Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 11:18, курсовая работа
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что, во-первых, доктрина правового государства связана с фундаментальными проблемами понимания государства и права, с особенностями интерпретации природы этих важных социальных явлений. Доктрина и ее теоретические основы имеют важное идеологическое и научное значение для политической и правовой теории и практики, предопределяя в свою очередь решение целого ряда других вопросов теории права и государства.
1. Понятие и принципы правового государства
2. Развитие идей правового государства в России
3. Условия формирования правового государства
Заключение
Список литературы
Идея правового государства ныне положена в основу реформы политической и правовой системы. Обращение к взглядам русских юристов в данной области - не только дань признанию преемственности правовых теорий и институтов в различные исторические эпохи. Ряд теоретических положений, выработанных российской правовой наукой (например, о взаимоотношениях государства и гражданина, национальных границах правового государства, путях достижения правового идеала, роли суда, прокуратуры, административной юстиции в правовом государстве, методологических причинах отказа от применения конструкции правового государства в советской юридической науке и т.п.), могут стать отправными началами в выработке современной теории правового государства. Необходимо отказаться от отношения к трудам русских юристов, посвященных правовому государству, как к любопытному, но неактуальному культурно-правовому наследию и дать всестороннюю оценку их роли в разработке конкретных вопросов права и социально-политического строительства. Следует сказать, что русскими учеными правовое государство не рассматривалось как завершающий этап развития государства: на смену правовому государству, по их мнению, должно прийти "культурно-правомерное государство". Условия экономической жизни, концентрация капитала и производства, считали они, не позволят государству ограничиться охраной права, а потребуют от него участия в социальной жизни, прежде всего в интересах "экономически слабосильных классов".
Практика формирования правовой государственности всюду имеет свои особенности. Можно, однако, выделить и общие черты, определяемые тем, что граждане стран, в которых достигнуты успехи в строительстве правового общества, стремились к свободе, подлинному праву, обеспечению своих прав и свобод, приоритету права над государством[18].
Формирование правового государства в той или иной мере сопряжено с наличием необходимых для этого условий. Среди них важное значение имеет достаточно высокий уровень развития экономики, культуры, нравственности, духовного потенциала общества.
Правовое государство - политическое оформление гражданского общества, сферы общественной жизни, где действуют развитые демократические институты, имеют место самоуправление, инициатива и активность граждан и их организаций. Эта сфера ограждена законами от произвольной регламентации ее со стороны властных органов. В таком государстве соблюдаются права и свободы человека и общества; право приоритетно по отношению к государству; признается и соблюдается независимость суда как защитника гражданина в его отношениях с государством. Население характеризуется определенной способностью к саморегулированию, готовностью подчиняться общим правилам и интересам[19]. Гражданское общество представляет собой общество равноправных людей, свободно проявляющих свою индивидуальность и творческую инициативу[20].
В правовом государстве реализуется принцип разделения властей. Советская юридическая наука исходила из марксистского тезиса о механизме государственной власти как "работающей корпорации" - и законодательствующей, и исполняющей законы одновременно. Власть рассматривалась в плане разделения труда по ее осуществлению, характеризовалась в структурно-функциональном "ключе". Отрицалась сама целесообразность исследования законодательной, исполнительной и судебной властей по отдельности.
Правовая государственность невозможна без разделения властей, ибо именно эта, изобретенная цивилизованным человечеством, система сдержек и противовесов позволяет обществу защищать себя от попыток узурпации власти, от злоупотреблений.
Если говорить о России, то в Конституции РФ закреплено, что "Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления" (ч. 1 ст. 1). И хотя в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже "есть" в России, думается, это скорее пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается также вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом (даже если этот акт является демократической конституцией) и не может стать результатом чистого законодательства. Весь данный процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.
Проблема здесь не только юридическая, хотя создание совершенной законодательной системы, способной "связать" государство, - задача первостепенной важности. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической систем, в первую очередь преобразование собственности, ибо при безраздельном господстве монопольной бюрократической государственной собственности, неизбежно требующей жесткой административно-командной власти, правовое государство в принципе невозможно.
Россия в современный период находится в состоянии кризиса, что обостряет те трудности и препятствия, которые стоят на пути движения к правовому государству. Среди них особое беспокойство у общественности вызывает бесперспективное положение в области прав человека, рост преступности, коррупция, расцвет бюрократизма и т.п.
Вместе с тем вряд ли чисто механическое заимствование западных идей (а идея правового государства - западного происхождения) привнесет в Россию согласие, порядок, демократию. С одной стороны, это, бесспорно, не произойдет, если рассматриваемые теоретические конструкции не адаптировать к российской действительности, характеризующейся невысоким уровнем политической и парламентской культуры, правовым нигилизмом, слабостью демократических традиций, чиновничье-аппаратным засильем. Если и можно для России признать пригодной концепцию правового государства западного образца, то, разумеется, с целым рядом оговорок, учитывая отношение россиян к праву как к социальному инструменту, историческую приверженность к сильному государству, низкую "природную" правовую активность и инициативу[21].
С другой стороны, не абсолютизируя роль права, следует "реальнее" относиться и к самой идее правового государства, ибо в действительности политическая власть всегда стремится вырваться из правовых рамок и "правовое государство" - это скорее идеальный тип.
Поэтому, рассматривая современное развитие идей правового государства, следует избегать преувеличения ее роли и степени распространения. Сегодня правовое государство предстает в большей степени как конституционный принцип, лозунг, не получая пока своего полного воплощения в какой-либо стране. Ближе других к реализации данной идеи на практике подошли, например, такие государства, как Германия, Франция, Швейцария, США и др. Современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, но двигаться в этом направлении необходимо. Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия создает свой образ правового государства, который будет органичен ее истории, традициям и культуре, что и позволит ей стать подлинно свободным демократическим обществом.
Основополагающим фактором правового государства (объединяющим его с гражданским обществом) является и то, что изначально его идея была связана с утверждением суверенности народа, подчинением государства обществу. Ценностный смысл идеи правового государства как раз и состоит в создании такой системы государственно-правовых отношений, которая обеспечила бы примат права во всех сферах общественных отношений. Господство права и верховенство правового закона предполагают в связи с этим соответствующую правовую организацию самой системы государственной власти. Речь идет о конституционно-правовом, законном учреждении различных государственных органов, определении их компетенции и предметов ведения, места в системе, способов формирования, форм деятельности и т.д[22].
С рассматриваемыми государственно-правовыми явлениями тесно связан такой принцип правового государства, как принцип незыблемости, гарантированности и реальности основных прав и свобод человека и гражданина. Этот принцип означает, что государство не только признает, но и реально гарантирует (обязано гарантировать в лице своих органов и должностных лиц) права и свободы личности, признаваемые мировым сообществом в качестве естественных, принадлежащих человеку от рождения, а потому незыблемых, неотчуждаемых государственной властью.
Не следует забывать и о том, что деформация общественного развития начинается там, где сдвигаются приоритеты, и во главу угла ставится государство как самодовлеющая ценность, а человеку отводится подчиненное место. Тенденция в смещении приоритетов в отношениях "государство - личность" неизбежно ведет к формированию тоталитарных режимов.
О том, что человеку и его интересам в России длительное время отводилось подчиненное место, свидетельствуют факты. Так, по данным Российской академии наук, за 15 лет реформ самые бедные стали в 2 раза беднее, а 80% населения России от реформ больше потеряло, чем приобрело[23].
Правовое государство - это государство, в котором правовыми средствами реально обеспечены права и свободы человека и гражданина и вся публично-политическая деятельность государства осуществляется в строгом соответствии с правом и законом.
С гражданским обществом связаны и принципы правового государства - его несущие конструкции:
1) господство права во всех сферах жизни общества и верховенство правового закона;
2) незыблемость, гарантированность и реальность прав и свобод человека и гражданина;
3) взаимная ответственность гражданина и государства;
4) принцип разделения властей как конституционный и институциональный политический принцип;
5) принцип правовой экономики;
6) основой правового государства может служить только развитое гражданское общество, которое надежно осуществляет контроль за государственной властью, прежде всего - исполнительной.
Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. Единство прав и обязанностей граждан — важный залог построения правового государства. Правовое государство просто немыслимо, когда одни граждане пользуются большими правами, чем другие. Естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.
Ряд теоретических положений, выработанных российской правовой наукой (например, о взаимоотношениях государства и гражданина, путях достижения правового идеала, роли суда, прокуратуры, административной юстиции в правовом государстве и т.п.), может способствовать развитию современной теории правового государства.
Особенность современной ситуации в России состоит в том, что элементы и блоки гражданского общества предстоит создавать во многом заново. И здесь важно не только вникнуть в особенности сегодняшней российской действительности, где по-своему преломляются национальные политические и культурные традиции, но и обратиться к мировому опыту.
1. Российская Федерация. Конституция. [Текст]: от 12 дек. 1993г. // Российская газета, 1993 – 25 дек.
2. Грудцына, Л.Ю. Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства [Текст] / Л.Ю. Грудцына// Законодательство и экономика, 2007, N 11
3. Зорькин, В. Стандарт справедливости [Текст] В. Зорькин // РГ. 2007. 8 июня
4. Из двух эпох: русская философия права и социальная реальность [Текст] // Социологические исследования. 1990. N 3.
5. Кощин, В.Ф. Идея правового государства в трудах русских юристов [Текст] / В.Ф. Кощин // Юридический мир, 2007, N 9
6. Малько, А.В. Правовое государство [Текст] / А.В. Малько // Правоведение. 1997. N 3.
7. Мартышин, О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России [Текст] О.В. Мартышин // Государство и право. 1996. N 5.
8. Общая теория права и государства: Учебник [Текст] / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 2007. – 360с
9. Общая теория права. [Текст]/ Под общ. ред. А. С. Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007 – 386с
10. Омельченко, О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. [Текст] О.А. Омельченко – М.: Юрист, 2006. – 448с
11. Пирбудагова, В.И. Становление идеи взаимодействия государства и гражданина как принципа правового государства в трудах ученых-юристов [Текст] / В.И. Пирбудагова // История государства и права, 2008, N 17
12. Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы. [Текст] В.Н. Протасов – М.: Новый юрист, 2007. – 240с
13. Селезнев, Л. И. Политические системы современности: сравнительный анализ. [Текст] Л.И. Селезнев – СПб.: Академия, 2007. – 475с
14. Смирнов, И.В. Ответственность в контексте теории правового государства [Текст] / И.В. Смирнов // История государства и права, 2007, N 9
15. Соколов, А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство [Текст] / А.Н. Соколов // Журнал российского права, 2008, N 8
16. Хачинский, К.Б. Идея правового государства в трудах русских юристов [Текст] К.Б. Хачинский // История государства и права. 2006. N 10.
17. Шиняева, Н. Курс на правовое государство [Текст] / Н. Шиняева, П. Зубков // ЭЖ-Юрист, 2008, N 5
18. Материалы о речи на защиту диплома вместе со статьей про раздаточный материал для студентов правовых институтов.
[1] Общая теория права и государства: Учебник [Текст] / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юрист, 2007. – 360с., с. 295
[2] Шиняева, Н. Курс на правовое государство [Текст] / Н. Шиняева, П. Зубков // ЭЖ-Юрист, 2008, N 5. С. 57
[3] Омельченко, О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. [Текст] О.А. Омельченко – М.: Юрист, 2006. – 448с., с. 123
[4] Протасов, В.Н. Теория права и государства. Проблемы теории права и государства: вопросы и ответы. [Текст] В.Н. Протасов – М.: Новый юрист, 2007. – 240с., с. 156
[5] Селезнев, Л. И. Политические системы современности: сравнительный анализ. [Текст] Л.И. Селезнев – СПб.: Академия, 2007. – 475с., с. 195
[6] Общая теория права. [Текст]/ Под общ. ред. А. С. Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007 – 386с., с. 193.
[7] Омельченко, О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. [Текст] О.А. Омельченко – М.: Юрист, 2006. – 448с., с. 199
[8] Грудцына, Л.Ю. Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства [Текст] / Л.Ю. Грудцына// Законодательство и экономика, 2007, N 11. С. 56
[9] Из двух эпох: русская философия права и социальная реальность [Текст] // Социологические исследования. 1990. N 3. С. 30 - 45.
[10] Цит. по: Кощин, В.Ф. Идея правового государства в трудах русских юристов [Текст] / В.Ф. Кощин // Юридический мир, 2007, N 9. С. 49
[11] Цит. по: Хачинский, К.Б. Идея правового государства в трудах русских юристов [Текст] К.Б. Хачинский // История государства и права. 2006. N 10. С. 46
[12] Кощин, В.Ф. Идея правового государства в трудах русских юристов [Текст] / В.Ф. Кощин // Юридический мир, 2007, N 9 С. 43
[13] Цит. по: Хачинский, К.Б. Идея правового государства в трудах русских юристов [Текст] К.Б. Хачинский // История государства и права. 2006. N 10. С. 47
[14] Цит. по: ьПирбудагова, В.И. Становление идеи взаимодействия государства и гражданина как принципа правового государства в трудах ученых-юристов [Текст] / В.И. Пирбудагова // История государства и права, 2008, N 17 С. 32
[15] Цит. по: Кощин, В.Ф. Идея правового государства в трудах русских юристов [Текст] / В.Ф. Кощин // Юридический мир, 2007, N 9. С. 49
[16] Цит. по: Пирбудагова, В.И. Становление идеи взаимодействия государства и гражданина как принципа правового государства в трудах ученых-юристов [Текст] / В.И. Пирбудагова // История государства и права, 2008, N 17. С. 33
[17] Хачинский, К.Б. Идея правового государства в трудах русских юристов [Текст] К.Б. Хачинский // История государства и права. 2006. N 10. С. 48
[18] Малько, А.В. Правовое государство [Текст] / А.В. Малько // Правоведение. 1997. N 3. С. 58.
[19] Мартышин, О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России [Текст] О.В. Мартышин // Государство и право. 1996. N 5. С. 10.
[20] Соколов, А.Н. Коррупция, гражданское общество и правовое государство [Текст] / А.Н. Соколов // Журнал российского права, 2008, N 8 С. 34.
[21] Омельченко, О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. [Текст] О.А. Омельченко – М.: Юрист, 2006. – 448с., с. 246
[22] Грудцына, Л.Ю. Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства [Текст] / Л.Ю. Грудцына// Законодательство и экономика, 2007, N 11. С. 56
[23] Зорькин В. Стандарт справедливости // РГ. 2007. 8 июня