Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2011 в 15:55, курсовая работа
Цель работы: Рассмотреть конституционное право РФ как отрасль права и как науку.
Задачи работы:
* Изучить теоретические основы конституционного права как науки;
* Рассмотреть систему науки конституционного права;
* Изучить соотношение конституционного права с другими отраслями права;
* Нормы конституционного права;
* Рассмотреть источники конституционного права.
Введение 3
1 Конституционное право Российской Федерации как юридическая наука 5
1.1 Теоретические основы конституционного права как науки 5
1.2 Система науки конституционного права 8
1.3 Соотношение конституционного права с другими отраслями права 11
2 Конституционное право как отрасль права 14
2.1 Нормы конституционного права 14
2.2.Источники конституционного права 17
2.3. Роль конституционного права в демократических преобразованиях в России 20
Глоссарий 23
Заключение 25
Список использованных источников 27
Приложение А «Общие понятия, цели и задачи конституционного права» 28
Приложение Б «Особенности конституционно-правовых норм» 29
Проблема
анализа конституционно-
Рассматривая
понятие конституционно-
Специфические черты конституционно-правовых норм, обусловленные их отраслевой принадлежностью, в конечном счете, определяются предметом самой отрасли права.
От норм других отраслей права конституционно-правовые нормы отличаются: своим содержанием, зависящим от той сферы общественных отношений, на регулирование которых эти нормы направлены. Все юридические нормы имеют в качестве общей цели - регулирование общественных отношений, но непосредственные цели регулирования неодинаковы у разных отраслей права. Целевое назначение норм конституционного права – закрепление основ конституционного строя Российской Федерации, основ правового статуса личности, федеративного устройства и закрепление системы органов государственной власти и местного самоуправления.
Говоря
об общей характеристике конституционно-правовых
норм нельзя не сказать о том, что
у представителей теории конституционного
права нет единства мнений по вопросу
о том, все ли предписания Конституции
обладают качеством нормативности.
Система нормативных правовых актов, являющихся источниками конституционного права, многообразна и включает в себя несколько их видов.
Особое
место занимает Конституция Российской
Федерации. Она является основным источником
отрасли конституционного права. К
числу источников конституционного
права, устанавливающих нормы
-по юридической силе;
-по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;
-по порядку принятия;
-по
возможности применения в
Примерами
федеральных конституционных
- "О референдуме Российской Федерации" от 10.10.1995 г.;
- "Об арбитражных судах в Российской Федерации " от 28.04.1995 г.;
- "О судебной системе Российской Федерации " от 31.12.1996 г.;
- "Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" от 26.02.1997 г.;
- "О правительстве Российской Федерации" от 17.12.1997 г.
Среди
федеральных законов
-"О
статусе депутата Совета
-"Об
основных гарантиях
-"О
выборах депутатов
-"Об
общих принципах организации
местного самоуправления в
Следующий
источник конституционного права образуют
три договора о разграничении
предметов ведения и полномочий
между федеральными органами государственной
власти Российской Федерации и органами
государственной власти ее субъектов
от 31 марта 1992 г., которые объединяются
общим наименованием
Характеризуя
виды источников права, следует выделить
такой специфичный вид, обусловленный
федеративным устройством, как договоры
о разграничении или взаимном
делегировании предметов
Значительной частью источников конституционного права являются постановления Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании части 5 статьи 125 Конституции. Эти постановления также содержат нормы конституционного характера.
К
числу прочих источников конституционного
права Российской Федерации относятся
Регламенты палат Федерального Собрания,
положения о различных
Особое место среди источников Конституционного права занимают декларации:
-Декларация
о государственном
-Декларация о языках народов России от 25 октября 1991 г.;
-Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991г.
Такого
рода декларации имеют государственно-правовое
значение. В них формулируются
принципы, обязательные для государственно-правового
развития государства; в них, как
правило, провозглашаются новые
концепции, определяющие развитие государственности,
принципы, необходимые для всей политики
в данной сфере; и им должно быть
подчинено соответствующее
К источникам конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся, прежде всего, конституции республик и уставы других субъектов Федерации, принятые их законодательными (представительными) органами. Эти акты содержат нормы, в обобщённой форме закрепляющие правовой статус данного субъекта Федерации, компетенцию, структуру органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Конституции республик и уставы других субъектов Федерации должны соответствовать Конституции Российской Федерации и федеральным законам. По отношению к другим нормативным правовым актам принимаемым органами субъекта Федерации, конституции и уставы обладают более высокой юридической силой, и другие нормативные правовые акты не могут, противоречит им.
Источниками конституционного
Незавершённость
процесса формирования на основе новой
Конституции системы
Являясь ведущей отраслью российского права, конституционное право играет определяющую роль в жизни общества, в демократических преобразованиях, происходящих в России.
Установленные нормами конституционного права принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения проблем правового регулирования статуса человека и гражданина в Российской Федерации, ориентиром для совершенствования системы основных прав и свобод человека и гражданина в условиях развития демократического общества, образуют основу не только конституционно организованного общества, но и правовой защиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
Принцип
признания человека, его прав и
свобод высшей ценностью оказывает
определяющее в демократическом
плане влияние не только на содержание
основных прав и свобод человека и
гражданина, но и на деятельность государства,
на его компетенцию и
Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.
Верховенство права — это в первую очередь верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются законами. Через верховенство закона в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечивается реальность и незыблемость прав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность.
Особенностью и важнейшим институтом правового государства является разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых самостоятельны. Принцип разделения властей — один из основополагающих принципов демократизации государства, важнейшая предпосылка верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Это один из основных принципов действующей Конституции РФ и всего конституционного права России.[17; 73]
Осуществление демократических преобразований в России возможно лишь на основе политического многообразия. Конституционное право закрепляет принцип политического многообразия и основные гарантии его реализации на практике.
Принцип политического многообразия (плюрализма) означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках конституции. Политический плюрализм способствует повышению эффективности народовластия, вовлечено в политическую деятельность широких слоев населения, легализует конституционную политическую оппозицию, создает условия для преодоления апатии народа и отчуждения его от власти, порожденных годами тоталитаризма.
Конституционно-правовое регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Она выражается в том, что главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством. Таким образом, именно конституционно-правовые нормы решают вопрос о том, какие формы собственности государством признаются и гарантируются.
Конституционное право играет ведущую роль в реорганизации федеративного устройства. В России федерализм — это, прежде всего государственная организация национальных отношений.
Современный российский федерализм обеспечивает суверенитет наций, свободное развитие наций и народностей, проживающих на территории России, развитие национальных языков.
Однако
российский федерализм — форма не
только разрешения национального вопроса
в многонациональной
Принципы государственного устройства Российской Федерации тесно взаимосвязаны. Их главная цель и назначение состоят в том, чтобы способствовать успешному государственному строительству.