Концепция Макгрегора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 19:31, курсовая работа

Описание

Теоретические воззрения Д. Макгрегора имели немало общего с концепциями А. Маслоу и Ф. Герцберга6. Так, например, в соответствии с теорией Маслоу, человек, удовлетворивший низшие потребности, начинает стремиться к удовлетворению высших. «Теория X» как раз и описывает низшие потребности, а «Теория Y» — высшие. Вместе с тем между ними есть и различия. Одно из самых характерных заключается в том, что теории Макгрегора не могут служить основой для научного исследования, ибо носят сугубо рекомендательный оттенок и говорят лишь о том, что и как нужно делать.

Работа состоит из  1 файл

Концепция Макгрегора.docx

— 39.68 Кб (Скачать документ)

• способность к творческому решению  проблем встречается часто, а  интеллектуальный потенциал человека используется в условиях современного индустриального общества лишь частично.

Благодаря подобным предположениям демократичный  руководитель предпочитает такие механизмы  влияния, которые апеллируют к потребностям более высокого уровня (потребности  в принадлежности, высокой цели, автономии, самовыражении и т. п.), и избегает навязывать подчиненным  свою волю. Организация деятельности, предусмотренная в модели «Y», основывается на принципах делегирования и  децентрализации полномочий и ответственности, самоорганизации, максимального использования  творческого потенциала работника, поощрения его инициативы. Подчиненные  принимают активное участие в  принятии решений и пользуются широкой  свободой в процессе выполнения заданий. Назначение труда управленца видится, прежде всего, в формировании человеческих отношений, что предполагает обогащение содержания работы, ориентацию на вознаграждение, а не наказание работника, учет всего  спектра его потребностей и ожиданий для стимулирования мотивации. Более  того, теория «Y» возлагает ответственность  за лень и индифферентность работников на руководство, избравшее ошибочные  методы организации и контроля.

Выделив два противоположных стиля  управления, Д.Макгрегор, по существу, описал прошлое и настоящее менеджмента. В прошлом господствовал стиль «X», а в наши дни наступает эпоха стиля «Y», к; которому призывает доктрина «человеческих отношений». Еще в 1930-е годы Э. Мэйо доказал, что люди склонны ограничивать свою производительность и даж:е терять в оплате, лишь бы заслужить одобрение коллег по работе. Никакие угрозы и принуждения со стороны администрации на них не действовали. Стало быть, уже тогда «Теория X» и тейлоризм неправильно изображали поведение людей в организации, еще меньше они Отвечают реалиям экономики сегодня. 

Почему же тогда почти 100 лет  американские менеджеры придерживались в своей работе «Теории X»? По мнению Макгрегора, распространенность взглядов, основанных на теории «X», была обусловлена  тем, что она, несомненно, объясняла  некоторые особенности поведения  людей. Более того, Макгрегор предположил, что эта теория удивительно точно соответствовала предубеждениям руководителей. Не понимая истинных мотивов поведения, они склонны были видеть источник всех бед в лености и инертности работников, групповом эгоизме, нежелании сотрудничать. 

Макгрегор подчеркивал, что менеджеры, придерживающиеся подобных взглядов в середине XX в., наносят своей компании непоправимый вред. Экономическая ситуация в мире изменилась, большинство рабочих удовлетворило свои материальные потребности, резко повысился уровень их жизни и образования. Следовательно, сегодня материальное поощрение нельзя рассматривать в качестве единственного стимула, побуждающего к более эффективной работе. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Теоретические воззрения Д. Макгрегора имели немало общего с концепциями А. Маслоу и Ф. Герцберга6. Так, например, в соответствии с теорией Маслоу, человек, удовлетворивший низшие потребности, начинает стремиться к удовлетворению высших. «Теория X» как раз и описывает низшие потребности, а «Теория Y» — высшие. Вместе с тем между ними есть и различия. Одно из самых характерных заключается в том, что теории Макгрегора не могут служить основой для научного исследования, ибо носят сугубо рекомендательный оттенок и говорят лишь о том, что и как нужно делать. Компания приглашает консультанта, который проводит анализ реальной обстановки, определяя состояние трудовой дисциплины, уровень доверительности в отношениях между менеджерами и рабочими, уровень образования тех и других, ценностные ориентации и ожидания людей, и лишь после этого дает рекомендации: внедрять в компании стиль «Y», или оставить все как есть. Сам Макгрегор указывал на то, что лидерам необходимо адаптировать допущения его теории выборочно, учитывая уровень зрелости и зависимости ведомых. Незрелые или зависимые сотрудники нуждаются в более строгом контроле: к ним подходит большая часть допущений, составляющих теорию «X». Зрелые и независимые подчиненные не нуждаются в столь жестком контроле, и допущения теории «Y» относятся в первую очередь к ним. \

До своей кончины в 1964 т. Мак-Грегор работал над теорией Z, в которой  пытался соединить запросы и  стремления корпорации и отдельного человека. Эту незаконченную работу продолжил Уильям Оучи (William Ouchi), который взял её в качестве названия своей книги, где постарался сформулировать уроки японского менеджмента.

__________________________

6Создатель «двухфакторной теории мотивации» (конец 50-х); базируется на

потребностях человека

В теории организаций Z, предложенной Оучи, центральными положениями являются пожизненная занятость работников, забота о работниках, в том числе об их социальной жизни, решения, принимаемые на основе консенсуса, медленное карьерное продвижение, отличная передача информации, преданность компании и активная забота о достижении высокого качества. Если Мак-Грегор прожил бы дольше и сумел завершить теорию Z, возможно, он пришёл бы к варианту, содержащему аналогичные составляющие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемых источников

 

  1. Берн Э. Лидер и группа, 2006
  2. Бондаренко М.А. Стиль руководства и направления его исследования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук, 2009
  3. Веснин В.Р. Менеджмент, 2008
  4. Виханский О.С., Наумов А.И., Менеджмент, 2007
  5. Герчикова И.Н., Менеджмент, 2006
  1. Дорофеева Л.И., Менеджмент

  1. Игнатов В.Г., Албастова Л.К., Теория управления, 2006
  2. Кравченко А.И., История менеджмента, 2010
  3. Леонов Г.А., Теория управления, 2006
  4. Парахина В.Н., Теория управления, 2008
  5. Первякова С.А. Стиль руководства и его влияние на эффективность управленческой деятельности, 2009
  6. http://socyus.ru/ - Социология управления, 2011-2012
  7. Семенова А.И., История менеджмента, 2006
  8. Уколов В. Ф., Теория управления, 2006
  9. Чудновская С.Н., История менеджмента, 2008

 

 

 


Информация о работе Концепция Макгрегора