Исполнительная власть в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 09:47, доклад

Описание

В соответствии с конституционным принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и независимой ветвью государственной власти. Ее основное назначение - организация практического исполнения Конституции и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.

Содержание

Глава 1. Понятие и функции исполнительной власти стр. 3
Глава 2. Понятие и виды органов исполнительной власти стр. 6
Глава 3. Система органов исполнительной власти
в Российской Федерации стр. 9

Работа состоит из  1 файл

доклад тгп.docx

— 25.13 Кб (Скачать документ)

Содержание.

 

Глава 1. Понятие и функции  исполнительной власти                                 стр. 3

Глава 2. Понятие и виды органов исполнительной власти                       стр. 6

Глава 3. Система органов  исполнительной власти

в Российской Федерации                                                                                 стр. 9

 

 

Глава 1. Понятие и функции исполнительной власти.

В соответствии с конституционным  принципом разделения властей исполнительная власть является самостоятельной и  независимой ветвью государственной  власти. Ее основное назначение - организация  практического исполнения Конституции  и законов Российской Федерации  в процессе управленческой деятельности, направляемой на удовлетворение публичных (общественных) интересов, запросов и  нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного  права.

Содержание исполнительной власти составляет исполнительно-распорядительная деятельность по непосредственному  управлению всеми общественно значимыми  сторонами жизни государства. Эта  деятельность является подзаконной: она  должна осуществляться только на основе и во исполнение законов. Реализуя веления  законов, исполнительная власть имеет  возможность осуществлять определенные действия по собственной инициативе, т.е. распоряжаться. Исполнительная власть - это власть, которая не только исполняет  законы, но и распоряжается в пределах предоставленных ей законом полномочий. Основными формами этой исполнительно-распорядительной деятельности являются:

- издание правовых актов  управления использование распорядительных  и контрольных полномочий,

- заключение административных  договоров, 

- проведение организационных  мероприятий. 

В институциональном плане  исполнительная власть имеет иерархическую  структуру, которая включает:

  • органы исполнительной власти и организационно-правовые отношения между ними (отношения субординации, координации, контроля и т.д.);
  • корпус государственных служащих;
  • юридическую структуру, которая представлена системой норм, определяющих различную по объему компетенцию органов и должностных лиц.

Иерархическая структура - организационная  основа исполнительной власти, механизм действия которой предполагает реализацию властных полномочий в рамках определенной административной процедуры. Эти властные полномочия, характеризующие иерархическую  подчиненность, представлены целым  спектром административных полномочий:

  • право решать, т.е. определять содержание деятельности, осуществлять волевой акт с целью позитивного или негативного решения проблемы;
  • право командовать, т.е. отдавать обязательные к исполнению распоряжения;
  • право назначать;
  • право замещать, т.е. возможность действовать вместо нижестоящей инстанции, когда ее деятельность осуществляется неправильно;
  • право отменять акты нижестоящей инстанции в случае их незаконности или нецелесообразности;
  • право расходовать вверенные ресурсы;
  • право контролировать деятельность нижестоящей инстанции;
  • право разрешать конфликты между нижестоящими по вопросам их прав и компетенции.

Государственно-властные полномочия исполнительной власти осуществляются в рамках административной процедуры  и призваны обеспечить реализацию ее функций. Административная процедура  предоставляет собой определенный порядок осуществления властной деятельности органов исполнительной власти по решению управленческих проблем  и разрешению конкретных индивидуальных дел. Она может регулировать, например, порядок издания правовых актов  управления, прядок оформления пенсий, рассмотрения обращений граждан  и т.д. Сущность исполнительной власти, выражающаяся в оперативном повседневном распорядительстве и исполнительской  роли в государственном управлении, раскрывается через ее многообразные функции. К основным функциям относятся:

  • осуществление управленческой, организационной деятельности, направленной на исполнение законов и реализацию государственной политики в различных сферах жизни общества;
  • оперативно-исполнительная деятельность, выражающаяся в реализации предписаний правовых норм и позитивном регулировании с помощью индивидуальных правовых актов;
  • юрисдикционная деятельность, осуществляемая административными средствами и направленная на разрешение управленческих конфликтов, охрану правовых норм от каких бы то ни было нарушений, обеспечение их исполнения и профилактику правонарушений;
  • административный контроль за соблюдением правовых норм и общеобязательных правил в целях обеспечения правопорядка и законности в государственном управлении (инспектирование и проведение расследований);
  • осуществление разрешительной политики государства (лицензирование, регистрация, сертификация);
  • непосредственное обеспечение безопасности граждан и общества и охрана правопорядка (полицейская функция);
  • информационное обеспечение органов государственной власти и информационно-аналитическая деятельность.

Функции исполнительной власти реализуются через конкретные функции  ее органов и их соответствующие  полномочия.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие и виды органов исполнительной власти.

Орган исполнительной власти - это вид государственного органа, который наделен правом от имени  государства осуществлять функции  исполнительной власти и, в рамках закрепленной за ним компетенции, решать задачи, возникающие в процессе государственного управления.

Исполнительная власть не может существовать иначе, как посредством  своих органов. Способ образования, порядок деятельности, компетенция, функции, формы и методы деятельности органов исполнительной власти определены и закреплены в соответствующих  законах, положениях и нормативных  актах. Каждый орган создается для  осуществления строго определенного  вида государственно-управленческой деятельности.

Органы исполнительной власти образуются, как правило, вышестоящими органами исполнительной власти и подотчетны им, контролируются вышестоящими органами по вопросам законности и целесообразности, принимаемых актов и совершаемых действий, состоят из государственных служащих осуществляющих повседневное и непосредственное управление другим людьми, обладают возможностью применять меры административного принуждения.

Орган исполнительной власти имеет внешнюю и внутреннюю форму.

Внешней формы включает следующие  основные элементы:

официальное наименование (министерство, управление, губернатор и т.д.);

компетенция, определяющая меру и способ ее участия в государственном  управлении, и территориальный масштаб  деятельности; в) функции, цели и задачи деятельности;

формы и методы деятельности;

положение в иерархической  структуре исполнительной власти и  порядок взаимодействия с другими  органами;

порядок образования, реорганизации  и управления.

Внутренняя форма показывает:

устройство органа исполнительной власти, его внутреннюю структуру (линейную, линейно-функциональную и т.д.), состав структурных единиц, порядок их взаимодействия в процессе осуществления управленческой деятельности.

К элементам внутренней формы  относятся также штаты, внутренний распорядок и дисциплина, которую  все государственные служащие обязаны  соблюдать.

Органы исполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам и сферам деятельности, объему и т.д. их принято классифицировать:

по основаниям образования:

образуемые на основе Конституции  РФ и конституционных актов субъектов  федерации (президентуры - президенты и их администрация, правительства  и т.д.);

создаваемые на основе текущего законодательства или подзаконных  актов (министерства, государственные  комитеты, управления и т.д.);

по уровню функционирования, обусловленному федеральным устройством  России и территориальным масштабам  деятельности:

федеральные (Правительство  РФ, федеральные министерства и ведомства);

региональные (представители  Президента РФ в федеральных округах, командующие военными округами и  т.д.);

органы исполнительной власти субъектов федерации (президенты, правительства, губернаторы и т.д.);

по порядку образования:

избираемые (президенты, главы  администраций субъектов федерации);

образуемые в соответствии с указами Президента РФ, президентов  республик и глав администраций  субъектов федерации и т.д. (министерства, службы, департаменты и т.д.);

по организационно-правовой форме:

правительства; советы министерств, имеющий статус правительства; министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, комиссии, главные управления, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, палаты, центры и  т.д.;

по порядку принятия решений:

единоначальные органы, в  которых подведомственные им вопросы  решаются руководителем единолично (министерства, службы управления, отделы);

коллегиальные органы, принимающие  решения в подведомственной области  коллегиально (Правительства РФ, правительства  субъектов федерации, государственные  комитеты и т.д.);

по функциям, которые осуществляют органы исполнительной власти:

основные, которые непосредственно  выражают и осуществляют волю государства  и принимают его от его имени  обязательные к исполнению решения (правительство, министерства и т.д.) и;

вспомогательные органы, которые  обеспечивают деятельность основных и  не наделены, как правило, юридически властными полномочиями (комиссии, советы и т.д.).

 

 

Глава 3. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Система органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная  внутренне согласованная совокупность различных по своей организационно-правовой форме органов, соподчиненных на основе разделения компетенции между  ними и образующих интегрированное  единство в процессе реализации исполнительной власти на всей территории Российской Федерации. Эта система выступает  как комплексное образование, имеющее  свою вертикальную иерархическую структуру  и горизонтальные уровни и организующие на правовой основе в соответствии с государственной политикой  повседневное оперативное управление общественными процессами. Система  органов исполнительной власти в  РФ образуется и функционирует в  соответствии с принципами федерализма, сочетания централизации и децентрализации, законности, гласности, сочетания отраслевых, межотраслевых и территориальных  начал в государственном управлении.

Понятие "система органов  исполнительной власти" характеризует  организационное построение исполнительной власти в Российской Федерации. Она  строится в соответствии с конституционным  разграничением полномочий в этой сфере  между РФ и субъектами Федерации. (Согласно Конституции (ст. 71-73) деятельность органов исполнительной власти осуществляется в пределах совместного ведения субъектов РФ, в пределах совместного ведения РФ и субъектов федерации и в пределах самостоятельного ведения субъектов РФ. К ведению РФ отнесено установление системы федеральных оранов исполнительной власти, порядка их организации и деятельности, формиование федеральных органов исполнительной власти.) В совместное ведение РФ и субъектов Федерации входит установление общих принципов организации системы органов государственной власти.

органы исполнительной власти субъектов Федерации по вопросам исключительных полномочий, отнесенных к их ведению, действуют самостоятельно, независимо от федеральных органов  исполнительной власти и неподотчетны им. Субъекты РФ самостоятельно устанавливают  систему органов исполнительной власти на своей территории в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами государственного строительства, установленными федеральными законами. Конституцией РФ предусмотрено взаимное делегирование полномочий между органами исполнительной власти Федерации и субъектов РФ, осуществляемое на практике на основе соответствующих соглашений между ними. 

В рамках федеральных органов  исполнительной власти можно выделить два уровня, которые включают:

- руководящие органы (Президент РФ, Правительство РФ) и;

- органы государственной администрации (министерства и иные ведомства).

Государственная администрация  представляет собой административный аппарат, непосредственно реализующий  государственную политику, цели и  приоритеты, определяемые в решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.


Информация о работе Исполнительная власть в РФ