Интеграция стран СНГ: трудности и перспективы взаимодействия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 22:08, доклад

Описание

Исследование роли транснациональных корпораций в интеграционных процессах стран СНГ имеет важное значение для прогресса хозяйственных взаимосвязей на постсоветском пространстве. Тема эта отличается не только новизной и сложностью самого предмета анализа, но и противоречивостью общей ситуации, которая складывается в Содружестве, низкой эффективностью и вялостью интеграции.

Работа состоит из  1 файл

Интеграция стран СНГ.docx

— 53.54 Кб (Скачать документ)

специализация промышленного производства — около 80% промышленных предприятий каждого  из государств-участников экономического сотрудничества не имеет на своей  территории законченного технологического цикла;

монопольное положение  практически каждой республики в  производстве отдельных видов продукции, ориентированных на сбыт на постсоветском пространстве;

рабочая сила в  промышленности и других отраслях народного  хозяйства каждой республики обучалась  и размещалась исходя из приоритетов, ориентированных на этот рынок;

сложившиеся производительные силы будут определять производственную и социальную жизнь республик  в течение длительного периода. Чтобы изменить их структуру и  качество, потребуются огромные инвестиции и не одно десятилетие.

Как показывает мировой опыт, транснациональные структуры представляют собой мощные объединительные центры, интегрирующие как региональные части мирового экономического пространства, так и отдельные страны. К сожалению, в основополагающих документах СНГ вопрос о создании и развитии ТНК не нашел должного места. Не определен статус ТНК, из-за чего их становление происходит крайне медленно. По официальным данным, в настоящее время зарегистрировано лишь несколько таких корпораций, хотя ряд объединений, например нефтяная компаний “Лукойл”, формально не признанная в качестве ТНК, мог бы увеличить это число.

ТНК – основа крепких 
хозяйственных связей

Среди официально зарегистрированных ТНК особо хотелось бы назвать Российско-Узбекское  авиастроительное объединение. Оно  создано в 1995 г. на базе акционерного общества “Авиакомплекс им. С.В. Ильюшина”, Воронежского акционерного самолетостроительного объединения и Ташкентского авиационного объединения им. В.П. Чкалова. Продукция этой корпорации имеет высокий спрос как в рамках СНГ, так и за его пределами, но отмечены отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, излишняя регламентация хозяйственных связей, недостаток финансирования проекта.

Благоприятные условия для создания ТНК имеются  и в таких сегментах экономики, как энергетика, ракетостроение, судостроение, станкостроение. Они могут найти  применение также в добывающих отраслях, химической промышленности и металлургии. Множество предприятий этих сфер народного хозяйства из-за разрыва  кооперационных связей бездействуют или  в лучшем случае имеют малые объемы производства, и объединение их в  ТНК придало бы им новое дыхание.

Как показывает опыт, для подобного соглашения в  производственном плане каких-либо существенных препятствий нет. Но барьером является нехватка финансовых ресурсов. Для решения этого вопроса в состав ТНК можно было бы вводить банковские структуры, привлекать средства извне, включая будущих потребителей их продукции.

На начальном  этапе, как представляется, становление и развитие ТНК во многом связано с государственной поддержкой, выделением бюджетных средств. Это тем более оправдано, что ТНК, как правило, образуются на базе межправительственных соглашений, хотя в будущем их следовало бы создавать на основе прямых соглашений участников, поскольку такой тип объединения в большей мере соответствует рыночной природе транснациональных компаний. Но для этого необходимо решить комплекс экономико-правовых и организационных вопросов, в том числе о статусе ТНК как консолидированном налогоплательщике, льготах для инвесторов, механизме ценообразования и платежно-расчетных отношений.

Для того чтобы  выйти из этой ситуации, Межгосударственный экономический комитет подготовил Конвенцию о развитии ТНК, которая  в предварительном порядке одобрена главами правительств стран СНГ. Это, безусловно, весьма важный шаг. Тем не менее несмотря на этот обнадеживающий фактор, обсуждение всего комплекса вопросов, связанных с развитием интернациональных компаний, не потеряло актуальности. И дело не только в наличии или отсутствии того или иного документа, а в практическом воплощении его в жизнь.

Выбор соответствующих  стран СНГ для создания дочерних предприятий и филиаловследует осуществить путем определения номенклатуры и объемов:

продукции производственных предприятий, поставляемой в страны СНГ и получаемой от них;

кооперированных поставок;

продукции, поставляемой странам СНГ по межгосударственным соглашениям и получаемой предприятиями  из этих стран;

продукции, взаимные поставки которой осуществляются на основе свободной торговли.

Открытие в  странах СНГ дочерних торговых предприятий  может способствовать расширению продажи  товаров, нуждающихся в активном сбыте, решить проблемы своевременных  и полных поставок по договорам и  беспрепятственных расчетов за поставленные товары.

По продукции  производственно-технического назначения целесообразна организация ТНК  по машиностроительной продукции, а  также продукции преимущественно  сложного ассортимента. При этом необходимо учитывать объемы ресурсов, реализуемые  в соответствующих странах СНГ, для определения рентабельности филиалов.

При реализации статуса ТНК следует иметь  в виду, что в ООН разрабатываются  документы, регулирующие весь комплекс отношений между правительствами  и ТНК. В них предусматривается  создание глобального механизма, который  будет открытым для всех государств, т.е. своеобразный комплекс поведения. Он предусматривает, в частности, принципы, цели и задачи ТНК:

полное уважение национального суверенитета;

неотъемлемый  суверенитет государств над их природными ресурсами, материальными ценностями и экономической деятельностью;

невмешательство во внутренние и межправительственные отношения;

права государства  на регулирование и контролирование  деятельности ТНК, участие в распределении  прибыли и национализацию иностранной  собственности, находящейся на его  территории;

использование международного права, защита законной деятельности и принципа справедливого  режима. Национальный режим будет  предоставляться ТНК только если они соответствуют национальным экономическим целям и планам в области развития.

Общепринятый  статус ТНК — акционерное  общество открытого  типа. При этом дочерние предприятия являются самостоятельными юридическими лицами, а филиалы — несамостоятельными предприятиями, входящими в состав ТНК.

Необходимо также  иметь в виду, что при образовании  корпораций создается система организаций, т.е. совокупность хозяйственных единиц, учреждений, родственных по своим  задачам и организационно объединенных в единое целое.

Следовательно, внутрисистемное функционально-организационное управление должно быть подчинено порядку, связывающему отдельные части для достижения единых целей системы. Организационно-экономическая консолидация самостоятельных организаций в корпорацию превращает ее в систему взаимовыгодного сотрудничества, укрепления взаимовыгодных деловых связей, совместного определения стратегии развития, взаимопомощи и защиты взаимных интересов в центре и на местах.

Разумеется, исследование данной проблемы не может ограничиваться лишь качественной характеристикой  интереса в интеграционном процессе. Оно должно включать и его количественное измерение. Такой подход позволит, на наш взгляд, существенно поднять  уровень проработки всего комплекса  вопросов, возникающих в ходе интеграционного  процесса, повысить практическую значимость и возможность его регулирования.

Информация о работе Интеграция стран СНГ: трудности и перспективы взаимодействия