Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 19:44, реферат
Основу эффективности национальной экономики современной России составляет наряду с природными и трудовыми ресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новое качественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развития наукоемких производств, что в конечном счете является важнейшим фактором выхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономического роста.
Введение………………………………………………………………….…3
1. Основы государственного регулирования инновационной
деятельности ………………………………….……………………………5
2. Формирование государственной инновационная политики в
зарубежных странах…………………………….…………………………8
3. Особенности государственного регулирования инновационной
деятельности в Российской Федерации………………………………….14
Заключение...…………………………………………
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Основы
государственного
деятельности
………………………………….……………………………5
2. Формирование
государственной инновационная
политики в
зарубежных
странах…………………………….…………………………8
3. Особенности
государственного регулирования инновационной
деятельности
в Российской Федерации………………………………….14
Заключение...……………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Основу
эффективности национальной экономики
современной России составляет наряду
с природными и трудовыми ресурсами
и научно-технический потенциал страны.
Переход экономики в новое качественное
состояние увеличил значимость инновационной
деятельности, развития наукоемких производств,
что в конечном счете является важнейшим
фактором выхода из экономического кризиса
и обеспечения условий для экономического
роста.
«В широком
смысле слова инновационная
В узком
(«специфически экономическом) смысле
слова инновационная
Содержание
инновационной деятельности в экономической
сфере является создание и распространение
новшеств в материальном производстве.
Она представляет собой звено между научной
и производственной сферой, в результате
взаимосвязи которых, реализуются технико-экономические
потребности общества.
Инновационную
сферу от научной и производственной
отличает наличие специфической
маркетинговой функции, специфических
методов финансирования, кредитования
и методов правового
В условиях
экономической реформы, направленной
на обеспечение стабилизации и перехода
к экономическому росту, необходима разработка
мероприятий для сохранения научно-технического
потенциала, его развития и поддержки.
Для России
сейчас особую значимость приобрело
творческое использование опыта
развитых стран по реализации мер государственной
поддержки инновационных процессов в
экономике, что в итоге позволит сформироваться
отечественную систему стимулирования
инновационной деятельности.
Сегодня
только государство способно приостановить
разрушение накопленного научно-технического
потенциала в России, обеспечить необходимыми
объемами инвестиций, с помощью государственных
долгосрочных и краткосрочных программ.
В этой
связи, мне кажется целесообразным
поподробнее остановиться на методах
государственного регулирования инновационной
деятельности.
1. Основы
государственного регулирования
инновационной
деятельности
«Государственное
регулирование инновационной
Вероятные
реакции инновационных
* освоение
новых рынков;
* кооперация
с другими организациями;
* улучшение
качества продукции;
* поиск
партнеров и кредитов и т.д.
При уменьшении
возможностей реакции организации
будут следующие:
* сокращение
ресурсного потенциала;
* свертывание
деятельности;
* снижение
уровня рисковости;
* отказ
от заказов с низкой эффективностью;
* свертывание
инвестиций;
* банкротство
или самоликвидация;
В разных
странах по-разному
В условиях,
когда высока неопределенность коммерческого
успеха инновационного проекта, велики
затраты финансовых ресурсов, частный
сектор предпочитает ориентироваться
не на перспективное, а на существующее
соотношение спроса и предложения. В этой
связи, задачей государства становится
формирование системы поддержки малого
инновационного бизнеса, которая включает
в себя информационное обеспечение, подготовку
кадров, проведение маркетинговых разработок,
в том числе на внешнем рынке.
Основными
функциями государственных
> аккумулирование
средств на НИОКР и инновации;
> координация
инновационной деятельности;
> стимулирование
инноваций, конкуренции в
> создание
правовой базы инновационных
процессов, в том числе
> кадровое
обеспечение инновационной
> формирование
инновационной инфраструктуры;
> институциональное
обеспечение инновационных
> обеспечение
социальной и экологической
> повышение
общественного статуса
> региональное
регулирование инновационных
> регулирование
международных аспектов
Государственное
регулирование базируется на выборе приоритетов,
генеральных стратегических направлениях
и ориентиров эффективного научно-технического
и социально-экономического развития.
Одной из задач государственного регулирования
является проведение комплекса мер по
организационно-нормативной и государственной
финансово-ресурсной поддержке инновационной
активности предприятий.
Государственное
регулирование использует формы
и методы, соответствующие потенциальными
возможностям, которые предоставляют
существующие рыночные отношения. В Германии
и Японии, где традиционно придают особо
важную роль государственному воздействию
на функционирование рыночной экономики,
используют меры протекционизма, направленные
на сдерживание стихийной конкуренции,
с выгодой для хозяйствующих субъектов.
«Государство
формирует цели и принципы в области
своей политики и собственные
приоритеты в инновационной и
научной сферах.»4 При этом необходимо
различать научно-техническую
2. Формирование
государственной инновационной
политики
в зарубежных странах
Механизм
формирования и реализации научно-технической
и инновационной политики в странах мирового
сообщества различен, поскольку в разных
странах неодинаково соотношение функций
государства и рынка, различны организационные
структуры управления наукой. Однако в
странах с рыночной экономикой сходны
закономерности развития производства
и одинаковы подходы к инновационной деятельности,
в частности, к учету ее долгосрочных тенденций
и последствий.
К особенностям
реализации научной и инновационной
политики в разных странах относятся
различные доли расходов на исследования
и разработки в валовом национальном продукте.
Здесь является лидером Швейцария, затем
идут Германия, далее Япония, Швеция, Южная
Корея и США. По объему финансирования
НИР и ОКР в число лидирующих стран мира
входят Япония, Германия, Швеция, Швейцария,
Южная Корея и США. Ко второй группе «стран
высокой технологии» относятся Великобритания,
Франция, Нидерланды, Италия, ряд других
европейских стран и Тайвань.
По уровню
и формам поддержки в мировой
практике принято выделять:
* государственные
стратегии активного
* децентрализованного
регулирования;
* смешанные.
При осуществлении
стратегии активного
Так, в
Японии, руководствующейся данной стратегией,
наблюдается тесные связи между органами
государственного управления и товаропроизводителями.
Государство не только выполняет ориентирующие
функции, но и играет активную роль в организации
и финансировании многих важных программ
и проектов.
Стратегия
активного вмешательства наряду с финансированием
высшей школы и значительными льготами
коммерческим организациям, осуществляющим
собственные НИОКР, активизирует инновационную
деятельность в Японии, Франции, Нидерландах
и других странах.
Стратегия
децентрализованного регулирования более
сложный механизм участия государства
в научной и инновационной сфере. Государство,
использующее эту стратегию, сохраняет
главную, лидирующую роль, но при этом
отсутствуют жесткие директивные связи,
характерные для стратегии активного
вмешательства.
Например,
государство предлагает в экономической
сфере созданные в госсекторе
научно-технические новшества
В отличие
от стратегии активного