Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 11:30, курсовая работа
В современной жизни главным регулятором общественных отношений является право. Правовые отношения пронизывают всю нашу повседневную жизнь и стали настолько привычны, что мы порой и не замечаем их.
Однако, часто в жизни случаются ситуации, когда жизнь заставляет задуматься о своих правах и способах их осуществления. Оказывать помощь гражданам и организациям в осуществлении ими своих прав и свобод призван такой общественный институт как адвокатура. Ведь адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
стр.
Введение
3
Глава 1. Общая характеристика института адвокатуры в России
6
1.1. История становления адвокатуры в России
6
1.2. Адвокатура: понятие, задачи, принципы организации и деятельности
14
Глава 2. Коллегии адвокатов
20
2.1. Особенности организации и деятельности коллегии адвокатов
20
2.2. Членство в коллегии адвокатов. Правовое положение адвокатов, оплата их труда.
24
Заключение
28
Список использованной литературы
Содержание
| стр. |
Введение | 3 |
Глава 1. Общая характеристика института адвокатуры в России | 6 |
1.1. История становления адвокатуры в России | 6 |
1.2. Адвокатура: понятие, задачи, принципы организации и деятельности | 14 |
Глава 2. Коллегии адвокатов | 20 |
2.1. Особенности организации и деятельности коллегии адвокатов | 20 |
2.2. Членство в коллегии адвокатов. Правовое положение адвокатов, оплата их труда. | 24 |
Заключение | 28 |
Список использованной литературы | 30 |
Введение
В современной жизни главным регулятором общественных отношений является право. Правовые отношения пронизывают всю нашу повседневную жизнь и стали настолько привычны, что мы порой и не замечаем их.
Однако, часто в жизни случаются ситуации, когда жизнь заставляет задуматься о своих правах и способах их осуществления. Оказывать помощь гражданам и организациям в осуществлении ими своих прав и свобод призван такой общественный институт как адвокатура. Ведь адвокатская деятельность – это квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию.
Функционирование адвокатуры является основным способом обеспечения положения ст. 48 Конституции РФ, которая гласит: «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи»[1].
Поскольку коллегии адвокатов являются практически единственной формой объединения лиц, оказывающих профессиональную юридическую помощь, адвокатура как институт отождествляется именно с ними.
Оказывая юридическую помощь, адвокаты коллегии:
1) дают консультации и справки по правовым вопросам, как в устной, так и в письменной форме;
2) составляют заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера;
3) представляют интересы доверителя в конституционном судопроизводстве;
4) участвуют в качестве представителя доверителя в гражданском и административном судопроизводстве;
5) участвуют в качестве представителя или защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях;
6) участвуют в качестве представителя доверителя в разбирательстве дел в третейском суде, международном коммерческом арбитраже (суде) и иных органах разрешения конфликтов;
7) представляют интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях;
8) участвуют в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания;
9) оказывают иную юридическую помощь, не запрещенную законодательством РФ.
Цель данной курсовой работы - характеристика особенностей организации и деятельности коллегии адвокатов.
Задачами данной работы являются:
1. Рассмотреть этапы становления и эволюции российской адвокатуры.
2. Дать определение понятию «адвокатура».
3. Охарактеризовать особенности организации и деятельности коллегии адвокатов.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе дано определение понятия «адвокатура», определены задачи и принципы адвокатуры, рассмотрены этапы эволюции российской адвокатуры. Во второй главе дана характеристика особенностей организации и деятельности коллегии адвокатов.
Источниками для данной курсовой работы явились: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ[2], Федеральный закон от 08.12.95 г. «О некоммерческих организациях»[3], Федеральный закон от 26.04.02 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ»[4], ряд учебников.
Глава 1. Общая характеристика института адвокатуры в России
1.1. История становления адвокатуры в России
Возникновению адвокатуры предшествовало семейное представительство (в Древнем Риме), сущность которого состояла в защите главой семьи перед судом интересов каждого его члена. Однако с развитием ремесел и торговли, эволюцией отношений в сфере гражданского оборота возникла потребность в квалифицированной защите интересов участников процесса перед судом. Это обусловило возникновение профессии ходатая (стряпчего). Постепенно (в средневековые времена) эти лица объединяются в цеховые организации. Эти организации занимались подготовкой ходатаев для «хождения по чужим делам». В ХIV-ХV столетиях в Англии возникают ассоциации юристов-барристеров. К тому же времени относится появление там юристов-солиситеров. При этом деятельность тех и других взаимосвязана: если первые выступают перед судом, то вторые специализируются в проведении «черновой работы» по сбору необходимых материалов. Кроме того, они в качестве стряпчих самостоятельно выполняют многие поручения юридического характера (по налогообложению, страхованию и т. п.), а также осуществляет функции нотариуса. Солиситеры существуют и в настоящее время. Они объединены в ассоциации. Их функции получили развитие: они вправе выступать в магистратских (низших) судах, а отчасти - и в судах Короны.
В континентальной Европе, в частности в Пруссии, в ХVII-ХVIII вв. получил признание институт государственной адвокатуры. Согласно этой системе адвокатские обязанности выполняли лица, назначенные судами из состоявших при них чиновников. Они получали содержание от государства, несли дисциплинарную ответственность перед судом и могли выступать только в суде, при котором состояли. Но это направление в развитии адвокатуры не имело будущего. «Превращаясь в должностных лиц, адвокаты утрачивают независимость и самостоятельность, необходимые им для стойкого охранения на суде доверенных им интересов. Включение их в состав суда вредит и независимости последнего... Чиновничий мундир уменьшает энергию адвоката и ослабляет тот священный пыл при защите доверенных интересов, который составляет славу и силу адвокатуры».
На смену цеховой и государственной организации защиты и представительства приходит адвокатура как самоуправляемая организация лиц свободной профессии. Раньше всех адвокатура в таком виде возникла во Франции.
Появление профессиональной адвокатуры в России связано с судебной реформой 1864 г. Получив законодательное закрепление в судебных уставах, она стала новым юридическим учреждением России.
В дореформенное время на протяжении нескольких веков роль адвокатов выполняли частные лица — стряпчие или ходатаи по делам. Их функции не были законодательно регламентированы, каких-либо требований к ним (в виде наличия специального образования и иных) не предъявлялось. Как правило, их обязанности ограничивались составлением некоторых документов (бумаг), их подачей и т.д. И даже создание в 1832 г. института присяжных стряпчих в силу сословного характера их деятельности не могло гарантировать всем социальным слоям России защиту их интересов в суде и других учреждениях.
По судебным уставам 1864 г. лица, призванные выполнять адвокатские функции, объединялись в особую корпорацию — сословие присяжных поверенных. Для таких корпораций было характерно внутреннее самоуправление в виде выборных органов (кое-где сформировались советы присяжных поверенных) и надзор за их деятельностью со стороны судебных органов и органов юстиции. В задачи адвокатуры помимо защиты по уголовным делам входило представительство сторон в гражданском процессе и оказание иной юридической помощи населению, включая бесплатные консультации для бедных.
Присяжными поверенными могли быть лица, достигшие 25-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и пять лет судебной практики в качестве чиновника судебного ведомства или помощника присяжного поверенного. В некоторых советах присяжных поверенных (например, Петербургском) для кандидатов устраивались экзамены с целью проверки их практической подготовленности.
Определенное распространение в это время получил институт помощников присяжных поверенных. К ним относились лица, получившие юридическое образование, но нигде не служившие.
В качестве органов самоуправления корпораций присяжных поверенных действовали (но далеко не во всех губерниях) советы присяжных поверенных. Они состояли из председателей, товарищей председателя и членов совета, чьи должности были выборными.
Выборы в совет проводились отдельно на каждую должность простым большинством голосов. Совет переизбирался ежегодно на общем собрании присяжных поверенных после отчета предыдущего состава.
Совет осуществлял свою деятельность по различным направлениям. Он принимал и увольнял присяжных поверенных, осуществлял дисциплинарную практику, распределял "бесплатные" дела среди присяжных поверенных, урегулировал различные споры между ними и т.д. Свои решения он принимал большинством голосов. Деятельность совета контролировалась соответствующей судебной палатой.
6 июня 1874 г. был издан закон, учредивший наряду с присяжной адвокатурой институт частных поверенных. Основанием утверждения в должности частного поверенного и получения права на участие в производстве гражданских дел у мировых судей и в общих судебных установлениях было получение особого свидетельства, выдававшегося теми судами, в округе которых частный поверенный осуществлял ходатайство по делам.
В подобном виде институт присяжной и частной адвокатуры просуществовал до ноября 1917 г.
Декрет о суде № 1[5], упразднив существовавшую ранее адвокатуру, допустил в качестве защитников по уголовным делам и поверенных по гражданским делам всех "неопороченных граждан обоего пола", пользующихся гражданскими правами. Однако специального органа, призванного защищать права граждан, Декретом создано не было.
Декретом о суде № 2[6] предусматривалась организация коллегий правозаступников при Советах рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов. Чтобы стать членом такой коллегии, требовалась рекомендация местного Совета. Правозаступничество осуществлялось в форме общественного обвинения и общественной защиты. Коллегии были едиными для общественных обвинителей и общественных защитников. Кроме указанных обвинителей и защитников в судебных прениях могли принимать участие один обвинитель и один защитник из присутствующих на судебном заседании лиц.
Совершенствование судопроизводства изменило и деятельность правозаступников. Постепенно более четко разделяются функции обвинения и защиты, намечается урегулирование вопроса о заработной плате членов коллегии правозаступников, сужается, а затем и ликвидируется допущение бесконтрольной защиты в судах.
Положение о народном суде[7] от 9 ноября 1918 г. устанавливало, что для содействия суду в деле наиболее полного выяснения всех обстоятельств, касающихся интересов обвиняемого или сторон, участвующих в гражданском процессе, при уездных и губернских исполкомах Советов должны учреждаться коллегии защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе. Члены коллегии считались должностными лицами, им устанавливалась заработная плата в размере оклада, выплачиваемого народным судьям.
Несмотря на ряд мер по улучшению организации коллегий правозаступников, деятельность последних не отвечала тем требованиям, которые к ним предъявлялись. Поэтому Положение о народном суде[8] от 31 октября 1920 г. упразднило коллегии правозаступников и установило новую форму судебной защиты. Осуществление защиты рассматривалось как общественная повинность всех граждан, способных выполнять эту обязанность. Граждане, могущие выполнять обязанности защитника, включались в списки, составляемые в соответствии с Инструкцией об организации обвинения и защиты на суде[9] от 23 ноября 1920 г. Лица, привлекаемые в качестве защитников, освобождались от основной работы на требуемый срок; за ними сохранялась заработная плата на время участия в процессе или выплачивались суточные из государственных средств в размере минимума заработной платы. При недостатке защитников из числа указанных лиц суды привлекали в качестве таковых консультантов отделов юстиции. Такая форма организации защиты просуществовала до судебно-правовой реформы 1922-1924 гг.