Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:34, контрольная работа
Цель работы. В этой работе будет сделана попытка раскрыть историю развития обучений и концепций правового государства, а также основные признаки правового государства, и пути формирования правового государства в России на современном этапе.
Введение 3
І. Концепция правового государства и ее развитие 4
1.1. Становление концепции правового государства 4
1.2. Основные положения современной теории правового государства 7
II. Основные признаки правового государства 8
2.1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни 8
2.2. Реальность прав личности 9
2.3. Взаимная ответственность 10
ІІІ. Правовое государство в современной России 11
3.1. Правовое государство как государственная идея России 11
3.2. Практика становления правового государства в России. 12
Заключение 14
Список литературы 15
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное
Высшего профессионального
«Рязанский государственный
университет имени С.А.
Факультет социологии и
Кафедра государственного и
Направление подготовки
«Государственное и
Контрольная работа по
ОСНОВЫ ПРАВА
КОНЦЕПЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ.
Выполнила:
Группы на базе среднего
Скидан Е.А.
К.Ю.Н. Новичков С.Н
Содержание Введение 3 І. Концепция правового государства и ее развитие 4 1.1. Становление концепции правового государства 4 1.2. Основные положения современной теории правового государства 7 II. Основные признаки правового государства 8 2.1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни 8 2.2. Реальность прав личности 9 2.3. Взаимная ответственность 10 ІІІ. Правовое государство в современной России 11 3.1. Правовое государство как государственная идея России 11 3.2. Практика становления правового государства в России. 12 Заключение 14 Список литературы 15 Понятно,
что при таком положении дела,
когда у государства в лице
его разных органов и множества
чиновников преобладающими являются привилегии
и права, а у рядовых граждан
- преимущественно обязанности, не может
быть и речи о реализации принципа
взаимной ответственности государства
и гражданина. На протяжении всей истории
развития государства сначала Представление
о государстве как организации,
которая осуществляет свою деятельность
на основе закона, начали формироваться
уже на ранних этапах развития человеческой
цивилизации. С идеей правового государства
связывались поиски более совершенных
и справедливых форм общественной жизни.
Мыслители античности (Сократ, Демокрит,
Платон, Аристотель, Полибой, Цицерон)
старались проявить такие связи и взаимодействия
между правом и государственной властью,
которые бы обеспечивали гармоничное
функционирование общества той эпохи.
Ученые древности считали, что наиболее
умна и справедлива лишь та политическая
форма общежития людей, при которой закон
общеобязателен как для граждан, так и
для самого государства Кант
обосновал и детально разработал
философскую основу теории правового
государства, центральное место
в которой занимает человек, личность.
Важнейшим признаком публичного
права философ считал прерогативу
народа требовать своего участия
в установлении правопорядка путем
принятия конституции, которая выражает
его волю. Верховенство народа обуславливает
волю, равенство и независимость
всех граждан в государстве, которое
выступает как «объединение множества
людей, подчиненных правовым законам». Там, где
государство действует на основе
конституционного права, отвечает общей
воле народа, там государство правовое,
там не может быть ограничения
прав граждан в области личной
воли, совести, мысли, хозяйственной деятельности.
В правовом государстве гражданин должен
иметь ту же возможность принуждения господствующих
к точному выполнению закона, которой
владеет господствующий в его отношении
к гражданину. Возможность правовой организации
Кант непосредственно связывает с делением
власти на законодательную, принадлежащую
парламенту, исполнительную - правительству,
и судебную, осуществляющуюся судом присяжным,
избранным народом. Ценность
гегелевских взглядов на государство
заключается в том, что принудительная,
насильственная функция в нем
играет не настолько важную роль. Главное
- это четкая социальная и правовая
направленность государственной деятельности,
ее глубокое моральное содержание, разумность
и полезность для общества и индивида. В послеоктябрьский
период в нашей стране в силу ряда объективных
и субъективных факторов идеи правового
государства сначала были поглощены требованиями
революционного правосознания, а потом
целиком исключены из реальной жизни.
Правовой нигилизм при сосредоточении
реальной власти в руках партийного аппарата,
отмежевание этой власти от народа привели
к полному возражению в теории и на практике
правовой организации общественной жизни
на началах справедливости и, в конечном
счете, к установлению тоталитарной государственности. 2) Государство
должно быть ограниченная именно таким
правом. Оно связано не только законами,
которые оно устанавливает а и общим социальным
правом прежде всего в процессе законотворчества.
II. Основные признаки правового государства |
2.1. Верховенство
закона во всех сферах общественной
жизни.
В системе правовых ценностей высшей формой
выражения, организации и защиты воли
людей является закон. В законах государство
устанавливает общеобязательные правила
поведения, которые должны максимально
учитывать объективные нужды общественного
развития на началах равенства и справедливости.
Именно поэтому закон владеет высшей юридической
силой. Все другие правовые акты должны
отвечать закону. Законы регулируют наиболее
важные, стержневые стороны общественной
жизни. Они определяют границы воли в жизненно
важных сферах, предохраняют моральные
ценности общества (например, законы о
собственности, о предпринимательстве,
об акционерных обществах, об общественных
объединениях, о свободе совести, и другие).
Подзаконные акты при необходимости могут
лишь конкретизировать некоторые положения
законов, но ни в коем случае не «совершенствовать»,
не «подправлять», не «изменять» закон.
В то же время правовой закон не допускает
своеволия законодателя. В законах должны
выражаться объективные общественные
отношения, тенденции их развития и самообновление.
Разного рода законодательные ограничения
и запреты субъективного характера подрывают
основы правового государства, сдерживают
общественный прогресс
Основной закон правовой государство
- Конституция. В ней сформулированы правовые
принципы государственной и общественной
жизни.
Конституция - важнейший правовой и политический
документ государства, характеризуют
отдельные свойства, которые имеют определенную
самостоятельность, но, взятые в совокупности,
могут дать довольно полное представление
о ней. Таких свойств несколько:
1. Верховенство
конституции, которое
2. Программность. Кроме закрепления существующих
общественных отношений, конституция
может определять основные цели развития
государства и общества, а также пути достижения
этих целей, т.е. включать в себя программу
дальнейшего развития страны, сформулированную
в общих чертах. Такие программные положения,
как правило, изложены в преамбулах конституций.
3. Нормативность, которая характеризует
конституции как единый юридический документ,
который состоит из правил (норм), которые
определяют поведение государственных
органов, общественных объединений, граждан
и других субъектов.
Конституция представляет собой общую
правовую модель общества, которой должно
отвечать все текущее законодательство.
Никакой другой правовой акт государства
не может противоречить конституции. Приоритет
конституции - неотъемлемая черта правового
государства. Поэтому правовое государство
- это конституционное государство.
Верховенство закона, и, прежде всего конституции,
создает крепкий режим правовой законности,
стабильность справедливого правового
порядка в обществе.
2.2.Реальность прав личности.
В социально-политической жизни воля
человека выступает как его право.
Правовое государство признает за индивидом
определенную сферу воли, за границы
которой вмешательство
Нужно
отметить, что правовой характер воли
индивида сказывается в разных сферах
общественной жизни. В современном
демократическом государстве
-право на неприкосновенность личности.
- право
на свободу мысли и слова;
- социальная защита и обеспечения ;
-судебная
защита.
Степень развития и гаранту обеспечения
прав лица обусловливается зрелостью
правовых начал государственности, объективными
социально-историческими, экономическими
и духовными предпосылками
2.3.Взаимная ответственность.
Отношения между государством как носителем
политической власти и гражданином как
участником ее формирования и осуществления
должны строиться на началах равенства
и справедливости. Определяя в законах
меру свободы личности, государство в
этих границах ограничивает себя в собственных
решениях и действиях. Она берет на себя
обязательства обеспечивать справедливость
в отношениях с каждым гражданином. Подчиняя
правую, государственные органы не могут
поднимать его распоряжения и внесут ответственность
за нарушение или невыполнение этих обязанностей.
Обязательность закона для государственной
власти обеспечивается системой гарантий,
которые исключают административное своеволие.
К ним относятся: ответственность депутатов
перед избирателями (отзыв депутата): ответственность
правительства перед представительными
органами; дисциплинарная, правовая или
криминальная ответственность должностных
лиц государства любого уровня за невыполнение
своих обязанностей перед конкретными
субъектами права.
На тех же правовых началах строится ответственность
личности перед государством. Применение
государственного принуждения должно
носить правовой характер, не поднимать
границы свободы личности, отвечать за
содеянное правонарушение.
ІІІ. Правовое государство
в современной России.
3.1. Правовое государство как
В последнее время многими исследователями
предпринимается попытка сформулировать
государственную идею для России идею,
которая смогла бы объединить вокруг себя
большинство граждан России и послужить
основой для экономического и политического
возрождения нашей страны. Данная статья
взгляд на эту проблему с формально-юридической
точки зрения.
Рассматривая проблему с данной токи зрения,
необходимо признать, что государственная
идея может быть сформулирована, исходя
из положений ныне действующей Конституции
Российской Федерации:
1. В преамбуле Конституции среди целей
и принципов её принятия выделяется цель
утверждения в нашей стране прав и свобод
человека;
2. Глава I Конституции Основы конституционного
строя содержит основные принципы, ведущие
начала, лежащие в основе системы российского
общества, формы правления и государственного
устройства. В соответствии со статьёй
135 Конституции положения данной главы
могут быть изменены лишь принятием новой
Конституции.
3. Статья 1 Конституции определяет, что Российская Федерация есть демократическое федеративное правовое государство.
Таким
образом можно сделать вывод
о том, что Конституция содержит
основополагающие принципы построения
и развития Российского государства.
С нашей точки зрения именно характеристика
Российской Федерации как правового
государства имеет ключевое значение,
поскольку для признания
1. Гарантированность
в стране прав и свобод
2. Верховенство
Конституции и принципа
3.Демократическая форма правления, разделение властей;
4.Взаимная
ответственность государства и гражданина.
Все же остальные положения Конституции лишь раскрывают содержание вышеназванных критериев. Однако приходится признать, что в настоящее время наша страна не достигла в полной мере всех вышеназванных критериев. С момента начала в нашей стране демократических реформ было немало сделано для формирования правового государства: была сформирована новая, построенная на демократических принципах система власти, действующее законодательство было в значительной степени обновлено в соответствии с новой экономической и политической ситуацией в стране, была создана система защиты прав граждан и организаций.
3.2.
Практика становления
В ч. 1 ст. 1 Конституции Российской Федерации закреплено, что «Российская Федерация - Россия есть демократическое правовое федеративное государство с республиканской формой правления». Несмотря на то, что в данной статье прямо указывается, что правовое государство уже есть в России - это пока лишь цель, к которой необходимо стремиться.
Подлинное правовое демократическое государство означает, что граждане воспринимают себя хозяевами жизни, активными участниками управления общественными и государственными делами. Правовое государство это одна из наиболее совершенных форм взаимоотношения гражданина и государства, где последнее должно действовать в правовых рамках, управляться законом, правами человека. Однако, в постсоветской России взаимоотношения между обществом и государством были неоднозначными. Вот как охарактеризовал их английский политолог, специалист по России Ричард Саква: «Между гражданским обществом и государством возникла относительно автономная властная структура, режим особого типа, независимый от гражданского общества, но паразитирующий на государстве. Режим пользовался возможностями государства, но был свободен от ответственности перед народом». Взаимопониманию до сих пор мешает коррумпированность власти и пассивность общества.
Процесс становления правовой государственности занимает длительное историческое время. Он совершается вместе с формированием гражданского общества и требует целенаправленных усилий. Правовое государство не вводится единовременным актом и не может стать результатом чистого законодательства. Весь процесс должен быть органически пережит обществом, если оно для этого созрело.
В России большинство населения, понимая необходимость неких общих правил, готовы соблюдать законы, но только при условии соблюдения законов представителями органов власти. Однако, российская практика последних лет свидетельствует о грубейших нарушениях российского законодательства чиновниками различных рангов, проявляющиеся в появлении «оборотней в погонах», коррупционных скандалов, затрагивающих все органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Формированию
правовой государственности в России
будет способствовать как решение
социально-экономических
Информация о работе Концепция правового государства. История и современность