Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 12:58, курсовая работа
Актуальность темы исследования .Возникновение и развитие новой правовой российской государственности немыслимо без эффективного правового воздействия на общественные отношения, которое, в свою очередь, предполагает наличие качественного законодательства. Одним из важнейших требований качества закона является обеспечение строгой иерархии источников действующего права. Нарушение иерархии может приводить не только к снижению эффективности правового регулирования общественных отношений, возникновению трудноразрешимых конфликтов и прочим негативным явлениям. Социальные последствия этого явления могут быть значительно более серьезными. Под угрозой оказывается целостность государства и надежность его правовой системы. В третьем разделе Концепции национальной безопасности Российской Федерации «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации» говорится, что «единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации». При этом обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации названо в числе основных направлений зашиты конституционного строя.
Введение ……………………………………………………………………... 3
Глава I. Понятие и виды источников права………………………………….
Глава II. Источники права в Российской Федерации…………………………
2.1Источники права ………………………………………………
2.2Доктрина и догма позитивного права………………………………..
Глава III. Иерархия федерального законодательства………………………
КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине
«Конституционное (государственное) право
России»
Иерархия
источников российского
права |
Введение ……………………………………………………………………... | 3 |
Глава III. Иерархия
федерального законодательства………………………
Актуальность темы исследования .Возникновение и развитие новой правовой российской государственности немыслимо без эффективного правового воздействия на общественные отношения, которое, в свою очередь, предполагает наличие качественного законодательства. Одним из важнейших требований качества закона является обеспечение строгой иерархии источников действующего права. Нарушение иерархии может приводить не только к снижению эффективности правового регулирования общественных отношений, возникновению трудноразрешимых конфликтов и прочим негативным явлениям. Социальные последствия этого явления могут быть значительно более серьезными. Под угрозой оказывается целостность государства и надежность его правовой системы. В третьем разделе Концепции национальной безопасности Российской Федерации «Угрозы национальной безопасности Российской Федерации» говорится, что «единое правовое пространство страны размывается вследствие несоблюдения принципа приоритета норм Конституции Российской Федерации над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над нормами субъектов Российской Федерации». При этом обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации названо в числе основных направлений зашиты конституционного строя.
Объект исследования. Объектом являются системные начала российского права.
Предмет исследования. Понятие иерархии, факторы, ее детерминирующие, правовые формы выражения иерархической зависимости, иерархическое построение источников права.
Цели и задачи исследования. Заключается в разработке теории иерархии источников права и в открываемых ею возможностях иерархического построении источников российского права.
Названные цели обусловили необходимость решения следующих задач:
- раскрыть понятие
иерархии источников
- отграничить иерархию источников права от смежных понятий;
- определить требования иерархии, предъявляемые к различным субъектам права;
- проанализировать факторы, влияющие на иерархию источников российского права;
- исследовать правовые формы выражения иерархии;
- на основе
факторного анализа и правовых
форм выражения иерархической
зависимости построить
- проанализировать
иерархическое соотношение
- определить
иерархическое место
- выяснить смысл,
в котором в Конституции
- проанализировать иерархию норм международного права;
- рассмотреть
проблему включения норм
Степень научной разработанности проблемы. В общей теории организации иерархия характеризует принцип управления, обеспечивающий эффективное функционирование организации; в лингвистике различают иерархию уровней (ярусов) языка.С появлением в XX в. общей теории систем понятие иерархии стало применяться для описания любых системных объектов.Наиболее основательно на категориальном уровне иерархия разработана в теории систем. Для исследования многоуровневых систем М. Месаровичем, Д. Мако и И. Такахарой была предложена теория иерархических многоуровневых систем . Ими была предпринята попытка на основе формального языка общей теории систем сформировать концептуальный, понятийно-категориальный и операциональный аппарат для подобных исследований.Весьма активно термин «иерархия» используется и в юриспруденции. В литературе справедливо обращено внимание на то, что «вертикальные» аспекты получают свое самостоятельное освещение и разработку в юридической науке. Вместе с тем, в юридической литературе (общетеоретической, отраслевой и международно-правовой) этому вопросу, имеющему большое как теоретическое, так и практическое значение, уделялось и уделяется явно недостаточное внимание. Несмотря на то, что в последнее время появились работы, в которых анализируются соответствующие проблемы, однако делается это попутно, в связи с исследованием других вопросов: формы права, источников права, систематизации законодательства, типологии нормативных правовых актов и других. При этом до сих пор нет монографических исследований, специально посвященных указанному вопросу.
Особое внимание уделялось исследованиям отечественных и зарубежных ученых-правоведов и государствоведов, отраслевиков, международников, разрабатывающих вопросы источников (форм) права, теории правотворчества, теории систематизации, типологии нормативных правовых актов и иные близкие к ним вопросы: М.В. Баглая, В.М. Баранова, Н.В. Миронова
Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М, 1999. – 552 с. См: Российская газета. 1999. 18 мартаНУЖНА ЛИТЕРАТУРА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Нужно перетащить вниз
В юридической литературе выражение «источник права» используется в двух различных значениях — в значении «материального источника права» (источника права в материальном смысле) и в значении «формального источника права» (источника права в формальном смысле).Под «материальным источником права» при этом имеются в виду причины образования права, т.е. все то, что, согласно соответствующему подходу, порождает (формирует) позитивное право, — те или иные материальные или духовные факторы, общественные отношения, природа человека, природа вещей, божественный или человеческий разум, воля бога или законодателя и т.д. Под «формальным источником права» имеется в виду форма внешнего выражения положений (содержания) действующего права. В данной главе речь идет о «формальных источниках права»1[1], которые в литературе обозначаются также термином «форма права». Источники (формы) права — это официально определенные формы внешнего выражения содержания права. Официально-властная (государственная) определенность тех форм, в которых содержание действующего права находит свое внешнее выражение, объективацию и существование, придает источникам права и праву в целом институциональную определенность и упорядоченность. Это означает, что нормы действующего права (его нормативное содержание) содержатся лишь в определенных (официально признанных) источниках права, которые представляют собой официально определенные (институционализированные) формы закрепления и существования норм права. Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права. В целом (применительно к разным системам права) известны следующие основные виды источников (форм) позитивного права: правовой обычай (обычное право), судебный прецедент, юридическая доктрина (так называемое «право юристов»), религиозный памятник («священные книги» различных религий), нормативно-правовой договор, нормативно-правовой акт, естественное право. Правовой обычай (обычное право) — это фактически сложившиеся в течение длительного времени правила регулирования поведения людей (общественных отношений), которые официально признаны (санкционированы государством) в качестве общеобязательных норм права. Государственное санкционирование обычая и превращение его в правовой обычай, т.е. в источник позитивного права, может осуществляться различными способами. Возможно, например, фактическое (устное, молчаливое) санкционирование тех или иных обычаев, когда различные государственные органы (суд, администрация, представительный орган) в течение длительного времени в своей практической деятельности рассматривают и применяют соответствующие обычаи как нормы действующего права. Государственное санкционирование обычаев зачастую осуществляется в официальной письменно-документальной форме — путем признания в нормативно-правовых актах позитивно-правового значения соответствующих обычаев.
Но
возможно и иное соотношение между
действующим правом и обычаем, когда в
нормативно-правовых актах прямо формулируются
конкретные правовые положения, которые
непосредственно воспроизводят содержание
тех или иных сложившихся обычаев. В этом
случае мы имеем дело не с санкционированием
обычая в качестве самостоятельного источника
права (в виде обычного права), а с нормой
нормативно-правового акта как источника
права другого вида. Аналогичным образом
обстоит дело и тогда, когда в системе
прецедентного права обычай кладется
в основу судебного решения и тем самым
приобретает официальное значение судебного
прецедента как источника прецедентного
права.
Судебный прецедент — это судебное решение по конкретному делу, имеющее значение общеобязательного правила для такого же решения всех аналогичных дел. Право принимать решения, имеющие значение прецедента, имеют лишь высшие судебные инстанции (в соответствии с установленными правилами прецедента). Судебный прецедент является основным источником права в национальных системах права, относящихся к правовой семье общего (прецедентного) права.
Юридическая доктрина как источник права — это разработанные и обоснованные учеными-юристами положения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных системах права имеют обязательную юридическую силу. Обязательные доктринальные правоположения принято называть «правом юристов». Юридическая доктрина была основным источником континентально-европейского (романо-германского) права со времен римского права до XIX в., когда место основного источника занял закон (государственное нормотворчество). Но и после этого юридическая доктрина остается одним из источников в системах романо-германской правовой семьи. Значительную роль юридическая доктрина как источник права играет в мусульманском праве. Определенное правовое значение она имеет и в системах общего права.
Религиозный памятник в качестве источника права — это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). Так, Коран и сунна (изречения пророка Мухаммеда) являются двумя главными источниками мусульманского права.
При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) — это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верующих), а не национально-государственная система права. Поэтому нельзя смешивать, например, индусское право с национально-государственной системой права Индии, а мусульманское право — с системой права того или иного государства, население которого исповедует ислам. Нормативно-правовой договор как источник права — это договор, содержащий новые нормы действующего права. Такие договоры имеются как в сфере частного, так и публичного права. Нормативно-правовой акт — это письменный правоуста-новительный акт государства, содержащий новые нормы действующего права. Своим правоустановительным характером (установлением новых норм права) нормативно-правовой акт отличается как от всех других правовых актов (от индивидуальных актов применения норм права и от актов толкования норм права), так и от разного рода официальных государственных актов (заявлений, обращений и т.д.) неправового характера.
Нормативно-правовые акты являются основным источником права в системах права романо-германской правовой семьи, к которой относится и правовая система России.
Существует
множество видов нормативно-
Во
главе иерархической системы нормативно-правовых
актов стоит закон
— прежде всего Конституция как основной,
высший закон, а после Конституции (и ниже
ее) стоят остальные законы.
Наивысшей юридической силой в системе нормативно-правовых актов обладает Конституция. Она принимается особым путем — посредством референдума (всенародного голосования), Учредительным (или Конституционным) собранием или высшим представительным органом (парламентом) в специальном (усложненном) порядке.
Законы принимаются, как правило, парламентом (высшим представительным и законодательным органом страны). Некоторые, наиболее важные законы принимаются путем референдума.
В
странах романо-германской правовой
семьи закон выступает в
Подзаконные нормативно-правовые акты (декреты, указы, ордонансы, постановления, приказы, инструкции и т.д.) принимаются различными органами исполнительной власти и должностными лицами в установленных законом пределах их нормотворческой компетенции. Подзаконный характер нормативных актов по общему правилу означает, что они должны приниматься на основе и во исполнение действующих законов и прежде всего — конституции страны. Соотношение различных подзаконных нормативных актов также строится по принципу иерархии — с учетом различной юридической силы разных видов подзаконных актов. При этом юридическая сила и сфера действия подзаконных нормативно-правовых актов определяется законодательно установленным местом и властно-функциональным значением соответствующего государственного органа (или должностного лица) в общей системе исполнительной ветви власти. Поэтому подзаконные нормативно-правовые акты нижестоящих государственных органов должны соответствовать нормативно-правовым актам вышестоящих органов государственной власти.