Юридическая практика. Понятие. Виды. Функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 09:57, курсовая работа

Описание

Цель данной научной работы заключается в следующем: рассмотреть типы, формы и виды юридической практики как системы, единого процесса, все стадии которого направлены на единый результат – регулирование общественных отношений. Задачи работы:
определить понятие, структуру и типы юридической практики;
обозначить функции юридической практики;
определить взаимодействие юридической науки и практики;
проанализировать основные пути и направления совершенствования юридической практики.

Содержание

Введение
1.Понятие юридической практики
2. Структура юридической практики
3. Типы (виды, подвиды) юридической практики
4. Функции юридической практики
5. Взаимодействие юридической науки и практики
6. Основные пути и направления совершенствования юридической практики
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

realniy_kursach.doc

— 161.00 Кб (Скачать документ)

Правоведение призвано играть существенную роль в повышении правосознания и правовой культуры населения и должностных лиц, в деле правовой пропаганды и воспитания должного уважения к закону, праву, суду, правовым и социальным ценностям.

Тесная связь юридической  науки с практикой должна обеспечиваться через расширение системы социальных заказов со стороны практических органов на исследование актуальных проблем, активизацию участия ученых в подготовке проектов законов и иных правовых актов, проведении экспертиз, научно-практических конференций и т. п.

С целью повышения  эффективности юридической науки  необходимо создать четкий организационно-правовой механизм внедрения результатов  теоретических исследований в конкретную практику. Разработка такого механизма  — одна из важнейших задач юридической науки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ОСНОВНЫЕ ПУТИ И НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

 

Важная задача современной  науки — определение основных направлений и путей совершенствования  юридической практики.

Исследование природы, структуры и функций юридической практики дает возможность выделить те ее типы (виды, подвиды), стороны и элементы, которые необходимо совершенствовать и качественно улучшать.   Особую значимость в настоящее время приобретают вопросы совершенствования правотворческой практики, поскольку именно с ее помощью формируется нормативно-правовая база радикального экономического, политического и иного преобразования российского общества, вводятся в правовую систему качественно новые средства, формы и методы юридического воздействия на происходящие в стране процессы. Нельзя, например, серьезно говорить о развитии рыночных отношений без достаточно разработанного и эффективного гражданского, торгового, земельного и финансового законодательства.

Изменения в механизме правового регулирования, расширение договорных отношений. Между различными субъектами права, сферы правовой саморегуляции, переход от ограничительно-запретительных способов воздействия на частную жизнь к общедозволительным, а в публичной области — к разрешительному порядку деятельности государственных органов и должностных лиц требуют новых подходов ко всей концепции правотворчества, пересмотру всего ныне действующего; законодательства, приведению его в соответствие с международными нормами о правах человека и другими актами международного права.

Необходимо, чтобы в  законах и других нормативно-правовых актах находили наиболее полное отражение  идеи свободы и ответственности, гуманизма и справедливости, равенства  и безопасности, господства права  и солидарности. Качество и эффективность рассматриваемой разновидности практики в значительной мере зависит также от реального воплощения в конкретной деятельности компетентных органов правотворческих принципов научности и демократизма, гласности и законности, целесообразности и экономичности, профессионализма и оперативности, плановости и непрерывности, стабильности и др.

Сложившаяся в России социально-экономическая, политическая и национальная ситуация, обстановка в сфере образования, культуры и  духовной среды в целом требуют повышения темпов законодательной деятельности, скорейшего принятия основополагающих законов. Однако это не должно идти в ущерб их качеству. Многие недавно изданные законы, указы Президента и акты Правительства в этом плане подлежат существенной критике. Опыт правотворческой и правоприменительной деятельности показывает, что некачественные и противоречивые законы подрывают авторитет издавшего их органа и 'всего законодательства, негативно влияют на экономику и другие сферы общественной жизни, порождают правовой нигилизм, трудно реализуются, обрастают массой разъяснений, ведомственных инструкций, которые сводят на нет суть основного акта.

Становится очевидным, что процесс подготовки, принятия и опубликования нормативных  актов необходимо обеспечивать мерами материального, организационного, кадрового, научного и иного характера. Издание любого федерального закона или подзаконного акта нужно "увязывать" с бюджетом государства.

Следует организовать в  стране высокоэффективную право-внедренческую  деятельность, своеобразный "сервис" после издания актов: содержание принятых нормативных актов должно широко освещаться в средствах массовой информации, весьма полезно давать их официальное и доктринальное разъяснения, проводить социологические измерения знаний нормативно-правовых предписаний и оптимальности их реализации, проводить глубокое и всестороннее обобщение материалов правоприменительной практики и т. п.

На федеральном уровне, а также на уровне всех субъектов  Федерации следует разработать  и скоординировать их правотворческую стратегию, обеспечить четкое планирование и прогнозирование всего законотворчества на достаточно длительную перспективу. Необходимо дальше совершенствовать юридическую технику, тактику и методику всех типов (видов, подвидов) правотворческой практики. В современных условиях больше внимания следует уделять экономической и социальной, экологической и демографической, правообеспечительной и компенсационной, контрольной и другим важнейшим ее функциям, а также четкости и ясности принимаемых правотворческих решений.

Большую роль в создании гармоничной правовой системы общества призвана играть правосистематизирующая практика, т. е. деятельность (сформированный на ее основе опыт) по сбору, учету, упорядочению и приведению в стройную систему разнообразных правовых актов (нормативных, правоприменительных, интерпретационных и других).|Эта практика существенно влияет на качество и эффективность правотворческой и правоприменительной деятельности, уровень законности и правопорядка в обществе. Глубокие преобразования во всех сферах жизни общества, интенсификация правотворческой деятельности государственных органов и хозяйствующих субъектов на федеральном и местном уровнях, обострение криминогенной ситуации в стране требуют издания кодифицированных актов по всем основным отраслям и институтам права, улучшения методики и результативности обобщений материалов правоприменительной и праворазъяснительной практики. Необходимо внедрять в правовую систему компьютерную технику, организовывать банки разнообразной юридической информации, российской и региональных справочно-информационных правовых служб, создавать единую систему учета, инкорпорации, консолидации и кодификации законодательства и т. п.

 

Если определить главные, стратегические направления в области  правоприменителъной практики, то они сводятся к тому, чтобы поднять на качественно новый уровень работу всех правоприменительных органов, существенно активизировать их деятельность по охране интересов личности, обеспечению экономической безопасности и общественного порядка, защите потребительского рынка, профилактике правонарушений, борьбе с преступностью.

Скорейшей реализации требует  судебно-правовая реформа, дальнейшего  совершенствования — конституционное, гражданское, административное и уголовное  судопроизводства.

Важными представляются пробелы укрепления законности и  правопорядка, искоренение формализма и бюрократизма в деятельности правоохранительных органов, улучшения их организационной  структуры, материально-технического и финансового обеспечения. Особенно актуальны вопросы комплектования, правильной расстановки, воспитания, юридического обучения, социальной и правовой защищенности сотрудников.

Необходимо повысить эффективность деятельности прокуратуры, активизировать ее контрольно-надзорную  и координирующую роль в системе правоохранительных органов.

Так же, как и в отношении  суда, в законе о прокуратуре нужно  определить конкретные меры юридической  ответственности за вмешательство  в деятельность прокуратуры, игнорирование  выносимых ею предостережений, представлений и протестов, изменить методы правового воздействия на нарушителей закона. Повышение авторитета прокуратуры будет способствовать стабильности правопорядка и формированию правового государства в России.

Пути совершенствования  правореализационной практики граждан выражаются в формировании у них осознанного уважения к праву и закону, соблюдению своих обязанностей, законных интересов других лиц и организаций, привычки к законопослушному и активному поведению, элементарных умений и навыков самостоятельно и оперативно находить, уяснять и использовать в своей практической деятельности нужные нормативно-правовые предписания, знать основные формы юридической защиты своих прав.

Рост правовой активности граждан объективно обусловлен их занятостью в производственной деятельности, их ролью в политической, культурной и других областях общественной жизни, конкретными социально-правовыми ситуациями и другими важнейшими факторами. Это следует учитывать при организации и осуществлении правового просвещения и обучения населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В работе рассмотрены  вопросы юридической практики, как  одного из разделов науки теории государства  и права. Ещё раз стоит напомнить, что теория государства и права  является основой всего пласта юридических  наук. Без глубокого понимания её положений невозможно понимания положений других юридических наук.

Раздел юридической  практики изучает право в динамике, его действие. Поэтому это очень  важная тема, без понимания которого невозможна деятельность ни одного юриста.

К сожалению, множество  субъектов юридической практики не имеют достаточной теоретической  подготовки. Это касается как законодателей, так и правоприменителей. Поэтому  у нас рождаются законы, которые  не закрывают всех пробелов в праве. А как известно, где кончается действие права, там начинаются криминальные разборки. Подобных примеров в российском законодательстве можно привести множество.

Недостаточность теоретической  подготовки правоприменителей ведёт  к нарушению прав человека и гражданина. Это в первую очередь касается сотрудников органов внутренних дел.

Данные факты подрывают  веру людей в справедливость права, подрывают авторитет государственной  власти, что, в свою очередь,  подрывает  устои демократического общества.

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 

1.     Конституция РФ. М. 1993

 

2.     Алексеев  С.С. Государство и право. Начальный  курс. М., 1993.

 

3.     Алексеев  С.С. Теория права. М., 1994.

 

4.     Алексеев С.С.  Право: азбука, теория, философия. В 3-х томах М. 2008.                                             

 

5.     Общая  теория права. Под ред. Пиголкина А. С. М., 2000.

 

6.     Общая  теория права и государства. Под ред. Лазарева В.В. М., 2004.

 

9.     Теория  права и государства. Под ред. Манова Г. Н. М., 2005.

 

10.   Лифшиц Р. З. Теория права. М., 2000.

 

11.   Нерсесянц В. С. Право и закон: из истории правовых учений. М., 2000.

 

12.   Нерсесянц В.С. Философия права. М. 2000.

 

13.   Слово о науке. Книга 1. М. 2006

 

14.   Четвернин В.А. Понятия права и государства. М., 2002.

 

15.    Хропанюк В. Н. Теория государства и права. М., 2006.

 

7.    Теория государства и права. Выпуск 1. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2003.

 

8.   Теория государства и права. Выпуск 11. Под ред. Венгерова А. Б. М., 2004.

 

14. Право и власть. Выпуск 3. М., 2000.

 

 

17. http://svitk.ru/004_book_book/7b/1725_slovar_rus-latin_n.php

 

 

 

 

1 Слово о науке. Кн. 1 М. 2006

2 Алексеев С.С.  Право: азбука, теория, философия. В 3-х томах М. 2008                                             

 

3 Право и власть. М., 2000.

4 Алексеев С.С.  Право: азбука, теория, философия. В 3-х томах М. 2008                                             

 

5 Нерсесянц В.С. Философия права. М. 2000.

 

6 Слово о науке. Кн.1., М. 2006

7 Слово о науке. Кн. 1. М., 2006.

 

8 Слово о науке. Кн. 1. М, 2006. С. 193.

9 Нерсесянц В.С. Философия права. М. 2000.


Информация о работе Юридическая практика. Понятие. Виды. Функции