Юридические свойства и функции Конституции РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 10:53, курсовая работа

Описание

Развитие Российского государства подтверждает общее правило нашего времени: каждая страна, считающая себя цивилизованной, имеет свою конституцию. Конституция важна и необходима для современного государства, прежде всего потому, что в ней закрепляются его исходные принципы и назначение, функции и основы организации, формы и методы деятельности. Конституция устанавливает пределы и характер государственного регулирования во всех основных сферах общественного развития, взаимоотношения государства с человеком и гражданином. Самое главное – конституция придает высшую юридическую силу фундаментальным правам и свободам человека, защищает его честь и достоинство

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЮРИДИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА КОНСТИТУЦИИ РФ 5
1.1 КОНСТИТУЦИЯ КАК ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА 5
1.2 БАЗА ТЕКУЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 13
1.3 ОСОБЫЙ ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ 15
1.4 ПРАВОВАЯ ОХРАНА КОНСТИТУЦИИ РФ 19
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ РФ 24
2.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 25
2.2 ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ФУНКЦИЯ 26
2.3 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 28
2.4 ИДЕОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 29
2.5 УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ 3

Работа состоит из  1 файл

КУРСАЧ НОВЫЙ.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

       Статья 1 Конституции РФ декларирует, что  Россия является правовым государством.

       Правовое  государство можно определить как  “государство, осуществление внутренней и внешней политики которого, деятельность его органов, должностных лиц связаны правовыми нормами , подчинены им .” Принципы верховенства и прямого действия конституции непосредственно входят в понятие правового государства. Суть принципа верховенства Конституции РФ отражена в пункте 1 Конституции РФ: “Законы и иные нормативные акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации”. Прямое же действие конституционных норм - это “понятие, означающее, что суд или иной государственный орган не могут отказаться от применения конституционных норм, ссылаясь на то, что отсутствуют разъясняющие и детализирующие их законные и подзаконные акты”. Принципы правового государства, верховенства и прямого действия Конституции РФ непосредственно влияют на возможность реализации конституционных норм, то есть делают возможным существование самой Конституции как полноценного нормативного акта.

       Особая  процедура принятия и изменения  Конституции как гарантия ее охраны.

       Главой 9 Конституции РФ закреплена процедура  принятия конституционных поправок и пепересмотра Конституции РФ. Эта  процедура делает значительно сложнее  внесение каких-либо изменений в  текст Конституции РФ в отличии  от внесения изменений в любые  другие нормативные акты, действующие на территории России. Такая процедура необходима, как гарантия незыблемости положений Конституции РФ в связи с ее огромной важностью, как нормативного акта для государства, общества в целом и каждого человека в частности, а также в связи с ее ролью в систем российского права. По особенностям процедуры изменения Конституции РФ ее следует отнести к смешанному типу конституций - разные ее части изменяются по-разному.

       Государственная охрана определяется как одна из функций  органов государственной власти. Данная функция не является исключительной компетенцией только одного государственного органа. В ее осуществлении задействованы все государственные органы, которые при исполнении своих непосредственных задач, тем или иным образом осуществляют государственную охрану.

       Как сфера отдельного вида деятельности, государственная охрана представляет собой совокупность действий, функций  и задач государственных органов  в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны.

       В соответствии с текстом определения, государственная охрана осуществляется на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер.

       Правовая  охрана конституции предусматривает  и охрану свободы человека и гражданина. Учитывая конституционное положение ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому право на судебную защиту его прав и свобод, суды обязаны обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина путем своевременного и правильного рассмотрения дел.

       Согласно ч.2 ст.15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

       В соответствии со ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы  человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

       Критерий  конституционности актов органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и её субъектов - соответствие принципам и нормам федеральной конституции. Действие конституции обеспечивается средствами парламентского и внепарламентского контроля. Парламентский контроль осуществляется палатами Федерального Собрания (пример - Пост. Госдумы от 22 июля 1994 г - «По итогам парламентских слушаний “О проблемах соответствия конституций республик, уставов краев... Конституции РФ”). Важным условием правовой охраны конституции является четко разработанный механизм разрешения коллизий между органами государственной власти Федерации и её субъектов.

       Гарантом  соблюдения Конституции и законов  РФ, конституций республик в составе  России выступают также главы  исполнительной власти (президенты) республик.

       Как гарант федеральной Конституции  Президент РФ наделен прерогативами  по защите конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществлению мер по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной  целостности, обеспечению согласованного функционирования органов государственной власти. Во-вторых, предусмотренное Конституцией (ч. 2 ст. 85) право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам (ч. 2 ст. 85) предоставляет ему возможность не только непосредственно контролировать состояние конституционной законности, но и активно влиять на него.

       Конституционный контроль и конституционный надзор как способы охраны Конституции РФ занимают очень важное место в системе ее охраны.

       Конституционный контроль - это проверка, а также  постоянное наблюдение с целью проверки за нормативно-правовыми актами, действующими на территории РФ на предмет их соответствия Конституции РФ.

       В юридической литературе понятия конституционного контроля и конституционного надзора обычно не разделяются. Однако, по моему мнению, эти понятия необходимо дифференцировать. Из анализа законодательства а по этому вопросу следует, что орган государственной власти, обнаружив несоответствие какого-либо нормативного акта Конституции может в зависимости от компетенции:

       1) отменить этот акт полностью  или в части либо не применять  его полностью или частично;

       2) обратиться к органу, правомочному  осуществлять какое-либо из перечисленных в первом пункте действий ( направить представление, заключение, протест).

       Таким образом, органы государственной власти можно разделить на органы, непосредственно  воздействующие на нормативные акты и действующие посредством воздействия  на другие органы государственной власти. Полагаю, что конституционный контроль осуществляет первая группа органов государственной власти, а конституционный надзор, соответственно, - вторая. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ  РФ 

       Сущность  конституции состоит в том, что  она выражает социальный компромисс или согласие, достигаемые в момент ее принятия различными социально-политическими силами по коренному вопросу, который она решает, - ограничение пределов вмешательства государства в жизнь общества и индивидов.10

       Как пишет С.А. Авакъян, «функции конституции - различные проявления ее назначения. Они отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства».

       В науке конституционного права, как  правило, выделяют следующие функции: учредительную; организаторскую; внешне-политическую; идеологическую и  юридическую.11 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       2.1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 

       Юридическая функция заключается в том, что  конституция представляет собой  главный источник национальной правовой системы, нормативно–юридический акт, нормы которого обладают высшей юридической силой и лежат в основе всей системы правового регулирования. Эта функция характеризует собственно служебную роль конституции в национальной правовой системе.

       Суть  этой функции конституции заключается  в том, что она:

       - становится основой новой правовой  системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в  принципе сохраняются);

       - сама регулирует общественные  отношения и как документ прямого действия может быть исходной почвой для их возникновения;

       - дает импульс развитию законодательства  и принятию большого массива  новых нормативных юридических  актов, воплощающих общие идеи  и отдельные положения конституции.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции РФ. Она является "заглавным" документом создаваемой в России правовой системы, для детализации Конституции нужны около 600 нормативных актов, частично принятых, но в своем большинстве все-таки пока подготавливаемых. Достаточно актуальна и задача обеспечения прямого действия Конституции. Об этом свойстве Основного Закона "забывают и нередко смотрят на нее как на правовую библию, которой надо молиться на словах, но которой совсем не требуется следовать в делах, и в том числе потому, что она содержит набор благих идей, но не норм непосредственного юридического действия".122.2 ОРГАНИЗАТОРСКАЯ ФУНКЦИЯ 

       Данная  функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, после принятия конституции не должно быть такого положения, что о ней тут же забыли, а люди жили бы и действовали в прежнем стиле, как будто бы ее и не было. Конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции.13

       Важное  организующее значение имеет сам  факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все-таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

       Кроме того, следует учитывать то, что  конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции.

       Сказанное в полной мере относится и к  российским конституциям, в том числе и к Конституции 1993 г. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. В социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической - на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм, в государственной - на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между РФ и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ 

       Внешнеполитическая  функция конституции состоит  в том, что основной закон обращен  не только к внутренней жизни страны, он  одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне. Но в принципе наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 г., Конституции СССР 1936 г. и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 г. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 г., в большинстве зарубежных конституций. Суть в другом, и это главное: наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы.

       Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись с тем, какие параметры социально-экономической и политической системы заложены в нашей Конституции, зарубежный мир получает представление о возможных перспективах развития страны. Конституционные декларации и реальные шаги - не всегда одно и то же. И тем не менее, понять без Конституции сущность государства невозможно. 
 

Информация о работе Юридические свойства и функции Конституции РФ