Кодификация в праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 21:03, курсовая работа

Описание

Нормативно – правовые акты создаются различными правотворческими органами государства. Систематизация законодательства преследует цель стабилизации правопорядка, приведения нормативно – правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие и формы систематизации нормативно-правовых актов 5
2. Отличие кодификации от инкорпорации и консолидации. Краткий обзор…………………………………………………………………....9
2.1 Кодификация как форма систематизации 9
2.2 Инкорпорация как форма систематизации 18
2.3 Консолидация как форма систематизации 20
Заключение 22
Список использованной литературы 24

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 108.50 Кб (Скачать документ)

     В перспективе издание кодификационных  актов должно превратиться в основную форму законотворчества. Не следует растаскивать наше законодательное хозяйство по отдельным кускам, мельчить нормативные акты. Основной путь преодоления множественности нормативных актов, их мелкотемья, а также пробелов и противоречивости регулирования - это повышение внимания к кодификации законодательства, принятие законов по укрупненным блокам регулирования. Следует сочетать отраслевую и комплексную кодификацию, отдавая предпочтение первой 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Инкорпорация как  форма систематизации 

     Инкорпорация  представляет собой объединения в сборнике или собрание действующих нормативно – правовых актов в определённом порядке (алфавитном, хронологическом, предметном и т.д.) без изменения содержания.

     Внешняя форма нормативного акта в процессе инкорпорации меняться может и даже должна. Нельзя, например, поместить в собрание действующих актов текст нормы без внесения в него изменений, последовавших после ее издания. Нельзя не исключить из нее пункты, имевшие временные действия или потерявшие силу вследствие иных причин, и т.д.

     В зависимости от юридической силы издаваемых сборников и собраний законодательства инкорпорация делится  на официальную, официозную (полуофициальную) и неофициальную.

     Официальная инкорпорация - утверждение собраний нормативных актов органами их издавшими (например, собрание законов, издаваемые парламентами). Официальные инкорпорации – это упорядочение правовых норм путём издания компетентными органами сборников действующих нормативно -  правовых актов. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих нормативно – правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. Официальная инкорпорация осуществляется от имени и по поручению либо с санкции правотворческого органа (органов), который утверждает либо иным способом официально одобряет подготовленное Собрание (Свод).

     Официозная  инкорпорация - это издание собраний и сборников законодательства по поручению правотворческого органа (органов) специально уполномоченными  на то органами (например, Министерством  юстиции), причем правотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание (сборник) и потому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальный характер.

     Неофициальная инкорпорация - производимая любыми лицами или организациями без специальных полномочий  (например, издание нормативных актов университетами в учебных целях)6, то есть неофициальная инкорпорация – это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Собрание законодательства, предоставляемых правотворческим органом, и осуществляют эту деятельность по собственной инициативе. Неофициальные сборники законодательства не являются источником права, на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права. Большинство ныне издаваемых в нашей стране сборников законодательства - это неофициальная инкорпорация.

     Отличие кодификации от инкорпорации состоит  в следующем. Инкорпорация – достаточно поверхностная, внешняя систематизация. При ней нормативные акты просто собираются в сборники, содержание актов не меняется, исключаются явные противоречия и вносятся уже принятые изменения. Инкорпорация преследует прежде всего цель обеспечить пользование законодательством.  Кодификация означает содержательную систематизацию. При кодификации акты подвергаются существенным изменениям, они сводятся в единый блок, в котором устраняются противоречия и несогласованность. При необходимости восполняются пробелы в регулировании, устаревшие акты заменяются новыми. Кодификация, в отличие от инкорпорации, всегда осуществляется государственными органами. Кодификация всегда представляет собой существенный шаг вперед в развитии законодательства7.

2.3. Консолидация как  форма систематизации 

     С течением времени в любой развитой правовой системе образуется значительное число (иногда десятки и сотни) нормативных  актов, имеющих один и тот же предмет  регулирования. Предписания таких  актов зачастую повторяются, а иногда содержат явные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребность ликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, создания своеобразных "блоков" законодательства. Один из путей преодоления такой множественности - это консолидация законодательства. Это такая форма систематизации, в процессе которой десятки, а порой и сотни нормативных актов по одному и тому же вопросу объединяются в один укрупненный акт.

     Такой акт утверждается правотворческим  органом в качестве нового, самостоятельного источника права, а прежние разрозненные акты признаются утратившими силу. Очевидно, что подлежат объединению предписания одинаковой юридической силы.

     Консолидация  – это такая форма систематизации, при происходит объеденение нескольких нормативно – правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единой свободный нормативно – правовой акт без изменения содержания.

     Особенности консолидации состоит в том, что  она содержит в себе некоторые  черты кодификации и инкорпорации. По форме систематизации нормативно – правовых актов консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует необходимость или возможность кодификации. В этих случаях консолидация выступает, как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшения формы правового регулирования.

     Задача  консолидации действующих актов, укрупнения законодательных блоков, вбирающих  в себя несколько (иногда десятки) действующих  актов по одному вопросу, и поэтому она становится одним из приоритетных направлений упорядочения законодательства.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Реформа законодательства является важнейшей  составной частью правовой реформы, столь необходимой России. Систематизация же нормативных актов, которая актуальна для любой развитой правовой системы, в российских условиях просто жизненно необходима.

     В последние годы в России наблюдается  бурное развитие законодательства. После  принятия Конституции 1993 года резко активизировалась нормотворческая деятельность на региональном уровне.  
Ведомственное нормотворчество также имеет весьма существенный объем. C 1992 года введена процедура обязательной регистрации ведомственных правовых актов в Министерстве юстиции России. Только в 1995 году в Минюст России на рассмотрение поступило 400 ведомственных правовых актов, из них зарегистрировано и введено в действие 2378.

     Таким образом, кодификация, инкорпорация и  консолидация играю огромную роль в  жизни страны.

А уж тем  более без кодификации не обойтись совсем, ведь при кодификации-цели систематизации нормативного материала достигаются, так сказать, естественным образом, как бы сами собой, в ходе правотворчества. Причем кодификация решает главные задачи систематизации – достижение единого, юридически и логически цельного регулирования в основных подразделениях правовой системы – отраслях, а в некоторых случаях также подотраслях, крупных правовых институтах.

Вместе  с тем надо видеть, что кодификация  как способ систематизации имеет известные границы. Не во всех областях права имеются объективные материальные и юридические предпосылки, позволяющие обеспечить такое согласование и упорядочение нормативного материала, которое свойственно кодифицированным актам. К тому же, как правильно отмечено в литературе, кодификация по большей части проводится "тогда, когда назревает необходимость существенного обновления целых отраслей и институтов права".

     Необходима  система постоянного мониторинга  состояния правовой системы, которая  при нынешнем развитии систематизации и кодификации законодательства практически нереализуема.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемой литературы

     Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации 1993 года. М.: Юристъ, 2000
  2. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М.: Фонд "Правовая культура", 2000

     Список  литературы

  1. Алексеев  С.С. Государство и право. М., 1996
  2. Алексеев С.С. Теория права. М.,1994
  3. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1998
  4. Белов А.П. Правотворческая деятельность судов право и судебная практика в России и за рубежом // Право и экономика. - №7. – июль, 2000
  5. Гревцов Ю.И. Правовые отношения и осуществлние права. Л., 1987
  6. Жилин Г. Соотношение права и закона //Российская юстиция. - №4. – апрель. - 2000
  7. Зивс С.Л. Источники права. - М.: “Право”,1981
  8. Керимов Д.А. Кодификация и законодательная техника. М.1962.
  9. Коваленко А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учеб.  пособие. М., 1996.
  10. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. М. 1995.
  11. Лившиц Р.З Теория права. М.: Изд-во Бек, 1994
  12. Медведев А.М. Правовое регулирование действия закона во времени // Государство и право. - 1995. - № 3. - С.69-75.
  13. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. - М.: Слово,1997
  14. Общая теория права и государства. / Под ред. В.В.Лазарева, М., Юристъ, 2000
  15. Основы государства и права. Учебное пособие / Под общей редакцией С.А. Комарова. - М.: Манускрипт, Русь-90, 1996
  16. Протасов В.Н. Проблемы теории права и государства. М., 1998
  17. Развитие кодификации советского законодательства. М. 1968.
  18. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М.: Проспект, 1996.
  19. Теория государства и права. / Под ред. Н.И. Матузова, М.: Юристъ, 2001
  20. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. -  М.: Зерцало, ТЕИС, 1996
  21. Теория права и государства. / Под ред. проф. Г.Н. Манова. М.: Изд-во БЕК, 1996.
  22. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М., 1992
  23. Херлок Е.С. Исторический экскурс в теорию права. М., 1997.
  24. Язык закона. / Под ред. А.С.Пиголкина, М., 1990

Информация о работе Кодификация в праве