Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 16:57, контрольная работа
Русская Правда и другие источники древне¬русского права довольно четко различают две основные части граж¬данского права — право собственности (см. схему 9) и обязательст¬венное право. Право собственности возникает с утверждением фео¬дализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собст¬венность оформляется в виде княжеского домена (земельного владе¬ния, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или мона¬стырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собст¬венности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи — коней, тягловый скот, холопов и пр.
Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называют¬ся обидой.
Для древнерусского обязательственного права характерно обра¬щение взыскания не только на имущество, но и на личность должни¬ка, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного най¬ма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свиде¬телей — послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.
1. Источники Древнерусского права
2. Гражданско-правовые нормы в «Русской правде»
3. Семейное право.
4. Уголовное право и процесс
Заключение
План
Заключение
1.Источники Древнерусского права
Возникновение Древнерусского государства, естественно, сопровождалось формированием древнерусского права, исторически первым источником которого были правовые обычаи — нормы обычаев доклассового общества, санкционированные возникающим государством. Среди них можно встретить кровную месть, принцип талиона — «равным за равное». Совокупность этих норм летописи и иные древнейшие документы называют Законом Русским.
Первыми
письменными памятниками
Княжеское законодательство как источник права появляется на Руси в X в. Особое значение имеют уставы Владимира Святославича и Ярослава, которые внесли изменения в действующее финансовое, семейное и уголовное право.
Центральное место среди нормативно-правовых актов Древней Руси
занимает Русская Правда. Русская Правда включает в себя нормы различных отраслей, но основное число норм посвящено уголовному и процессуальному праву.
Русская Правда известна в нескольких редакциях: Краткой, Пространной и Сокращенной (из Пространной).
Древнейшей редакцией признается Краткая. Известно только два древнейших списка Краткой редакции Русской Правды: Академический и
Археографический.
Исследователи различают
1) Древнейшую Правду, Правду Ярослава, — ст. 1—18;
2) Правду Ярославичей — ст. 19—28 с дополнениями — ст. 29—41;
3) Покои вирный — ст. 42;
4) Устав мостников — ст. 43.
Как целостный памятник права Краткая Правда оформилась, полагает большинство исследователей, в 1076—1093 гг., т. е. во время княжения сына Ярослава — Всеволода.
Пространная редакция
Текст ее дошел до нас в составе многочисленных юридических сборников, что
говорит об использовании этого нормативно-правового акта на практике. К наиболее древним относятся списки, помещенные в юридических сборниках, известных под названием Кормчих и Мерил Праведных. Кормчая, что означает руководящая, направляющая, или Номаканон (закон, правило), включала в себя нормы церковного и светского права. Сборник "Мерило Праведное" состоит из двух частей, первая из которых включает поучения о праведных судах, а вторая — содержит нормы из различных юридических памятников, заимствованных из Кормчей.
Структурно в Пространной Правде самим переписчиком выделяются две
части: Суд Ярослава Владимировича (ст. 1— 52) и Устав Владимира
Всеволодовича (ст. 53—121). Источниками Суда Ярослава Владимировича
называют: Краткую Правду и судебную практику и дополнительные статьи.
Временем появления этой части Пространной Правды считают конец XI — начало XII века, до княжения Владимира Мономаха. Устав Владимира Всеволодовича Мономаха состоит из целого ряда законов, направленных на реорганизацию, реформирование существующих социально-экономических отношений. Исследователи выделяют в нем Устав о резах (ст. 53), Банкрутский устав (ст. 54, 55), Устав о закупах (ст. 56—62, 64) и Устав о холопах (ст. 63, НО и след.). Как единое целое Пространная Правда оформляется к середине XII века. Сокращенная Правда рассматривается в настоящее время как памятник права Московского княжества XV века.
Крещение Руси вызвало необходимость урегулировать отношения между церковью и государством. С этой целью князьями принимаются уставные грамоты. Позднее на их основе создаются уставы, в состав которых входит одна или несколько уставных грамот, дополненных более поздними статьями. Особое место в древнерусском праве принадлежит княжеским церковным уставам:
1.Уставу князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных 2.Уставу князя Ярослава о церковных судах.
Устав князя Владимира разграничивает великокняжескую и церковную юрисдикцию, передавая на рассмотрение церковного суда семейные преступления, колдовство, а также разрешение споров между церковными людьми, в число которых входили не только церковнослужители, но и зависимое от церкви население.
Устав князя Ярослава (в Краткой и Пространной редакциях) развивает
основные положения Устава князя Владимира. Примечательно, что в Уставекнязя Ярослава содержатся санкции, присущие именно русскому праву: штрафы, несмотря на то, что в византийском праве, на которое опирался русский законодатель при регулировании отношений с церковью, господствовали телесные наказания. В Устав Ярослава включены и нормы семейного права, в том числе основания для развода.
Если по своему положению
русская митрополия
подчинялась Константинопольскому
патриарху, то вряд ли можно было
ожидать подчинения Древнерусского
государства византийскому
императору. Поэтому нормы
канонического права действовали на
Руси неукоснительно, императорские
же указы по нецерковным делам теряли
на Руси нормативно-правовой характер.
2. Гражданско-правовые нормы в «Русской правде»
Русская Правда и другие источники древнерусского права довольно четко различают две основные части гражданского права — право собственности (см. схему 9) и обязательственное право. Право собственности возникает с утверждением феодализма и феодальной собственности на землю. Феодальная собственность оформляется в виде княжеского домена (земельного владения, принадлежащего данному княжескому роду), боярской или монастырской вотчины. В Краткой редакции Русской Правды закреплена незыблемость феодальной земельной собственности. Кроме собственности на землю, она говорит и о праве собственности на другие вещи — коней, тягловый скот, холопов и пр.
Что касается обязательственного права, то Русская Правда знает обязательства из договоров и обязательства из причинения вреда. Причем последние сливаются с понятием преступления и называются обидой.
Для древнерусского обязательственного права характерно обращение взыскания не только на имущество, но и на личность должника, а порою даже на его жену и детей. Основными видами договоров были договоры мены, купли-продажи, займа, поклажи, личного найма. Договоры заключались в устной форме, но в присутствии свидетелей — послухов. Купля-продажа земли, по-видимому, требовала письменной формы. При продаже краденной вещи сделка считалась недействительной, а покупатель имел право требовать возмещения убытков.
Право собственности по Русской Правде
|
Наиболее
полно в Русской Правде регламентирован
договор займа. В 1113 г. произошло восстание
киевских низов против ростовщиков, и
Владимир Мономах, призванный боярами,
чтобы спасти положение, принял меры к
упорядочению взимания процентов по долгам.
Закон в виде объекта займа называет не
только деньги, но и хлеб, мед. Существуют
три вида займа: обычный (бытовой) заем,
заем, совершаемый
между купцами (с упрощенными формальностями),
и заем с самозакладом — закупничество.
Предусматриваются различные виды процентов
в зависимости от срока займа. Срок взимания
процентов ограничен двумя годами. Если
должник выплачивал проценты в течение
трех лет, то он имел право не возвращать
кредитору одолженной суммы. Краткосрочный
заем влек за собой наиболее высокую процентную
ставку.
3.Семейное право.
Развивалось в Древней Руси в соответствии с каноническими правилами. Первоначально действовали обычаи, связанные с языческим культом. Одной из форм индивидуального брака в языческую эпоху было похищение невесты (в том числе мнимое), другой - покупка. Довольно широко было распространено многоженство. (Согласно «Повести временных лет», тогдашние мужчины имели двух-трех жен, а Великий князь Владимир Святославич до крещения имел пять жен и несколько сот наложниц). С введением христианства устанавливаются новые принципы семейного права — моногамия, затрудненность развода, бесправие внебрачных детей, жестокие наказания за внебрачные связи.
По Церковному уставу Ярослава моногамная семья становится объектом защиты со стороны церкви. Члены такой семьи, в первую очередь жена, пользуются ее всемерным покровительством. Браку обязательно предшествовало обручение, считавшееся нерасторжимым. Брачный возраст был низким (14— 15 лет для мужчины и 12— 13летдля женщины, т.е. с момента половой зрелости). Церковь требовала венчания как непременного условия законности брака. Законодательство Древней Руси последовательно отстаивало свободное волеизъявление брачующихся, устанавливая ответственность тех родителей, которые либо выдают замуж дочь без ее согласия, либо препятствуют вступлению в брак своей дочери. Расторжение брака было возможно только при наличии поводов, перечисленных в Церковном уставе.
Вопрос об имущественных отношениях между супругами не совсем ясен. Очевидно, однако, что жена имела определенную имущественную самостоятельность. Закон допускал имущественные споры между супругами. Жена сохраняла право собственности на свое приданое и могла передавать его по наследству.
Информация о работе Гражданско-правовые нормы в «Русской правде»