Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 15:24, курсовая работа
Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения. Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства.
Глава 1.
Понятие и виды источников (форм) права…………… 5
а) Виды источников(форм) права… … … …………….
б) Источники права в РФ…………………………………
Глава 2.
Нормативно-правовой акт как источник права…..……..
а) Действие нормативных актов во времени … … …
б) Действие нормативных актов в пространстве ……
в) Действие нормативных актов по кругу лиц………..
Глава 3.
Закон как ведущий источник права, его признаки. Высшая юридическая сила закона Виды законов……..
Заключение……………………………………………………………
Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы — это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс — это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношении. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например. Уголовный кодекс. Гражданский процессуальный кодекс. Кодекс об административных правонарушениях).
В федеративном
государстве, каким является
Издание
законов — не единственная
форма правотворчества высших
представительных органов. Так,
Среди нормативных
актов Российской Федерации
Распоряжения
издаются Президентом обычно
по текущим вопросам
В соответствии
с законом о Правительстве
Российской Федерации
Указы Президента
Российской Федерации как
Нормативные акты Правительства. Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства. Они, как правило, имеют общий характер, содержат нормы права и потому относятся к источникам права (например, постановление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1993 г. «Об утверждении условий выпуска внутреннего государственного валютного облигационного займа»), от 6 апреля 1995 г. «Об учреждении специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования.
ГЛАВА 2. Нормативно-правовой акт как источник права
Говоря
о юридических актах
а) правомерного действия —
юридического факта, в том числе
действия по правотворчеству, когда
законодательный орган
б) официального документа,
в котором выражаются и
Во всех правовых
системах под нормативным
Нормативный
акт имеет определенные
Нормативный
акт является наиболее
Нормативные
юридические акты нужно строго
отличать от индивидуальных
Нормативный акт — доминирующий источник права во всех правовых системах мира. Он имеет ряд неоспоримых преимуществ.
1. Нормативный акт может
быть издан оперативно, в любой
своей части изменен, что
2. Нормативные акты, как
правило, определенным образом
систематизированы, что
3. Нормативные акты позволяют
точно фиксировать содержание
правовых норм, что помогает проводить
единую политику, не допускать
произвольного толкования и
4. Нормативные акты
Все источники права могут быть классифицированы на две группы: нормативно-правовые акты (законы, указы, постановления, инструкции, договоры) и иные источники права ненормативного характера (правовые обычаи, судебные прецеденты и решения). В данном случае нормативность выступает критерием разграничения юридических актов и означает лишь то, что юридические документы содержат нормы права, общие правила поведения, установленные государством.
Нормативно-правовые акты1:
а) дифференцированы, поскольку
механизм государства имеет
б) иерархизированы (при ведущей роли конституции государства), ибо эта система строится на основе разновеликой юридической силы актов, в результате чего нижестоящие источники права находятся в зависимом положении по отношению к вышестоящими не могут им противоречить;
в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и реализации права, указания на которых содержатся в источниках.
Итак, нормативный акт
— это официальный документ, созданный
компетентными органами
а)Действие нормативных актов во времени.
Говоря о пределах
действия нормативного акта во
времени, учитывают три
В Российской Федерации
нормативно-правовые акты
- в результате указания в тексте нормативного акта на календарную дату, с которой юридический документ вступает в силу;
- в результате указания
на иные обстоятельства, с которыми
связывается вступление в
- в результате применения
общих правил. По этим общим
правилам законы РФ, другие нормативно-правовые
акты высших представительных
органов вступают в силу на
всей территории Российской
Нормативно-правовые
акты Президента РФ и
Изданиями, в которых официально
публикуются нормативно-
Акты министерств и ведомств вступают в силу по истечении 10 дней со дня их официального опубликования и подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции (в этом заключается предпосылка их законности).
Порядок вступления
в силу нормативно-правовых
Прекращение действия нормативного акта происходит в результате:
- истечения срока, на
который был принят
- объявления об утрате юридической силы нормативного акта (прямое указание на отмену, которое может содержаться в специальном акте);
- принятия управомоченным органом нового юридического нормативного документа равной или большей юридической силы, регулирующего тот же круг общественных отношений;
- устаревания юридического
документа в связи с
Вопрос о действии нормативных актов во времени нужно рассматривать с учетом еще двух аспектов.
Во-первых, нормативно-правовой акт не имеет обратной силы (эта юридическая аксиома сформулирована еще древнеримскими юристами). Нормативный документ действует только в отношении тех обстоятельств и случаев, которые возникли после введения его в действие Это правило — необходимый фактор правовой стабильности, когда граждане и юридические лица должны быть уверены в том, что их правовое положение не будет ухудшено законом.
Во-вторых, нормативно-правовой акт моет утратить силу, но отдельные его положения, нормы могут применяться к фактам, имевшим место во время его действия («переживание закона»). Это относится и к регулированию длящихся правоотношений.
б) Действие нормативных актов в пространстве.
Действие нормативных актов в пространстве суть территориальные ограничения их действия, когда нормативный акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет государства или компетенция соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации — на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов — на территории соответствующих административных единиц.
К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство.
К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда — в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве.
в)Действие нормативных актов по кругу лиц.
Существует общее правило, в соответствии с которым действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из это правила есть исключения: