически все объекты собственности, ограничив до минимума экономическую свободу граждан.
Ограничение экономической свободы граждан приводит к ограничению всех свобод и сосредоточению огромной власти в руках новоявленной бюрократии. Именно бюрократия становится реальным собственником средств производства. Такова логика огосударствления собственности на средства производства при одновременном сокращении экономической свободы граждан. Действительное экономическое движение и экономическая инициатива, образно говоря, загоняются в подполье, появляется так называемая «теневая экономика». Она становится основой коррупции государственных служащих.
Сосредоточие всей основной массы объектов собственности в руках государства привело к тому, что государство, как политическая организация, управляющая обществом, одновременно стало самым крупным монопольно хозяйствующим субъектом. Такое противоестественное состояние могло поддерживаться только активным вмешательством государства в экономику, тоталитарным переустройством экономической жизни.
Когда воздействие государства на экономику избыточно, оно становится негативным, ибо мешает свободному функционированию и развитию экономики. Крайним проявлением такого воздействия становится полное «огосударствление экономики», при котором государство становится основным собственником всех объектов собственности, средств производства и берет управление хозяйством на себя. У этой системы есть ряд существенных недостатков:
Во-первых, государство "отключает" действие автоматических механизмов согласования спроса и предложения товаров и услуг, интересов потребителя и производителя. Государство-собственник осуществляет планирование производства, диктует, что и сколько необходимо произвести, мнение государственных чиновников о том какие товары и услуги нужны обществу, потребителю становится определяющим. Производятся товары не нужные потребителю, а необходимые материальные блага становятся дефицитом. В результате подавляющее большинство населения недовольно политикой государства.
Во-вторых, огосударствление порождает отсутствие экономической ответственности предприятий, заводов, фабрик. Экономические результаты для них не имеют особого значения, потому что у рентабельных предприятий государство забирает прибыль, а убыточным предоставляет необходимое финансирование. Ни одно предприятие не может обанкротиться. Обанкротиться может только государство в целом. Однако если страна богата природными ресурсами, дойти до этой черты не так просто.
Государство – организация,
В третьих, чрезмерное воздействие государства на экономику выражается в излишней административной заурегулированности экономических отношений. Это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата, к возникновению «теневой экономики».
К плюсам такой системы можно отнести возможность государства очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения определённых задач: производство вооружений, ведение гигантских промышленных строек, реализация космических проектов и т.д. Но на практике оказалось возможным решение этих задач и без тотального огосударствления экономики. А реализация подобной экономической политики резко сказывается на жизненном уровне и достатке граждан, значительно снижая эти показатели.
Такая ситуация сложилась в Советском Союзе. Идеи функционирования экономики в условиях полного огосударствления всех объектов собственности и средств производства активно поддерживались властью и насаждались как единственно верные и прогрессивные. Однако в мировой практике существовала и другая концепция построения отношений между государством и экономикой. Западными экономистами давно уже разработана модель либерализации и свободы в экономике. Самое главное в этой теории то, что государственное вмешательство в сферу производства и распределения товаров и услуг здесь сведено до минимума. Западная модель экономической свободы в её соотношении с государственным регулированием состоит в следующем:
Сущностью либеральной модели экономики является охранение государством отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами, но не вмешательство в их внутренние дела. Это позволяет достичь наиболее полного удовлетворения интересов социальных групп и компромисса между населением и государством. Эта модель обеспечивает установление и реальное исполнение прав и свобод человека и гражданина, признание человека высшей ценностью в государстве, что, безусловно, устраивает каждого члена цивилизованного общества.
Важным
условием установления либеральной
экономической системы является
наличие в государстве
Демократическое поведение в сфере экономики достигается благодаря применению следующих правовых средств: закрепление широких прав граждан на участие в управлении производством (вносить предложения, избирать руководителей, обсуждать решения и т.д.); наделение трудовых коллективов широкой самостоятельностью и обеспечение их деятельности как субъектов права; установление демократических принципов деятельности звеньев управления и должностных лиц (выборности, подотчётности, гласности и т.д.); введение демократических способов управления экономическими и социальными процессами, решения соответствующих дел; учреждение статута демократических институтов типа всенародных и местных обсуждений, судебного обжалования и т.д.
При
закреплении широких прав граждан
и относительной
Важно
отметить, что действие демократических
институтов по отдельности не принесёт
желаемого результата. "Особенность
воздействия демократических
Все
демократические институты
К сожалению, в России нет достаточного опыта демократического воздействия на общество. Поэтому множество работников, не смотря на объективную зависимость заработка от производительности труда, не придают этому значения, а многие государственные предприятия и по сей день субсидируются из государственного бюджета, хотя они и являются долгое время убыточными. Здесь должны измениться не только правовые нормы, но и главным образом сознание людей. Этот процесс протекает достаточно длительное время, особенно в России, где люди так давно жили в состоянии полного повиновения и мифах о нерушимости социализма.
В итоге можно говорить о том, что развитие экономики и экономических отношений сильно способствовало возникновению государства, но при этом нельзя забывать, что в развитии политической надстройки важную роль сыграли и другие факторы: религия, культура, классовая борьба, политико-географическое положение, субъективный фактор и т.д. Нельзя забывать и о том, что возникновение государства в различных регионах происходило по разным "сценариям" и степень влияния многообразных факторов на происхождение политической надстройки было также не одинаково.
Государство же имеет некоторую независимость, обособленность от экономики, благодаря которой, государство имеет возможность влиять на процессы, происходящие в экономической сфере. Государственное воздействие на экономику выражается в степени регулирования экономической сферы государством. Мировая практика знала две экономические модели соотношения государства и экономики. Борьба западной системы хозяйствования и социалистической показала всю несостоятельность последней. Социалистическая модель экономики развалилась, тогда, как капиталистическая до сих пор продолжает процветать. Главными причинами этого являются отсутствие института частной собственности и свободы принимаемых решений, ответственности за не рациональное хозяйствование. Истоки нашей экономики и социальной деятельности кроются в собственности.