Источники права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 09:19, курсовая работа

Описание

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве наряду с другими обстоятельствами учитывается то, что берется в качестве источника правообразования, т.е. что понимается под источником права. Связь общества, государства и права в рассматриваемом вопросе описывается формулой «содержание права создается обществом, форма права - государством». От способа участия государства в правотворчестве зависят виды форм (источников) права: санкционированный обычай, судебный прецедент, нормативный акт.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
3
1
Понятие источника права. Соотношение источника и формы права…
5
2
Правовой обычай: общая характеристика……………………………..
9
3
Нормативно-правовой акт: понятие и виды……………………………..
14
4
Нормативно-правовой договор: общая характеристика………………
20

Заключение…………………………………………………………………
24

Список использованной литературы……………………………………
26

Работа состоит из  1 файл

источники права.doc

— 128.50 Кб (Скачать документ)

Вместе с тем, в федеральной Конституции несколько раз упоминается термин «нормативный правовой акт».

Добавление прилагательного «правовой» здесь не случайно, поскольку оно указывает на особую группу нормативных актов, которые связаны с правом и сферой правового регулирования общественных отношений, одновременно отделяя от них все другие акты, имеющие нормативные свойства, но никак не связанные с правовой сферой и не входящих в рассматриваемое понятие (уставы партий, общественных организаций, сборники молитв и др.).

Включение в название данного источника дополнительного понятия «правовой» свидетельствует также о том, что благодаря названным ранее свойствам он должен соответствовать основным принципам и требованиям права.

Подводя итог общей характеристике рассматриваемого источника, следует согласиться с точкой зрения, что нормативный правовой акт - это один из наиболее совершенных источников права. Он позволяет государству оперативно реагировать на изменения в характере общественных отношений путем принятия правовых норм, обеспечивать нормативные правовые акты эффективным государственно-правовым механизмом в целях его реализации.

Нормативный правовой акт регулирует подавляющее большинство общественных отношений в Российской Федерации. К тому же нормативный правовой акт создает определенные удобства для применения норм права, их толкования, а также широкие возможности для учета и систематизации нормативных правовых актов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4 Нормативно-правовой договор: общая характеристика

 

Юридическая практика России не исчерпывается рассмотренной формой установления и закрепления правовых норм. Реальная жизнь намного сложнее и неизбежно требует в определенных ситуациях подключения более гибких форм выражения. В современный период развития российской правовой системы неуклонно возрастает значение нормативно-договорного регулирования. Нормативный договор как одно из средств регуляции отношений между определенным кругом субъектов проник практически во все сферы общественной жизни: экономико-хозяйственную, управленческую и др. Это вызвано процессом децентрализации правового регулирования и увеличением роли диспозитивных методов в праве и сокращением сферы применения императивных методов.

Нормативный договор - это соглашение 2-х и более субъектов правотворчества, которое регулирует между ними отношения путем установления взаимных прав и обязанностей, имеющих нормативный характер.

Отличительной особенностью нормативного договора от других источников права является то, что он устанавливается не властным решением, как нормативный правовой акт, а добровольным соглашением правотворческих субъектов. Стороны занимают друг по отношению к другу относительно автономное положение.

Нормативный договор как специфический источник права отличается более гибким подходом в определении круга субъектов, имеющих право на его разработку и заключение (компетентный правотворческий орган, трудовой коллектив и т.д.).

Субъекты, заключающие нормативные договоры, обладают «нормативной властью», определенной самостоятельностью, выражают добровольное волеизъявление. Но юридическую силу нормативному договору в Российской Федерации придает все-таки закон, в котором устанавливаются виды договоров, круг субъектов, имеющих право на их заключение, процедуры их заключения, исполнения и взаимной ответственности за их невыполнение.[10]

По критерию действия в пространстве нормативные договоры делят на две основные группы: внутригосударственные договоры и международные договоры Российской Федерации. Конституция устанавливает следующие виды внутригосударственных нормативных договоров:

1. Федеративный договор от 31 марта 1992 года;

2. Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (республик в составе Российской Федерации, краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов);

3. Договоры между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и др.

Широко используются нормативные договоры и в других отраслях, например, в трудовом праве. Здесь широкое распространение получили коллективные договоры, которые призваны регулировать трудовые, социально-экономические и профессиональные отношения между работодателем и работниками на предприятии, в организации, между работодателем и профсоюзами.

Различное множество договоров возникает в управленческой сфере между федеральными министерствами, ведомствами и исполнительными органами субъектов федерации о сотрудничестве, соглашения о программах совместной деятельности, договоры о делегировании полномочий и т.д.[11]

Второй вид нормативных договоров - международный договор Российской Федерации. В соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью правовой системы России. Если международным договором установлено иное положение, чем в законе, то применяется международный договор.

В целом, для международного договора, как, впрочем, и для другой группы международных источников права (общепризнанных принципов и норм международного права), характерно то, что их «творит» не одно определенное государство в лице своих органов или граждан, они не продукт какой-либо национальной правовой системы. Они все появляются в результате совместной деятельности множества различных государств. В них, таким образом, выражена коллективная воля множества народов, выступающих субъектами международного права.

В ст.2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» содержится определение международного договора Российской Федерации[12]. Это «международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования».

Встречается несколько разновидностей международного договора. Виды международных договоров зависят от типа регулируемых в них отношений и конкретных обстоятельств его заключения. Известны такие его виды как договор, устав, пакт, хартия, конвенция, соглашение и др.

Исходя из приведенного определения международного договора Российской Федерации разновидности данного источника права обладают относительной однородностью по юридической силе.

К группе международных источников права относятся также и общепризнанные принципы и нормы международного права. В ч.1 ст.17 Конституции Российской Федерации закреплено, что «в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией». Тот факт, что общепризнанные принципы и нормы международного права в данной статье указаны перед Конституцией Российской Федерацией дает основание многим ученым полагать, что данный источник права в вопросах признания и обеспечения основных прав и свобод человека обладает не меньшей юридической силой, чем сама Конституция Российской Федерации, а по части определения основных неотчуждаемых прав даже приоритетным.[13]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Право как модель социальной организации для того, чтобы стать регулятором общественных отношений, должно получить внешнее выражение. В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обозначаются условным термином «источники права».

Своеобразие источников права сказывается на формах внешнего выражения права. В них наглядно проявляются исторические особенности тех или иных общественных систем, разнообразие форм государственного вмешательства в общественную жизнь.

В мировом юридическом пространстве, существуют и взаимно влияют друг на друга различные правовые системы. Каждая система права признает обычно одновременно несколько источников права. Ответ на вопрос об источниках права применительно к конкретной стране может меняться в зависимости от исторических этапов, от специфических черт той или иной правовой системы, от особенностей национального права в рамках единой правовой семьи и даже от способа участия государства в правотворчестве. Все когда-либо имевшие место формы права трудно перечислить, они сохранились и дошли до нас с древнейших времен, претерпев значительную эволюцию. Многие же со временем утратили свое значение и остались лишь в истории (например, труды римских юристов таких как Цицерон, Ульпиан), но наиболее важными и широко известными из них являются следующие. Это – правовой обычай – санкционированные и поставленные под защиту государства уже сложившиеся в обществе обычные нормы. Правовые обычаи в качестве источников права наиболее характерны для ранних этапов развития общества; они ограниченно используются сейчас в отраслях международного, гражданского, семейного, трудового и некоторых других отраслей права. Нормативный акт – особый документ (закон, указ, постановление, приказ), принятый специально уполномоченным правотворческим органом государства, которым устанавливаются, изменяются или отменяются юридические нормы. Нормативные акты являются основным источником права в странах романо-германской правовой системы, в том числе и в России.

В российском праве действует принцип верховенства Конституции и федерального конституционного закона и соответствия им всех остальных актов. Большое значение имеет также положение о приоритете федеральных законов и других актов над законами и актами республик и иных субъектов в составе Российской Федерации по предметам ведения федерации, актов субъектов федерации – над актами местного самоуправления; наконец, действует принцип повышенной юридической силы актов представительных органов власти перед актами подотчетных им исполнительных органов.

Система нормативно-правовых актов каждой страны достаточно разветвленная и отражает особенности ее развития и традиций. На ее верхних ступеньках стоят конституции и иные законы государства. В демократических государствах другие нормативно-правовые акты находятся по отношению к ним в соподчиненном положении, являются строго подзаконными. В отличие от нормативно-правового акта, юридический прецедент имеет возможность более быстро реагировать на меняющиеся общественные отношения и восполнять пробелы в праве, что позволяет судить о нем как о наиболее прогрессивном источнике права.

В свете вышеизложенного можно сделать вывод, что источники права имеют исключительно большое значение для укрепления законности в правовом государстве. Совершенство названных источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о них и от качества по существу всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.


Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты

 

1.      Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997.

2.     Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999г. – № 81 – ФЗ (в редакции ФЗ от 20.12.2005. - № 168 – ФЗ).

3.      Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 года, N 781-11 ГД "Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации". // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г. N 49.

 

Научная литература

 

4.      Александров Н.Г. Понятие источника права. // Ученые труды ВИЮН. М., 1946. Вып.VIII.

5.      Алексеев С. С. Общая теория права. – М.: Юрид. лит. – 1982.

6.      Богдановская И.Ю. Прецедентное право. – М. – 2003.

7.      Давид Рене. Основные правовые системы современности / Перевод с фр. В. А. Туманова. – М.: Прогресс. – 1988.

8.      Демин А.В. Нормативный договор как источник административного права. // Государство и право. 1998. N 2.

9.      Жевакин С.Н. Ведомственные нормативные акты РФ // Государство и право. – 1996. – № 11.

10. Зивс С.Л. Источники права. – М. – 2001.

11. К.Н. Гусов, В.Н. Толкунова. Трудовое право России. – М. – 1999.

12. Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. – М. – 1991.

13. Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права. – М.: НОРМА. – 2001.

14. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. Краткий учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА. – 2001.

15. Максимов А.А. Прецедент как один из источников английского права // Государство и право. – 1995. – № 2.

16. Медведев А.М. Правовое регулирование действия Закона во времени // Государство и право. – 1995. – № 3.

17. Мицкевич А.В. Закон и Указ Президента РФ // Труды Российской правовой академии. – 1994. – № 4.

18. Муромцев Г.И. Источники права (теоретические аспекты проблемы) // Правоведение. – 1992. – № 2.

19. Общая теория права и государства: Учебник // Под ред. В.В. Лазарева. – М. – 1994.

Информация о работе Источники права