Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2010 в 21:27, реферат
В общей теории права принято различать понятия источника права в материальном и в формальном, юридическом смыслах. В первом значении под источником права понимаются те факторы, которые определяют само содержание права. К ним принято относить материальные условия жизни общества, свойственные ему экономические отношения.
Введение 3
Глава 1. Обзор источников конституционного права. 4
Глава 2. Источники конституционного права РФ 7
2.1. Конституция РФ - основной источник конституционного права. 7
2.2. Федеральные Конституционные законы как источники конституционного права. 8
2.3. Указы и распоряжения Президента РФ. 10
2.4. Регламенты палат Федерального собрания. 11
2.5. Декларации. 11
2.6. Постановления правительства РФ. 11
2.7. Постановления Конституционного суда РФ. 12
2.8. Договора и соглашения. 12
2.9. Правовые акты СССР и РСФСР. 13
2.10. Акты представительных органов местного самоуправления. 14
Заключение 15
Список использованных источников: 16
Конституции республик и
Источниками конституционного
Как известно, согласно части 4 статьи 15 Конституции, "общепризнанные принципы и нормы
международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы".
_________
1. См.: «Ведомости СНД и ВС РСФСР", 12.12.91, N 50,ст. 1740.
2. См.: «Ведомости СНД и ВС РСФСР", 12.12.91, N 52,ст. 1865.
3. См. :"Российская газета"от 24 мая 1997 г.
Незавершённость процесса
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., с изменениями, которые внесены в статью 65 двумя Указами Президента Российской Федерации (N 20 от 09.01.961 и N 173 от 10.02.962)на основании части 2 ее же статьи 137, истолкованной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении N 15-П от 28.11.953 представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России.
К числу особенностей Конституции Российской Федерации можно отнести следующие:
характер
и являются первичными. Они не связаны
какими-либо законами, которые были
бы для них юридически обязательными,
могут устанавливать, в частности,
новые институты, изменять систему
государственных органов;
2)
в Конституции устанавливаются
государственно-правовые нормы
содержания выраженных в ней
норм. Они охватывают устройство
государства, его сущность и
формы, определяют субъекты
____________
1. См.: «Российская газета", N 7,13.01.96.
2. См.: Российская газета", N31, 15.02.96.
3. См.: «Российская газета", N 240, 14.12.95.
принципы
участия в управлении всех субъектов
политической деятельности. В Конституции
закреплены и принципы экономической
структуры общества, формы собственности,
способы охраны прав всех субъектов
экономической жизни. Через конституционные
нормы определяются основы правового
статуса личности, права и свободы
граждан, охраняемые и гарантируемые
от нарушений государством.
4)
Конституция имеет высшую
5)
в Конституции определяются
6)
значение Конституции как
7) Конституция по сравнению с другими источниками является актом наивысшего не только правового уровня, но и общественного значения. Её нормы касаются каждого гражданина, всех субъектов общественной деятельности.
Таким образом, Конституция
источник
конституционного права служит формой
установления норм, составляющих ядро
данной отрасли, всего государственно-
Следующим источником конституционного права России являются федеральные конституционные законы.
Идея таких законов
Согласно части 1
статьи 108 Конституции, федеральные
конституционные законы принимаются по
вопросам, предусмотренным Конституцией.
Вопросы, подлежащие, согласно Конституции,
урегулированию федеральными конституционными
законами, упоминаются в 13 ее статьях.
Это:
· чрезвычайное положение (ст. 56, 88);
· военное положение (ч. 3 ст. 87);
· образование новых субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 137);
· порядок принятия в Российскую Федерацию новых субъектов (ч. 2
ст. 65, ч. 1 ст. 137);
· порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации (ч. 5
ст. 66);
· описание и порядок официального использования государственных
символов - государственного флага, герба, гимна (ч. 1 ст. 70);
· порядок назначения референдума (п. "в" ст. 84);
· статус Уполномоченного по правам человека (п. "д" ч. 1 ст. 103);
· порядок деятельности Правительства Российской Федерации (ч. 2
ст. 114);
· судебная система (ч. Зет. 118, ч. Зет. 128);
· порядок созыва Конституционного Собрания (ч. 2 ст. 135).
Нетрудно
заметить, что перечисленные вопросы
охватывают не всю материю конституционного
характера, оставшуюся за пределами
действующей Конституции. Это относится,
например, к самой процедуре принятия
федеральных конституционных
Значительная часть правоведов склонна толковать часть 1 статьи 108 Конституции таким образом, что исключается возможность принятия федеральных конституционных законов по вопросам, не входящим в приведенный выше перечень. Отсюда следует, что не включенная в этот перечень конституционная материя должна регулироваться обычными федеральными законами, а это позволяет майоризировать 50 % минус 1 состава каждой палаты Федерального Собрания (разумеется, если с этим будет согласен Президент Российской Федерации), т. е. принять конституционное по своему характеру решение, с которым не будет согласна почти половина законодателей.
Поэтому
представляется более правильной позиция,
согласно которой по конституционным
вопросам, вошедшим в приведенный
перечень. Федеральное Собрание обязано
принимать федеральные
Пока
что действуют всего три
Такие акты весьма обычны для главы государства. В Конституции указывается, что они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации и что они не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Указы и распоряжения Президента относятся к числу подзаконных актов, т.е. могут быть отменены законом.
Указы Президента могут быть нормативными (см. ч. 2 ст. 125 Конституции) и ненормативными.
Нормативные акты издаются на
основании определенных полномочий
Президента или в случае
Ненормативные - это акты применения Президентом какого-то закона; по времени действия и по кругу лиц, на которых они распространяются, они носят ограниченный характер. Президент издает указы в пределах своей компетенции. В первое время после вступления в силу Конституции 1993 г. Президент был вынужден издавать нормативные указы по широкому кругу вопросов, которые сохраняют свое действие до тех пор, пока не будут изданы соответствующие законы. Распоряжения Президента сравнительно редко носят нормативный характер, но таковые все же встречаются. Распоряжение Президента РФ "Вопросы государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью" от 26 июля 1995 г. вносит серьезные нормативные изменения и дополнения в Положение о Федеральном надзоре России по ядерной и радиационной безопасности.