Конституционное право как отрасль права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:55, курсовая работа

Описание

Цель работы: Рассмотреть конституционное право РФ как отрасль права и как науку.
Задачи работы:
* Изучить теоретические основы конституционного права как науки;
* Рассмотреть систему науки конституционного права;
* Изучить соотношение конституционного права с другими отраслями права;
* Нормы конституционного права;
* Рассмотреть источники конституционного права.

Содержание

Введение 3
1 Конституционное право Российской Федерации как юридическая наука 5
1.1 Теоретические основы конституционного права как науки 5
1.2 Система науки конституционного права 8
1.3 Соотношение конституционного права с другими отраслями права 11
2 Конституционное право как отрасль права 14
2.1 Нормы конституционного права 14
2.2.Источники конституционного права 17
2.3. Роль конституционного права в демократических преобразованиях в России 20

Глоссарий 23
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение А «Общие понятия, цели и задачи конституционного права» 28
Приложение Б «Особенности конституционно-правовых норм» 29

Работа состоит из  1 файл

КПРФ.docx

— 56.96 Кб (Скачать документ)

     Проблема  анализа конституционно-правовых норм и отношений, к сожалению, весьма редко становились предметом  отдельных научных исследований.

     Рассматривая  понятие конституционно-правовых норм, надо, прежде всего, отметить, что им свойственны и общие признаки, присущие всем правовым нормам, безотносительно  к их отраслевой принадлежности, и  особенности, выделяющие их в самостоятельную  часть системы права.

     Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете, определяются предметом  самой отрасли права.

     От  норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются: своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых  эти нормы направлены. Все юридические  нормы имеют в качестве общей  цели - регулирование общественных отношений, но непосредственные цели регулирования  неодинаковы у разных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права – закрепление основ  конституционного строя Российской Федерации, основ правового статуса  личности, федеративного устройства и закрепление системы органов  государственной власти и местного самоуправления.

     Говоря  об общей характеристике конституционно-правовых норм нельзя не сказать о том, что  у представителей теории конституционного права нет единства мнений по вопросу о том, все ли предписания Конституции обладают качеством нормативности.  
 

     2.2.Источники  конституционного  права

 
 

     Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько  их видов.

     Особое  место занимает Конституция Российской Федерации. Она является основным источником отрасли конституционного права. К  числу источников конституционного права, устанавливающих нормы общефедерального значения, относятся федеральные  конституционные законы и федеральные  законы и они различаются:

     -по  юридической силе;

     -по  предметам ведения, которые в  них могут затрагиваться;

     -по  порядку принятия;

     -по  возможности применения в отношении  них отлагательного вето Президентом  Российской Федерации.

     Примерами федеральных конституционных законов  могут служить:

     - "О референдуме Российской Федерации" от 10.10.1995 г.;

     - "Об арбитражных судах в Российской Федерации " от 28.04.1995 г.;

     - "О судебной системе Российской Федерации " от 31.12.1996 г.;

     - "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26.02.1997 г.;

     - "О правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 г.

     Среди федеральных законов источниками  конституционного права являются такие, как:

     -"О  статусе депутата Совета Федерации  и статусе депутата Государственной  Думы Федерального Собрания Российской  Федерации " от 08.05.1994 г.;

     -"Об  основных гарантиях избирательных  прав и права на участие  в референдуме граждан Российской  Федерации " от 19.09.1997 г.;

     -"О  выборах депутатов Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации " от 09.06.1995 г.;

     -"Об  общих принципах организации  местного самоуправления в Российской  Федерации " от 12.08.1995г.

     Следующий источник конституционного права образуют три договора о разграничении  предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной  власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов  от 31 марта 1992 г., которые объединяются общим наименованием Федеративный договор, действующий в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.

     Характеризуя  виды источников права, следует выделить такой специфичный вид, обусловленный  федеративным устройством, как договоры о разграничении или взаимном делегировании предметов ведения  и полномочий между органами государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов, заключаемые на основании  упомянутой части 3 статьи II Конституции Российской Федерации. Примерами таких договоров могут служить договор "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан(от 15.02.1994 г.), почти аналогичный договор с Республикой Башкортостан(июль 1994 г.). Всего на март 1996 г. было заключено 12 подобных договоров.[15; 64]

     Значительной  частью источников конституционного права  являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления  также содержат нормы конституционного характера.

     К числу прочих источников конституционного права Российской Федерации относятся  Регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных вспомогательных  организациях, образуемых органами законодательной  и исполнительной власти(Положения  о комитетах Совета Федерации  и Государственной Думы, о представителях Президента в субъектах Российской Федерации и т. д.)

     Особое  место среди источников Конституционного права занимают декларации:

     -Декларация  о государственном суверенитете  РСФСР о  12 июня 1990г. 

     -Декларация  о языках народов России от 25 октября 1991 г.;

     -Декларация  прав и свобод человека и  гражданина от 22 ноября 1991г. 

     Такого  рода декларации имеют государственно-правовое значение. В них формулируются  принципы, обязательные для государственно-правового  развития государства; в них, как  правило, провозглашаются новые  концепции, определяющие развитие государственности, принципы, необходимые для всей политики в данной сфере; и им должно быть подчинено соответствующее законодательство.

     К источникам конституционного права, действующих  только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции  республик и уставы других субъектов  Федерации, принятые их законодательными (представительными) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.

     Конституции республик и уставы других субъектов  Федерации должны соответствовать  Конституции Российской Федерации  и федеральным законам. По отношению  к другим нормативным правовым актам  принимаемым органами субъекта Федерации, конституции и уставы обладают более  высокой юридической силой, и  другие нормативные правовые акты не могут, противоречит им.

       Источниками конституционного права  являются также международно-правовые  нормы, которые содержатся в  международных договорах, имеющих  обязательную силу для Российской  Федерации.

     Незавершённость процесса формирования на основе новой  Конституции системы конституционного права России объясняет такую  особенность видов источников конституционного права, как действие некоторых законов  бывшего Союза ССР, в той части, в какой они не противоречат Конституции  Российской Федерации и другим законам.

     2.3. Роль конституционного  права в демократических  преобразованиях  в России

 
 

     Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право играет определяющую роль в жизни общества, в демократических  преобразованиях, происходящих в России.

     Установленные нормами конституционного права  принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат  предпосылкой решения проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации, ориентиром для совершенствования системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, образуют основу не только конституционно организованного общества, но и правовой  защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.

     Принцип признания человека, его прав и  свобод высшей ценностью оказывает  определяющее в демократическом  плане влияние не только на содержание основных прав и свобод человека и  гражданина, но и  на деятельность государства, на его компетенцию и потенциальные  возможности. Государство в соответствии с этим принципом не вправе  своей  деятельности выходить за устанавливаемые  им границы взаимоотношений с  человеком.

     Правовое  государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно ограничивает себя действующими в нем правовыми  нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.

     Верховенство  права — это в первую очередь  верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечивается реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность.

     Особенностью  и важнейшим институтом правового  государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Принцип разделения властей — один из основополагающих принципов демократизации государства, важнейшая предпосылка верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Это один из основных принципов действующей Конституции РФ и всего конституционного права России.[17; 73]

     Осуществление демократических преобразований в  России возможно лишь на основе политического  многообразия. Конституционное право  закрепляет принцип политического  многообразия и основные гарантии его реализации на практике.

     Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках конституции. Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечено в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.

     Конституционно-правовое регулирование отношений  собственности  имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей  является юридическое закрепление  форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционно-правовые нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.

     Конституционное право играет ведущую роль в реорганизации  федеративного устройства. В России федерализм — это, прежде всего государственная организация национальных отношений.

     Современный российский федерализм обеспечивает суверенитет  наций, свободное развитие наций  и народностей, проживающих на территории России, развитие национальных языков.

     Однако  российский федерализм — форма не только разрешения национального вопроса  в многонациональной республике, но и демократизации управления государством. Демократизация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократизма в управлении государством.

     Принципы  государственного устройства Российской Федерации тесно  взаимосвязаны. Их главная цель и назначение состоят  в том, чтобы способствовать успешному  государственному строительству.

Информация о работе Конституционное право как отрасль права