Характеристика основных функций Российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:40, контрольная работа

Описание

Экономическая функция заключается в «выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме»1. Государство в современной экономике выполняет ряд важных регулирующих функций, которые не могут быть возложены на другие общественные институты. К их числу относятся: правовая функция, функция распределения, перераспределения и стабилизации, налогообложения, интеграции в мировую экономику. Рассмотрим подробнее содержание каждой из этих функций Российского государства.

Работа состоит из  1 файл

2Характиристика основных функций гос-ва.docx

— 44.05 Кб (Скачать документ)

2. Характеристика основных функций  Российского государства

2.1 Экономическая функция

 

Экономическая функция заключается в «выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме»1. Государство в современной экономике выполняет ряд важных регулирующих функций, которые не могут быть возложены на другие общественные институты. К их числу относятся: правовая функция, функция распределения, перераспределения и стабилизации, налогообложения, интеграции в мировую экономику. Рассмотрим подробнее содержание каждой из этих функций Российского государства.

Обеспечение правовой базы функционирования экономики заключается в создании, развитии и поддержании правовых основ функционирования экономики. Федеральное законодательство в сфере экономики исходит из положений определенных Конституцией РФ.

Особое  место в правовом обеспечении  осуществления экономической функции  принадлежит Гражданскому кодексу  Российской Федерации. С принятием  его в полном объеме создана всеобъемлющая  правовая основа рыночной экономики, общества цивилизованных собственников, экономической  свободы человека, партнерских отношений  между гражданином и государством. Бюджетный кодекс Российской Федерации, принятый в 1998 году установил общие  принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации. Базовым нормативным актом выполнения функции налогообложения выступает  Налоговый кодекс Российской Федерации.

Функция распределения заключается в выделении государственных ресурсов для компенсации провалов рынка - организации производства общественных благ, регулирования внешних эффектов и др. Рыночный механизм не в состоянии их компенсировать сам по себе, без внешнего вмешательства.  В этой связи государство принимает решения относительно распределения ресурсов, носящие преимущественно политический характер, определяющие общие приоритеты и направления использования государственных средств. Они принимаются высшими органами власти и в совокупности формируют стратегию экономической политики страны на несколько лет вперед. Такие цели и задачи в настоящий и перспективный период развития Российского государства определила «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», утвержденная Правительством РФ в 2008 году. В соответствии со ст. 107 Бюджетного Кодекса РФ готовится бюджетное послание президента Федеральному собранию, которое определяет основные направления и ориентиры бюджетной политики, рассчитанные  на среднесрочную перспективу в 3-5 лет. Кроме того, конкретные первоочередные планы реализации экономической и политической стратегии развития РФ излагаются в ежегодном Послании Президента Федеральному собранию, принимаются программы по определению основных направлений социально-экономической политики, налоговой политики на текущий год и на плановый период.

Наряду  со стратегическими принимаются  решения являющиеся тактическими. Их задачей является конкретизация  избранных приоритетов развития страны в целом, формирование детального плана использования государственных  ресурсов в краткосрочной перспективе. Конкретным воплощением таких решений  является важнейший финансовый закон  страны - закон о бюджете РФ. В  этом документе закрепляются объем  и структура государственных  доходов, а также распределение  этих средств на выполнение функций  государства. Все органы власти Российской Федерации в своей деятельности стараются обеспечить исполнение решений  стратегического и тактического характера.

Стабилизационная функция  государства заключается в поддержании устойчивости основных параметров экономики (объема производства, занятости, инвестиций, денежной массы, курса национальной валюты и др.) за счет государственных ресурсов. Хотя эти параметры в первую очередь определяются рынком, их значения не безразличны обществу. Частные фирмы не могут брать на себя обязательства, выходящие за пределы сферы их деятельности. Они не могут самостоятельно регулировать уровень инфляции, безработицы, темпы роста ВВП и другие макроэкономические пропорции. Однако они учитывают эти показатели при планировании бизнеса и чутко реагируют на изменения макроэкономической ситуации. Поэтому, регулирование экономической системы с позиции общенациональных интересов – это задача государства.

 В условиях мирового экономического  кризиса, негативно отразившегося  на состоянии Российской экономики,  стабилизационная функция государства  особенно заметна:  оказывается прямая поддержка российских компаниям, у которых есть чёткие планы повышения эффективности и реализации высокотехнологичных проектов; оказывается поддержка сельского хозяйства в рамках государственной программы развития агропромышленного комплекса; увеличиваются инвестиции в инфраструктуру; большое внимание уделяется поддержке финансовой системы, совершенствованию банковской системы; в целях уменьшения роста численности безработных проводятся масштабные программы поддержки занятости населения, больше внимания уделяется опережающему профессиональному обучению, организации общественных работ, созданию временных и постоянных рабочих мест, оказывается поддержка людям в открытии собственного бизнеса; приняты программы для нормализации ситуации в моногородах; создаются дополнительные меры по поддержке потребительского кредитования и расширению жилищного строительства.

      Содержание перераспределительной функции государства заключается в изменении тех пропорций распределения доходов и богатства в обществе, которые складываются в рамках рыночной системы, в целях достижения социальной справедливости.  Осуществление данной функции в Российском государстве проходит двумя путями: установление максимальных наценок  на социально значимые товары и услуги, а также минимального размера оплаты труда,  с помощью трансфертных платежей  - пенсий, пособий, стипендий и других форм выплат, выплачиваемых за счет государства.

Даже в условиях глубоко кризиса  Российское государство выполняет  все взятые на себя социальные обязательства - своевременно индексируются пенсии, повышается пособия и стипендии. Денежные средства на финансирование социальных выплат в этих условиях, предоставил резервный источник - Стабилизационный фонд.

Важной задачей в области  экономической политики является обеспечение  производства так называемых общественных товаров, субсидирование социальных сфер, которое осуществляется в рамках национальных проектов в области  здравоохранения, образования. Российские компании, осуществляющие благотворительную  деятельность, имеют налоговые льготы.

В соответствии с посланием Президента Федеральному собранию начата реализация пяти приоритетных направлений по модернизации Российской экономики: внедрение новейших медицинских, энергетических и информационных технологий, развитие космических и телекоммуникационных систем, радикальное повышение энергоэффективности.

Налогообложение и взимание налогов. Содержание этой функции составляют формирование и пополнение казны, прежде всего государственного бюджета, как федерального, так и субъектов Федерации, а также муниципального бюджета за счет всех видов налогов, в том числе налога на прибыль предприятий, основанных на всех формах собственности, налога на добавленную стоимость, акцизов, подоходного налога с граждан и т. п., а также предусмотренных законом финансовых сборов, пошлин и платежей.

Приоритетами  Правительства Российской Федерации  в области налоговой политики являются - создание эффективной налоговой  системы, сохранение сложившегося к  настоящему моменту налогового бремени. В рамках антикризисных мер налогового стимулирования в 2008 году в оперативном  порядке были внесены целый ряд  уточнений и изменений в законодательство о налогах и сборах.

Особое  внимание уделяется повышению качества налогового администрирования, включая  устранение административных барьеров, препятствующих добросовестному исполнению налоговых обязанностей, а также  обеспечению эффективного использования  инструментов, противодействующих уклонению  от уплаты налогов.

Несмотря  на то, что сложившаяся в России налоговая система в большей  степени отвечает требованиям к  современным системам налогообложения, она не достаточно совершенна и нуждается  в дальнейшем реформировании. Налогообложение  в России не только не «смягчает» свой фискальный характер, а, продолжая «укреплять»  его, делает все более обременительным.  Представители бизнеса недовольны заменой  единого налога страховыми взносами, которое повлекло повышение  налоговой нагрузки, и ожидают  от руководства страны компенсации. Местные налоги в должной мере не обеспечивают региональную казну, а  поступающих дотаций из центра не достаточно для нормативного финансового  обеспечения работников бюджетной  сферы.2

Интеграция в мировую экономику.  Современная Россия движется по магистрали глобализации, однако интеграция в мировую экономику требует взвешенности. Россия сама заинтересована в интенсивной глобализации собственного народного хозяйства, поскольку ее основные партнеры по внешнеэкономическому сотрудничеству — члены ВТО.  Вместе с тем, для вступления в ВТО России необходимо удовлетворить ряд требований о либерализации цен на "голубое топливо" и увеличении ее до мирового уровня, а также снижении тарифов на импорт зарубежной продукции и т.п. Выполнение такого комплекса требований может привести не только к банкротству промышленных предприятий, но и отразиться на благосостоянии населения страны. Главным приоритетом политики Российской Федерации в сфере международных экономических отношений является содействие развитию национальной экономики в условиях глобализации посредством обеспечения равноправных позиций страны и российского бизнеса в системе мирохозяйственных связей.

 Для достижения максимальных  выгод при дальнейшей интеграции  в ВТО Российское руководство  осуществляет следующие мероприятия: расширяет номенклатуру экспорта и географии внешнеэкономических и инвестиционных связей России; принимает меры торговой политики для защиты интересов РФ соответствии с международными правилами и противодействует торгово-политическим мерам иностранных государств, ущемляющим права Российской Федерации и российских предприятий; оказывает государственное содействие российским предприятиям и компаниям в освоении новых и развитии традиционных рынков; содействует привлечению иностранных инвестиций в наукоемкие и другие приоритетные сферы российской экономики; продолжает наращивание потенциала и модернизацию топливно-энергетического комплекса; укрепляет стратегическое партнерство с ведущими производителями энергетических ресурсов; активно использует возможности региональных экономических и финансовых организаций для отстаивания интересов Российской Федерации в соответствующих регионах; в соответствии с нормами международного права использует все имеющиеся в ее распоряжении экономические рычаги и ресурсы, а также конкурентные преимущества для защиты своих национальных интересов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Политическая функция

 

Все  функции  государства  носят  политический  характер,   однако   в политической  области  действует  целая  система  политических   институтов, учреждений государственных органов,  через  которые  осуществляется  функции  народовластия.

Содержание  данной функции составляют:

Обеспечение общественной и государственной  безопасности. В механизме обеспечения безопасности решающая роль принадлежит государству и его органам. При этом в рассматриваемом механизме задействованы все ветви государственной власти. Обеспечение безопасности государства основывается на четком разграничении полномочий между органами, принадлежащими к различным ветвям власти, таким образом, что ни один орган государства (тем более негосударственный, партийный орган, как это было в прошлом) не имел бы законных оснований и возможности аккумулировать всю полноту власти в данной области в своих руках.

Функция по обеспечению безопасности – это  по преимуществу функция исполнительной власти. Именно органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законов  и иных нормативных актов, регламентирующих отношения в сфере безопасности. Они обладают необходимыми силами и  средствами. Силы безопасности включают в себя вооруженные силы, органы внутренних дел, службы ликвидации последствий  чрезвычайных ситуаций, пограничные  и внутренние войска, природоохранные  органы и др.

Важную  роль в системе обеспечения безопасности играет Совет Безопасности. Его правовой статус определяется Конституцией Российской Федерации, Законом «О безопасности», указом Президента России, другими  нормативными актами. Основное назначение Совета Безопасности состоит в подготовке решений Президента в области  обеспечения безопасности. Совет  Безопасности рассматривает вопросы  внутренней и внешней политики в  этой области, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической  и иных видов безопасности. Совет  Безопасности возглавляет Президент  России, являющийся его председателем. Члены Совета Безопасности назначаются  им персонально.

Не только государство и его органы являются субъектами обеспечения безопасности, но и, согласно Закону «О безопасности», граждане, общественные и иные организации  и объединения, которые обладают правами и обязанностями по участию  в обеспечении безопасности. Государство  же, со своей стороны, обеспечивает им правовую и социальную защиту в  случае, если они оказывают содействие в обеспечении безопасности. Деятельность любых субъектов обеспечения  безопасности базируется на строгом  соблюдении принципов законности; баланса  интересов личности, общества и государства; взаимной ответственности по обеспечению безопасности; интеграции с международными системами безопасности. Важнейшим же принципом является недопущение при обеспечении безопасности ограничения прав и свобод граждан, за исключением случаев, предусмотренных конституцией и соответствующими законами. При этом Закон «О безопасности» предусматривает определенные гарантии против неправомерного ограничения прав и свобод: право получать разъяснения по поводу ограничения прав и свобод от органов обеспечения безопасности; ответственность должностных лиц, превысивших свои полномочия в процессе деятельности по обеспечению безопасности и др.

Информация о работе Характеристика основных функций Российского государства