Государство в политической системе обществ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 13:54, курсовая работа

Описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса о месте государства в политической системе общества и его роли в ней. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий государство и политическая система, определить их содержание. Поскольку государство является лишь одной из форм организации общества и в определенной степени само порождает складывающуюся в нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно-политические режимы.

Содержание

1. Введение……………………………………………………………....3
2.Понятие о государстве………………………………………………..4
3.Функции государства…………………………………………………5
4.Понятие политической системы……………………………………..8
5.Место и роль государства в политической системе………………...9
6.Государство как составной элемент политической системы………11
7.Заключение……………………………………………………………13
Список литературы……………………………………………………..

Работа состоит из  1 файл

анечка-реферат.doc

— 74.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «правоведение»

на тему: ”Государство в политической системе обществ ”

 

 

Выполнила:

Проверил: 

 

 

 

 

 

 

 

                                       г. Владивосток  2012

Оглавление

 

6.Государство как составной  элемент политической системы………11

7.Заключение……………………………………………………………13

Список литературы……………………………………………………..15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение

 

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это, безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая система.

Изучением взаимодействия таких феноменов общественного  развития, как государство и политическая система занимаются представители  многих наук - философии, социологии, политологии, правоведения, экономических наук, психологии. Их задача - познание законов взаимовлияния политической системы и государства с тем, чтобы в критические моменты развития общества и государства иметь способы и механизмы возможного предотвращения революционных взрывов и социальных катастроф, резкой смены действующих государственно-политических режимов, нейтрализации негативных тенденций в развитии общества.

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение вопроса  о месте государства в политической системе общества и его роли в ней. Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо дать общую характеристику самих понятий государство и политическая система, определить их содержание. Поскольку государство является лишь одной из форм организации общества и в определенной степени само порождает складывающуюся в нем политическую систему, в работе целесообразно рассмотреть типы государств, возникавших в различные исторические периоды и отчасти - действовавшие в них государственно-политические режимы.

Развитие общества и  всех его институтов, включая государство, представляет собой естественно-исторический процесс, протекающий по объективным  законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как  характерные особенности государства, отличающие его от других элементов политической системы общества. Поэтому функции государства также рассматриваются в настоящей работе, в том числе - в свете известных теории государства и права различных концепций возникновения государства и присущих ему функций.

В то же время следует  иметь в виду, что функции государства  не исчерпывают всей специфики государства  как элемента политической системы, в связи с чем вопрос о некоторых  особенностях государства дополнительно  рассматривается и в последнем разделе работы.

 

 

2.Понятие о государстве

 

Государство в определении  современных теоретиков государства  и права - это один из способов территориально-политической организации общества. Государство  определяется также как социальный институт, складывающийся в результате возникновения и деятельности публичной власти, которая осуществляет руководство основными сферами общественной жизни, используя при необходимости аппарат принуждения.

Государство - это лишь одно из общественных явлений, (общественных институтов), то есть один элемент, одна сторона общественной жизни. Поэтому предпосылки его возникновения имеют социально-историческую природу. К общим признакам государства относятся:

По своей сути государство  есть политическая организация общества, обеспечивающая решение его общих дел;

Наличие публичной власти - специального слоя профессиональных управленцев;

Ограничение пределов действия власти определенной территорией, распределение  населения по административно-территориальному принципу;

Превращение индивидов  в граждан (подданных);

Введение налогов - экономической  основы деятельности власти;

Государство появляется вследствие замены кровно-родственных  связей рыночными (обменными).

Следовательно, государство  представляет собой социальное явление, ограниченное определенными историческими рамками. Возникает оно в результате замены кровнородственных связей, характерных для первобытно-общественного строя, обменными связями. Племенные отношения превращаются в общественные, а первобытное общество - в цивилизацию.

 

3.Функции государства

 

Социальную и политическую природу государства обнаруживают его функции, ибо любой феномен  наиболее ярко проявляется тогда, когда  действует. Функции государства - это  основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенных обменными отношениями людей решать общие дела. Содержание этих дел обуславливается исторически определенным характером общества.

Функции государства  объективны. Они не зависят ни от сознания и воли объединившихся в сообщество людей, ни от тех, кто этим сообществом управляет. Главной - генеральной - функцией государства является реализация общих дел, обеспечивающих объективные предпосылки человеческого существования, как то: природные условия, обеспечение жизнедеятельности, здоровья граждан, социально-культурные условия, экономические и политические условия.

Генеральная функция  государства реализуется в его  внешних и внутренних функциях. К  внешним функциям относятся: военная (оборона или агрессия), функция  всесторонних внешних сношений. К внутренним функциям государства относятся: обеспечение общественного порядка, экономическая функция, культурная, социальная, фискальная и др..

Необходимо упомянуть  о том, что практически все, известные  ныне теории происхождения и функций государства в основе своей имеют две основные концепции, принимающие во внимание ту или иную сторону государственной деятельности, а именно - концепцию государства как воплощения идеи всеобщего блага, либо концепцию государства как аппарата для осуществления насилия одной части общества над другой. Рассмотрим наиболее значимые из этих теорий. Первую из выше названных концепций развивают прежде всего естественно-правовая и органическая теории.

Так, авторы естественно-правовой теории происхождения государства (Г. Гоббс, П. Гольбах , Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо) считали, что государству предшествует естественное состояние человека, а само оно - результат юридического акта, своеобразного общественного договора, положившего конец войне всех против всех. Государство в их трактовке является порождением воли народа, изобретением человеческого разума.

Органическая теория возникновения государства (Платон, Аристотель) исходит из того, что  общество и государство - единое целое, социальный организм, действующий по аналогии с человеческим. Поэтому изолированное существование человека вне государства невозможно. По мнению одного из последователей этой теории Г.Спенсера, государство появляется одновременно со своими составными частями - людьми и будет существовать до тех пор, пока существует человеческое общество. Государственная власть в данном случае трактуется как господство целого над своими составными частями, ее цель - обеспечение благополучия всего народа.

Воплощением второй концепции - идеи насилия - является прежде всего теория марксизма. Кроме того, определенное развитие позиции марксизма получили в более поздней теории, связывающей возникновение частной собственности, классов и государства с проявлением внутреннего и внешнего насилия одной части общества над другой. Эта концепция и получила непосредственно название теории насилия. Ее создатели (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский) утверждали, что государство, возникшее в результате непосредственного политического действия, останется аппаратом угнетения до тех пор, пока не сотрутся юридические различия между победителями и побежденными.

На наш взгляд, однако, нельзя абсолютизировать ни первую, ни вторую стороны ориентации государственной  деятельности, поскольку ей присуще  как одно, так и другое. Дело заключается только в том, в каком соотношении между собой находятся потребности государства осуществлять насилие или заботиться о процветании всего общества.

Главная функция государства - решение общих дел - реализуется  прежде всего в сфере экономики  и политики. В наиболее близкий к нам исторический период особенно наглядно это стало проявляться в форме регулирования буржуазным государством рыночных отношений в США, Англии, Германии и в других странах. Необходимость подобного рода регулирования возникла в результате проявления жесточайших кризисов капиталистической экономики 1929-1932 гг. И была обоснована западными экономистами. В частности Дж. М. Кейнс пришел к выводу о том, что саморегулируемая экономика и рынок - иллюзии и что только государство может избежать хаоса, экономических кризисов, а следовательно, и социальных катаклизмов.

Современные исследователи  обращают также внимание на тот факт, что по мере экономического развития цивилизованного общества роль государства  как носителя идеи насилия падает, а функция реализации общего блага, напротив, расширяется. Как замечает, например, российский теоретик государства и права В.А.Четвернин, по мере формирования постиндустриального общества организованное насилие все больше отходит на дальний план, а на передний выдвигается общесоциальная деятельность государства: социальные противоречия утрачивают остроту, само государство устанавливает рамки для цивилизованного разрешения конфликтов между социальными группами, выступая не только как гарант права сильных, но и как защитник интересов слабых.

 

4.Понятие политической системы

 

Государство - основное, но не единственное политическое учреждение общества. Наряду с государством в развитом обществе функционируют различные партии, союзы, религиозные объединения  и т.д., которые в совокупности с государством и образуют политическую организацию общества.

Следовательно, под политическими  системами в теории государства  и права принято понимать совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих  в политической жизни той или иной страны.

В зависимости от степени  участия в политической жизни  различные элементы этой системы (органы и организации) принято делить на следующие группы: собственно-политические, несобственно-политические и политические в незначительной степени.

К собственно политическим структурам относятся государство, все политические объединения (партии), отдельные общественные организации. Характерным признаком этой группы объединений является их прямая связь с политикой, их способность активно воздействовать на политику. Непосредственной целью их создания и функционирования является цель политическая, то есть цель так или иначе связанная с властью. Как правило, она заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии на различные слои, классы и структуры общества, в осуществлении политических интересов определенных классов и (или) всего общества.

К несобственно-политическим объединениям относятся такие организации  и объединения, которые возникают  и развиваются не в силу политических причин, а в силу, например, экономических  или других причин. Это профсоюзные, кооперативные и иные организации, не-посредственной целью создания и деятельности которых является уже не политическая, а какая-либо другая цель - производственная, социально-бытовая, культурная и т.п. Организации этой группы могут вести деятельность, которая так или иначе связана с политикой, но они не ставят перед собой задач активного воздействия в политических целях на государственную власть. Можно сказать, что политическая деятельность этих организаций не имеет для них решающего значения.

Однако изложенная выше ситуация не означает, что несобственно-политические объединения играют второстепенную роль в политической системе общества. Напротив, они являются ее полноправными  и необходимыми элементами.

Организации, имеющие  в своем содержании так называемый незначительный политических аспект, возникают и функционируют на основе личных склонностей и интересов того или иного слоя людей к занятию определенной деятельностью (можно сказать - хобби). Это, например, женские клубы, объединения нумизматов, филателистов, авто- и мотолюбителей, туристов и т.п. Политический смысл они приобретают лишь как объекты воздействия государственных и иных политических по своему характеру органов и организаций. Сами же они не являются субъектами политической деятельности - носителями политической власти или соответствующих ей политических отношений.

Решающую роль среди  всех вышеназванных объединений - составляющих элементов политической системы  общества - играло и продолжает играть государство. Имея в своем оснащении специальный аппарат управления, принуждения и подавления, государство как бы возвышается над всеми прочими элементами организации общества, координирует и направляет их.

 

5.Место и роль государства в политической системе общества

 

Характеризуя роль и место государства в политической системе общества следует исходить, прежде всего, из того, что оно - в любой стране и на любом этапе развития общества - выступает как самая массовая и самая всеобъемлющая организация. Оно объединяет или стремиться объединить вокруг себя различные слои населения. В конституциях и других законодательных актах оно стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего блага. В Конституции США, например, это стремление закрепляется в следующей формуле: Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки.

Информация о работе Государство в политической системе обществ