Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 14:39, контрольная работа
Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Это,
безусловно, весьма активный социальный институт, оказывающий влияние на
развитие всей мировой цивилизации, хотя его значение на протяжении истории
человечества не было одинаковым. Однако понять роль и место государства в
истории общества можно только рассматривая его в контексте других - более
широких и емких явлений, одним из которых является, например, политическая
система.
Понятие, структура и определение политической системы общества.
Государство в политической системе общества.
Государство и политические партии.
Государство и церковь. Светское и теократическое государства.
Государство и различные общественные объединения.
В конституциях и других законодательных актах оно стремится определить себя как сообщество всего народа, объединение, действующее ради всеобщего блага. Это стремление закреплялось и в Конституции СССР 1977г. (ст. 1 “Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны”), и в Конституции Российской Федерации 1993 года (ст. 2 “Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”, ст. 3 “…единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ”), и в Конституции США (“Мы, народ Соединенных Штатов, в целях образования более совершенного Союза, утверждения правосудия, охраны внутреннего спокойствия, организации совместной обороны, содействия общему благосостоянию и обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию для Соединенных Штатов Америки”).
Аналогичные стремления выражать волю всего народа проявляли себя и в конституционных актах других государств. “Народ” при этом зачастую является только социальным фоном, за которым скрывается реальная государственная власть, принадлежащая определенному классу, социальному слою или правящей группировке. В реальности же именно те, в чьих руках находится государственная власть, являются реальными творцами внутренней и внешней политики.
Сказанное, однако, не означает, что государство ограничивает свою социальную базу лишь непосредственно стоящими у власти правящими кругами. Напротив, государство прилагает реальные усилия для расширения своей социальной базы, которая обеспечивает ему стабильность. В идеале каждое современное государство стремится к тому, чтобы его социальная основа, закрепленная конституцией, которую составляют все подданные государства, превратилась в его реальную основу. Для проведения эффективной деятельности, то есть полноценной реализации своих функций государству необходимо иметь как можно большее число убежденных сторонников его внутренней и внешней политики.
Особое место и роль государства в политической системе общества определяется еще и тем, что в его руках находятся огромные материальные и финансовые ресурсы. В некоторых странах оно является монопольным собственником основных средств и орудий производства, что особенно ярко проявлялось во внутриполитической деятельности бывших социалистических стран. Так, в СССР в исключительной собственности государства находились земля, ее недра, леса и воды, а также основные средства производства в промышленности, банки, средства связи, основной жилищный фонд и т.д., иное имущество, необходимое для осуществления государственных функций.
Как
показывает практика, наличие хорошо
развитой государственной формы
собственности необходимо для нормального
функционирования государства. Однако,
как считают отечественные
Основное отличие государства от других политических институтов общества состоит прежде всего в том, что ему принадлежит высшая власть в обществе. Его властная сила универсальна: она распространяется на все население и общественные партии данной страны; она держится на прерогативах - полномочиях отмены всякой другой власти, а также на наличии таких средств воздействия, которыми никакие другие общественные организации, кроме нее, не располагают. К таким средствам воздействия относятся законодательство, аппарат чиновников, армия, суд и т.д.
Политические партии и массовые общественные организации также могут иметь свои постоянно действующие аппараты, которые призваны обеспечивать их нормальное функционирование. Однако в отличие от государственного аппарата они не имеют в свое структуре, например, таких органов, которые призваны охранять действующую в обществе правовую систему - органов милиции, суда, прокуратуры, адвокатуры и т.п., функционирующих в интересах всех членов общества.
Среди различных элементов политической системы государство выделяется еще и тем, что располагает разветвленной системой юридических средств, которые дают ему возможность управлять многими отраслями экономики и оказывать воздействие на все общественные отношения. Обладая соответствующими полномочиями, различные государственные органы не только издают в рамках своей компетенции нормативно-правовые и индивидуальные акты, но и обеспечивают их реализацию. Достигается это по-разному - путем воспитания, поощрения и убеждения, осуществлением постоянного контроля за точным осуществлением этих актов, применением в необходимых случаях мер государственного принуждения.
Следует отметить, что в некоторых странах общественные организации могут иметь в своем распоряжении неприсущие им юридические рычаги воздействия. Однако они, в отличие юридических средств воздействия, находящихся в руках различных государственных органов, носят ограниченный характер. Возникают они у общественных организаций в результате того, что само государство наделило их правом издания юридических актов.
Наконец, государство обладает суверенитетом. Суверенность политической власти выступает как один из признаков государства. Его содержание заключается в верховенстве этой власти по отношению ко всем гражданам и образуемым ими негосударственным организациям внутри страны и в независимом поведении страны (государства) на внешней арене.
Итак, государство
и общественные объединения –
это самостоятельные части
Функционирование
политической системы
общества осуществляется на основе
правовых норм. Все организационные структуры
политической системы действуют в рамках
и на основе законов, которые образуют
правовой фундамент государственной и
общественной жизни. Конечно, названные
особенности не исчерпывают всей специфики
государства как элемента политической
системы общества на фоне всех других
ее структурных элементов. Но они дают
общее представление о государстве, а
также о факторах, определяющих место
и роль государства в политической системе
общества.[20, с.
76-77]
Вопрос 3.
Политическая
па́ртия (греч. Πολιτική — «искусство
управления государством»; лат. pars — «часть»)
— особая общественная организация (объединение),
непосредственно ставящая перед собой
задачи овладеть политической властью
в государстве или принять в ней участие
через своих представителей. Большинство
партий имеют программу: выразитель идеологии
партии, перечень её целей и способов их
достижения.[6’
Основными целями политической партии являются:
Первое,
на что следует здесь обратить
внимание, - это то обстоятельство, что
политические партии определяются в
Законе как особый вид общественных
объединений. Такой подход является
общепризнанным как в зарубежной,
так и в отечественной
Появление
таких общественных организаций, как
партии, является объективным процессом,
который позволяет выявлять общие
интересы различных групп, формулировать
их, преобразовывать в правовые требования,
добиваться их осуществления. Государство
— это как раз тот социальный институт,
где партийные интересы, цели, идеалы могут
выступать как общественные интересы,
обеспечиваться властной поддержкой,
сопровождаться механизмами их реализации.
Поэтому государство и выступает важнейшим
и очень ценным объектом политической
борьбы, определяет участие партий в завоевании
государственной власти.
Различают
парламентские партии, ставящие целью
завоевание власти демократическим путем,
участием в парламентской деятельности,
и партии, которые ставят задачей насильственные
преобразования общественного строя,
насильственный захват власти.
Организация и деятельность различных партий в историческом ракурсе оказываются весьма многообразными. Еще более многообразно и их взаимодействие с государством, его институтами.
По участию
в делах государства можно
различать не только парламентские,
но и правящие партии, которые уже
получили и осуществляют власть. Партия
осуществляет власть главным образом
через «своих людей», своих членов, которых
она расставляет на важнейшие государственные
посты. Так, с 1927 года в СССР действовал
принцип номенклатуры: на все важнейшие
государственные посты назначались лица,
которых выбирал и назначал (давал согласие
на назначение) Центральный Комитет Коммунистической
партии. Соответственно на посты в областных,
районных структурах руководителей назначали
обкомы, райкомы партии.
В некоторых
обществах длительное время независимо
от партийного влияния формируется
и функционирует аппарат
Отношения
государства и политических, национальных,
культурных движений многоплановы. Там,
например, где осуществляется департизация
и деидеологизация государственных органов,
цели и задачи политических движений воспринимаются
аппаратом государства не организационно,
не институционально, а через сложную
систему идеологического воздействия.
Но в некоторых государственно организованных
обществах членство в той или иной партии,
участие в том или ином политическом движении
отнюдь не служит препятствием для государственной
службы, а иногда наоборот, служит основанием
для зачисления на службу.
[7’]
В Республике Беларусь статья 4 Конституции провозглашает, что “демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений”.
Согласно ч. 1 ст. 36 Конституции Республики Беларусь “каждый имеет право на свободу объединений”.
Статья 5. Государство и политические партии
Государство
гарантирует защиту прав и законных
интересов политических партий, создание
условий для выполнения ими своих
уставных целей и задач, в том
числе путем пользования
Органам государственной власти и управления, предприятиям, организациям, учреждениям и их должностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.
Статья 12. Членство в политических партиях. Количественный состав политических партий
Политические партии имеют фиксированное членство. Членами политических партий могут быть только граждане Республики Беларусь.
Президент
Республики Беларусь приостанавливает
членство в политических партиях
на весь срок полномочий.
Не могут быть членами политических партий на весь период своих полномочий судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля и его территориальных органов, органов безопасности, военнослужащие и другие лица, на которых распространяется статус военнослужащих.
Член политической партии имеет право свободного выхода из партии.
Количественный
состав политической партии не может
быть меньше численности ее учредителей.
[10, с. 4-5]
Информация о работе Государство в политической системе общества