Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 10:19, контрольная работа
В римском обществе рабовладельческий способ производства достигает высшей ступени своего развития. Начиная с III в. до н. э. образование крупных поместий (латифундий), основанных на эксплуатации рабского труда, потребовало массового притока рабов, расширения государственной территории и проведения завоевательской политики. За исторически короткий срок Рим превратился из государства-полиса с республиканским правлением в крупнейшую рабовладельческую империю Организация империи была завершена в I в. до н.э. Одновременно с утверждением и развитием рабовладельческого строя в римском обществе вызревали противоречия, обострявшиеся в периоды гражданских войн и массовых выступлений рабов (восстание под руководством Спартака 74-71 гг. до н э. и др.).
Введение…………………………………………………………….......3 – 5
Общая характеристика политических и правовых учений Древнего Рима………………………………………………………………6 – 11
Взгляды Цицерона на государство и право……………………11 – 16
Политико-правовые воззрения римских стоиков………….......17 – 19
Зарождение теократических доктрин. Августин Блаженный...19 – 23
Заключение………………………………………………………………….24
Список использованной литературы………………………………………25
План
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованной литературы………………………………………25
Введение
В римском
обществе рабовладельческий способ
производства достигает высшей ступени
своего развития. Начиная с III в. до н. э.
образование крупных поместий (латифундий),
основанных на эксплуатации рабского
труда, потребовало массового притока
рабов, расширения государственной территории
и проведения завоевательской политики.
За исторически короткий срок Рим превратился
из государства-полиса с республиканским
правлением в крупнейшую рабовладельческую
империю Организация империи была завершена
в I в. до н.э. Одновременно с утверждением
и развитием рабовладельческого строя
в римском обществе вызревали противоречия,
обострявшиеся в периоды гражданских
войн и массовых выступлений рабов (восстание
под руководством Спартака 74-71 гг. до н
э. и др.).
Ко
второму кругу следует отнести
изменения в политической теории, отражавшие
перестройку государственного механизма
в эпоху империи, когда республиканская
форма правления была заменена промонархическим
режимом. Правящая верхушка отказалась
в этот период от политических идеалов,
которым следовала полисная аристократия.
Для официальной идеологии Римской империи
характерны идеи космополитизма, мирового
владычества римлян, а также концепции
неограниченной императорской власти
и государственный культ правящего императора. Значительное
влияние на идеологию римского общества
оказала философия стоиков. Ее последователи
(Сенека, Марк Аврелий) рассуждали о “духовном
равенстве” всех людей, включая господ
и рабов, их бессилии изменить судьбу,
о необходимости подчиниться мировому
закону. Мистические стороны и пессимизм
учения стоиков усиливались с нарастанием
кризиса рабовладельческого строя. Многие
идеи стоицизма были восприняты христианством
- идейным течением, зародившимся среди
социальных низов Римской империи. На протяжении
II-III вв. христианская религия постепенно
утратила свой первоначальный бунтарский
дух, а в IV в. была возведена в ранг официальной
идеологии римского государства.
1. Общая характеристика политических и правовых учений Древнего Рима
История
древнеримской политической и правовой
мысли охватывает целое тысячелетие и
в своей эволюции отражает существенные
изменения в социально-экономической
и политико-правовой жизни Древнего Рима
за долгое время. Саму историю Древнего
Рима принято делить на три периода: царский
(754–510 гг. до н.э.), республиканский (509–28
гг. до н.э.), императорский (27 г. до н.э. –
476 г. н.э.). Причем единая Римская империя
в 395 г. н.э. была окончательно разделена
на Западную (столица – Рим) и Восточную
(столица – Константинополь) империи,
и последняя (Восточная Римская, Византийская
империя) просуществовала до 1453 г.
Политико-правовые институты и воззрения
в Древнем Риме развивались на протяжении
долгой истории в условиях острой борьбы
между различными слоями населения –
патрициями и плебеями, нобилитетом (из
патрициев и богатых плебеев) и неимущими,
оптиматами (приверженцами верхов общества)
и популярами (сторонниками свободных
низов), свободными и рабами. Существенную
роль в истории Древнего Рима сыграла
борьба плебеев за уравнение своего положения
с патрициями, т.е. с собственно «римским
народом», члены которого монополизировали
в своих руках политические и гражданские
права. Эта борьба привела к реформам Сервия
Туллия, шестого римского царя. В результате
данной реформы плебеи были включены в
состав «римского народа», который был
разделен на пять разрядов по имущественному
признаку. Реформа обеспечила перевес
богатых в управлении государством. Плебеи
получили право на участие в народном
собрании и на долю от общественной собственности
( в том числе и земельной). Но они не были
полностью уравнены в правах с патрициями
и еще долгое время продолжали борьбу
против привилегий патрициев. Когда в
494 г. до н.э. плебеи, недовольные своим
положением, покинули Рим, тогдашний консул
патриций Менений
Агриппа убедил их вернуться в город
с помощью сравнения римской гражданской
общины с единым организмом, в котором
различные составные части (патриции и
плебеи) осуществляют хотя и разные, но
необходимые для всего организма функции.
Здесь, кстати говоря, мы имеем дело с одной
из ранних (для европейской мысли) формулировок
органической концепции общества и государства.
В своем
новом подходе к вопросам собственности,
труда и распределения ранние
христиане проповедовали
2. Взгляды Цицерона на государство и право.
Теоретические
воззрения Цицерона в области
государства и права находятся
под заметным влиянием древнегреческой
мысли, и прежде всего учений Платона,
Аристотеля, Полибия и стоиков. Вместе
с тем это «иноземное» влияние Цицерон
как патриот Рима и практический политик
стремился соединить и согласовать с собственно
римскими традициями в области государственно-правовой
практики и политико-правовой мысли, с
самобытной историей римского государства
и права, с реальной обстановкой и актуальными
задачами современной ему социальной
и политической действительности. В целом
творческое использование идей предшественников
в политико-правовом учении Цицерона сочетается
с развитием им ряда оригинальных и новых
положений в области теории государства
и права.
Государство (respublica) Цицерон определяет
как дело, достояние народа (res populi). При
этом он подчеркивает, что «народ не любое
соединение людей, собранных вместе каким
бы то ни было образом, а соединение многих
людей, связанных между собою согласием
в вопросах права и общностью интересов».
Тем самым государство в трактовке Цицерона
предстает не только как выражение общего
интереса всех его свободных членов, что
было характерно и для древнегреческих
концепций, но одновременно также и как
согласованное правовое общение этих
членов, как определенное правовое образование,
«общий правопорядок». Таким образом,
Цицерон стоит у истоков той юридизации
понятия государства, которая в последующем
имела много приверженцев, вплоть до современных
сторонников идеи «правового государства».
Основную причину происхождения государства
Цицерон видел не столько в слабости людей
и их страхе (точка зрения Полибия), сколько
в их врожденной потребности жить вместе.
Разделяя в этом вопросе позицию Аристотеля,
Цицерон отвергал широко распространенные
в его время представления о договорном
характере возникновения государства.
Влияние Аристотеля заметно и в трактовке
- Цицероном роли семьи как первоначальной
ячейки общества, из которой постепенно
и естественным путем возникает государство.
Он отмечал изначальную связь государства
и собственности и разделял положение
стоика Панетия о том, что причиной образования
государства является охрана собственности.
Нарушение неприкосновенности частной
и государственной собственности Цицерон
характеризует как осквернение и нарушение
справедливости и права.
Возникновение государства (также и права)
не по мнению и произволу людей, а согласно
всеобщим требованиям природы, в том числе
и согласно велениям человеческой природы,
в трактовке Цицерона означает, что по
своей природе и сущности они (государство
и право) носят божественный характер
и основаны на всеобщем разуме и справедливости.
Изучение всей природы, отмечал Цицерон,
приводит к пониманию того, что «всем этим
миром правит разум». Данное положение,
сформулированное еще древнегреческим
философом Анаксагором, используется
Цицероном для обоснования своего понимания
«природы» как обусловленного и пронизанного
божественной волей всеобщего источника
разумных и справедливых установлений
и действий людей. Именно благодаря тому,
что люди самой природой наделены «семенами»
разума и справедливости и, следовательно,
им доступно постижение божественных
начал, стало возможным само возникновение
упорядоченного человеческого общения,
добродетелей, государства и права.
Разум — высшая и лучшая часть души, «царский
империй», обуздывающий все низменные
чувства и страсти в человеке (алчность,
жажду власти и славы и т. д.), «мятеж души».
Поэтому, писал Цицерон, «при господстве
мудрости нет места ни для страстей, ни
для гнева, ни для необдуманных поступков».
В русле традиций древнегреческой мысли
Цицерон уделял большое внимание анализу
различных форм государственного устройства,
возникновению одних форм из других, «круговороту»
этих форм, поискам «наилучшей» формы
и т. д. Критерии различения форм государственного
устройства Цицерон усматривал в «характере
и воле» тех, кто правит государством.
В зависимости от числа правящих он различал
три простые формы правления: царскую
власть, власть оптиматов (аристократию)
и народную власть (демократию). «И вот,
когда верховная власть находится в руках
у одного человека, мы называем этого одного
царем, а такое государственное устройство
— царской властью. Когда она находится
в руках у выборных, то говорят, что эта
гражданская община управляется волей
оптиматов. Народной же (ведь ее так и называют)
является такая община, в которой все находится
в руках народа».
Все эти простые формы (или виды) государства
не совершенны и не наилучшие, но они, по
Цицерону, все же терпимы и могут быть
вполне прочны, если только сохраняются
те основы и связи (в том числе — и правовые),
которые впервые накрепко объединили
людей в силу их общего участия в создании
государства. Каждая из этих форм имеет
свои достоинства и недостатки. В случае,
если бы предстоял выбор среди них, предпочтение
отдается царской власти, а на последнее
место ставится демократия. «Благоволением
своим,— пишет Цицерон, — нас привлекают
к себе цари, мудростью — оптиматы, свободой
— народы». Перечисленные достоинства
разных форм правления, по мысли Цицерона,
могут и должны быть в их совокупности,
взаимосвязи и единстве представлены
в смешанной (а потому и наилучшей) форме
государства. В простых же формах государства
эти достоинства представлены односторонне,
что и обусловливает недостатки простых
форм, ведущие к борьбе между различными
слоями населения за власть, к смене форм
власти, к их вырождению в «неправильные»
формы.
Так, при царской власти, пояснял Цицерон,
все прочие люди отстранены от участия
в принятии решений и законов; народ не
пользуется свободой и отстранен от власти
и при господстве оптиматов. При демократии
же, «когда все вершится по воле народа,
то, как бы справедлив и умерен он ни был,
все-таки само равенство это не справедливо,
раз при нем нет ступеней в общественном
положении».
Конец жизни и деятельности Цицерона
(44—43 гг. до н. э.) прошел в борьбе против
новой опасности военной диктатуры и новых
триумвиров (Антония, Октавиана и Лепида).
В этой борьбе Цицерон, выступавший против
диктатуры от имени «всей Италии» и всех
сторонников республики, играл, по словам
Аппиана, роль «единовластного демагога».
После победы триумвиров имя Цицерона
было включено в проскрипционные списки
лиц, подлежащих смерти без суда. 7 декабря
43 г. до н. э. Цицерон был обезглавлен сторонниками
триумвиров.
С учетом специфики практической политики
и ее особой логики следует все. же признать,
что в своей деятельности Цицерон в целом
оставался верен основным идеям и принципам
той теоритической концепции государства,
которую он развивал в своем политическом
учении.
Рабство, по Цицерону, «справедливо потому,
что таким людям рабское состояние полезно
и это делается им на пользу, когда делается
разумно; то есть, когда у бесчестных людей
отнимут возможность совершать беззакония,
то угнетенные окажутся в лучшем положении,
между тем как они, не будучи угнетены,
были в худшем». Рабство обусловлено самой
природой, которая дарует лучшим людям
владычество над слабыми для их же пользы.
Такова логика рассуждений Цицерона, которые
он стремится подкрепить соображениями
о соотношении различных частей души:
господин так же правит рабом, как лучшая
часть души (разум, мудрость) правит слабыми
и порочными частями души (страстями, гневом
и т. п.). К рабам, считал Цицерон, следует
относиться, как к наемникам: требовать
от них соответствующей работы и предоставлять
им то, что полагается.
Хотя характеристика раба как «наемника»
выгодно отличается от распространенных
в то время представлений о рабе как «говорящем
орудии», однако в целом суждения Цицерона
по этой проблеме заметно расходятся с
его общими положениями о том, что по природе
«все мы подобны и равны друг другу», что
между людьми никакого различия нет, что
человек — «гражданин всего мира, как
бы единого града» и т. д. Много внимания
в творчестве Цицерона уделено восхвалению
добродетелей истинного государственного
деятеля и идеального гражданина. В этой
связи он критиковал представления эпикурейцев
и ряда стоиков о том, что мудрому человеку
не следует принимать на себя бразды правления
и вообще активно участвовать в общественной
и политической жизни. Считая управление
государством сочетанием науки и искусства,
требующим не только знаний и добродетелей,
но и умения практически их применять
в интересах общего блага, Цицерон отмечал,
что «сама природа» влечет лучших людей
к тому, чтобы «сделать жизнь людей более
безопасной и более богатой». Он советовал
изучать науки о государстве и праве как
«такие науки, которые могут сделать нас
полезными государству», усматривая в
этом служении государству «самую славную
задачу мудрости и величайшее проявление
доблести и ее обязанность».
Ряд важных положений о правовой регламентации
государственной деятельности высказан
Цицероном в проекте закона о магистратах.
Так, он отмечал, что империй (полномочия
должностных лиц) должен быть законным.
Следует, считал он, установить «не только
для магистратов меру их власти, но и для
граждан меру их повиновения. Ведь тот,
кто разумно повелевает, рано или поздно
должен будет подчиняться, а тот, кто покорно
подчиняется, достоин того, чтобы рано
или поздно начать повелевать». В общем
виде им формулируется и следующий правовой
принцип: «Под действие закона должны
подпадать все».
В учении Цицерона о праве наряду с отличием
естественного права от писаного содержится
деление самого писаного права на частное
и публичное право. Так называемое право
народов трактуется им как частью положительное
право разных народов и частью как естественное
право международного общения (т. е. как
международное естественное право). Он
формулирует существенный принцип международного
права о необходимости соблюдения обязательств,
налагаемых международными договорами.
Проводя различие между справедливыми
и несправедливыми войнами, он считал
несправедливой и нечестивой всякую войну,
которая «не была возвещена и объявлена».
Война характеризуется им как вынужденный
акт, допустимый лишь в случае безуспешности
мирных переговоров. В качестве причины
справедливой войны им указывается необходимость
защиты государства, в качестве цели —
установление мира. Цицерон выступал за
гуманное обращение с пленными и побежденными.
В истории политической и правовой мысли
наибольшее внимание многочисленных авторов
привлекали, в частности, положения Цицерона
о формах государства, о смешанном правлении,
о государстве как деле народа и правовом
сообществе, о естественном праве, о гражданине
как субъекте права и государства (Ф. Аквинский,
Г. Греции, Ш. Л. Монтескье и др.). Суждения
Цицерона по этому кругу проблем находятся
в поле внимания многочисленных современных
интерпретаторов.
3. Политико-правовые воззрения римских стоиков.
Основными
представителями римского стоицизма
были Луций Анней Сенека, Эпиктет и Марк
Аврелий Антонин. Их общетеоретические
представления находились под значительным
влиянием философских, этических и политико-правовых
концепций древнегреческих стоиков (Зенона,
Хрисиппа, Панетия, Посидония и др.). Творчество
римских стоиков развивалось в условиях
усилившегося кризиса ценностей прежней
полисной идеологии, укрепления власти
принцепсов и режима цезаризма, превращения
Римской империи в мировую державу. В этой
обстановке римские стоики в еще большей
мере, чем древнегреческие, склоняются
к проповеди фатализма и политической
пассивности, космополитизма и индивидуалистической
этики нравственного самоусовершенствования.
Сенека был сенатором, воспитателем императора
Нерона и ведущим государственным деятелем,
чьи политические интриги привели в конечном
счете к вынужденному самоубийству по
приказу его жестокого и мстительного
ученика.
Более последовательно, нежели другие
стоики, Сенека отстаивал идею духовной
свободы всех людей независимо от их общественного
положения. Объектом (и сферой) рабства
может быть, согласно его представлениям,
лишь телесная и чувственная, но не духовная
и разумная часть человека. «Тот, кто думает,
что рабство распространяется на всю личность,
— писал он, — заблуждается: ее лучшая
часть свободна от рабства. Только тело
подчинено и принадлежит господину, дух
же сам себе господин».
Раб, согласно Сенеке, человек, равный
по натуре другим людям, и ему присущи
те же душевные качества, что и всем остальным.
Купля-продажа касается лишь тела раба,
но не его свободного духа, неподвластного
торговым сделкам. Не отвергая само рабство
как социально-политический институт,
Сенека вместе с тем считал его в этическом
плане несостоятельным, отстаивал человеческое
достоинство раба и призывал к гуманному
обращению с ним как с духовно равнымсубъектом.
В духе воззрений древнегреческих стоиков
Сенека считал судьбу (или, что для него
то же самое, — бога, божественный дух,
провидение, природу, мировое целое) причиной
всех причин. Идя «своим невозвратным
путем», «закон судьбы совершает свое
право». Люди не в силах изменить мировых
отношений, частью которых являются их
собственные отношения, но могут лишь
мужественно и стойко переносить развертывающиеся
предначертания судьбы, отдаться воле
законов природы.
Исходя из стоической идеи
единства божественного и человеческого
мира, Сенека считал, что люди — «родные
друг другу», «члены единого тела»: ведь
природа сотворила всех людей из одной
и той же материи и для одних и тех же целей.
Высшее благо — в разуме, который есть
божественный дух, погруженный в тело
человека. И разумность делает человека
богоподобным. Помимо разума природа одарила
человека еще и общительностью, лежащей
в основе единства человеческого рода.
Благодаря разуму и общительности люди
в борьбе за существование достигли господства
над животными, овладели природными стихиями
и живут тесными сообществами.
В естественно-правовой
концепции Сенеки неминуемый и божественный
по своему характеру «закон судьбы» играет
роль того права природы, которому подчинены
все человеческие установления, в том
числе — государство и законы. Причем
само естественное право здесь выступает
и как природный факт (порядок мироустройства
и причинная цепь событий), и одновременно
как необходимый императив разума. Разум
как факт и норма естественного порядка
воплощен и в человеческом сообществе
как части мирового целого. Соответствие
человеческих отношений божественному
началу базируется на разуме: человеческий
разум — часть божественного духа.
Этически наиболее ценным и
безусловным, согласно концепции Сенеки,
является «большое государство». Разумность
и, следовательно, понимание «закона судьбы»
(естественного права, божественного духа)
как раз и состоят в том, чтобы, противодействуя
случаю (в том числе — и случайной принадлежности
к тому или иному «малому государству»),
признать необходимость мировых законов
и руководствоваться ими. Эта этическая
максима в равной мере значима как для
отдельных людей, так и для их сообществ
(государств). Сходные идеи развивали и
другие римские стоики: Эпиктет— раб,
затем отпущенный на волю, и император
(в 161—180 гг.) Марк АврелийАнтонин.
Марк Аврелий Антонии развивал «представление
о государстве с равным для всех законом,
управляемом согласно равенству и равноправию
всех, и царстве, превыше всего чтущем
свободу подданных». В сочинении «К самому
себе» он отмечал, что в силу общего всем
людям духовного начала все мы — разумные
существа. «Если так, — рассуждал император-стоик,
— то и разум, повелевающий, что делать
и чего не делать, тоже будет общим; если
так, то и закон общий; если так, то мы граждане.
Следовательно, мы причастны какому-нибудь
гражданскому устройству, а мир подобен
Граду. Ибо кто мог бы указать на какое-нибудь
другое общее устройство, которому был
бы причастен весь род человеческий? Отсюда-то,
из этого Града, и духовное начало в нас,
и разумное,изакон».
Дух целого, полагал Марк Аврелий,
требует общения, но не хаотического, а
соответствующего стройному порядку мира.
Отсюда вытекает и повсеместное в мире
«подчинение и соподчинение», а среди
людей («наиболее совершенных существ»)
— «единомыслие», достижению чего и служит
стоическая философия.
Некоторые идеи греческих и римских стоиков
(в частности, отстаиваемый ими индивидуализм,
а также естественно-правовые положения)
оказали влияние на взгляды римских юристов.
Информация о работе История плитических и правовых учений Древнего Рима