Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 14:46, контрольная работа

Описание

Среди органов исполнительной власти особое место в решении задач по обеспечению прав и законных интересов граждан занимают правоохранительные органы. Особое место и особое значение данных органов обусловлено необходимостью защищать личность от необоснованных и противоправных посягательств как со стороны отдельных индивидов, так и со стороны государственных органов, допускающих ущемления прав граждан.

Содержание

Введение 3
1. Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность: понятие и содержание 5
2. Обеспечение, охрана, защита и ограничение конституционного права личности на свободу и личную неприкосновенность в деятельности ОВД 9
Заключение 15
Литература 16

Работа состоит из  1 файл

Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность понятие, обеспечение и защита в деятельности ОВД..rtf

— 204.47 Кб (Скачать документ)

     Правомерное ограничение свободы и личной неприкосновенности включает в себя два этапа - юридический, который начинается с момента принятия решения об ограничении прав личности, и фактический, наступающий с момента реализации указанного решения. В момент принятия решения ограничивается право, а в момент его реализации - благо. Правомерное ограничение свободы и личной неприкосновенности как блага может быть реализовано в двух формах: добровольной и принудительной.13

     Правомерное ограничение права на свободу и личную неприкосновенность при производстве предварительного следствия представляет собой специальный правовой режим, характеризующийся временным уменьшением возможности по использованию телесной и психической неприкосновенности, а также личной свободы физическими лицами, по инициативе следователя участвующими в производстве процессуальных действий, применяемый в отношении указанных лиц не иначе как при наличии оснований, с учетом условий, в порядке и пределах, предусмотренных законом, для достижения назначения уголовного судопроизводства при неукоснительном соблюдении правил профессиональной этики.14

     Основания правомерного ограничения права на свободу и личную неприкосновенность - это установленные в предусмотренном законом порядке фактические обстоятельства, признаки которых перечислены в законе, при наличии или обоснованном предположении о возникновении которых законодатель уполномочивает следователя на принятие решений и производство правоограничительных действий.

     Условия правомерного ограничения права на свободу и личную неприкосновенность - это определенные в законе действия и (или) обстоятельства, только после выполнения и (или) установления которых следователю разрешается применение правоограничительных мер.

     Правомерное ограничение права на свободу и личную неприкосновенность преследует следующие цели. Во-первых, обеспечение прибытия и нахождения лица на месте производства следственного или иного процессуального действия; во-вторых, обеспечение процесса доказывания при производстве предварительного следствия; в-третьих, преодоление обоснованно предполагаемого или фактического противоправного поведения лица, вовлеченного в производство по уголовному делу.

     В зависимости от поведения лица, вовлеченного в сферу предварительного следствия цели правомерного ограничения права на свободу и личную неприкосновенность подразделяются на основные и дополнительные. Эти цели характеризуют количественную и качественную сторону ограничения. Основное ограничение имеет место при соблюдении требований уголовно-процессуальных норм со стороны лица, вовлеченного в производство следственного или иного процессуального действия. Ограничение свободы и личной неприкосновенности указанного лица обеспечивает установленный порядок уголовного судопроизводства, необходимо и достаточно для достижения цели процессуального действия.

     Применение мер принуждения, и, соответственно, дополнительные ограничения свободы и личной неприкосновенности преследует самостоятельные цели - недопущение обоснованно предполагаемого или преодоление фактического нарушения установленного порядка уголовного судопроизводства.15

     С учетом конституционных и международно-правовых стандартов пределы правомерного ограничения свободы и личной неприкосновенности при производстве предварительного следствия представляют собой границы правоограничительной деятельности следователя, которые устанавливают момент начала и прекращения данного ограничения. 16 Принцип неприкосновенности личности допускает возможность ограничения прав при производстве таких следственных действий, как допрос, очная ставка, предъявление для опознания, проверка показаний на месте, обыск (личный обыск), выемка, осмотр, эксгумация, освидетельствование, следственный эксперимент, экспертиза, получение образцов для сравнительного исследования.

     Согласно Закону РФ «О милиции» сотрудник милиции во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основания и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности. Однако практика показывает, что некоторые оперативные работники милиции не совсем четко представляют себе момент возникновения такой обязанности, в силу чего считают возможным не уведомлять задержанного об основаниях задержания и его правах, оставив эту функцию следователю, ведущему допрос, или иному сотруднику органа внутренних дел.

     Нарушением права на свободу и личную неприкосновенность применительно к сфере уголовного судопроизводства можно считать незаконное задержание и заключение под стражу, необоснованный личный обыск, нарушение сроков содержания в следственных изоляторах и в местах лишения свободы (см.табл.).17

     Гражданка Б. обратилась с жалобой на действия сотрудников Унечского районного отдела внутренних дел Брянской области в связи с незаконным задержанием ее несовершеннолетней дочери М.

     Девочка около 24 часов провела в отделении милиции и более 6 часов - в приемнике-распределителе. У М. изъяли сотовый телефон, не разрешили позвонить родным, в ночное время проводили допрос, который сопровождался угрозами и издевательствами. В ходе проверки, проведенной прокуратурой Брянской области по обращению Уполномоченного, по факту превышения полномочий должностными лицами возбуждено уголовное дело.18

     Уголовно-процессуальный кодекс РФ установил, что с 1 июля 2002 г. решение о заключении человека под стражу в России принимается только судом. 

     СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯТАБЛИЦА

     положений Конституции Российской Федерации и норм УПК РФ

     
КОНСТИТУЦИЯ 
Российской Федерации
Уголовно-процессуальный 
кодекс РФ
нарушения Конституции России
Статья 22. 1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. 

Статья 94. По истечении 48 часов с момента задержания подозреваемый подлежит освобождению, если в отношении его не была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу либо суд не продлил срок задержанияв порядке, установленном пунктом 3 части седьмой статьи 108 настоящего Кодекса.

Статья 108. 7. Рассмотрев ходатайство, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства;

3) о продлении срока задержания. Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов…

Срок задержания продляется, когда нет достаточных доказательств необходимости избрания в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Отсутствие таких доказательств должно влечь не увеличение срока задержания для выколачивания из человека признания, а освобождение задержанного из-под стражи.
 

     Это дало надежду на реальное изменение существующего положения в сфере ограничения прав личности на предварительном расследовании.

     И действительно, первоначальные результаты судебного рассмотрения ходатайств о заключении под стражу оправдывали ожидания. За первые четыре месяца со дня вступления в силу нового кодекса численность содержащихся в следственных изоляторах уменьшилась на 43,2 тыс. человек.

     Однако дальнейшая правоприменительная практика стала характеризоваться неуклонным ростом числа лиц, заключенных под стражу, теперь уже по решению суда.

     Среднемесячный прирост вновь заключенных под стражу за первые четыре месяца 2003 года составил 6,7 процента.

     На 1 мая 2003 года численность подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России, увеличилась на 12,4 тыс. человек и составила 147,3 тыс. человек.

     Выросло число решений суда о заключении под стражу лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести. В сравнении с июлем 2002 года их количество в июле 2003 года увеличилось практически вдвое. Число лиц, заключенных под стражу за преступления небольшой и средней тяжести, составляет от 20 до 25 процентов.

     Больше чем в два раза возросло число арестованных несовершеннолетних. Складывается впечатление, что изменение процедуры заключения под стражу не только не усилило процессуальных гарантий защиты прав личности, но, напротив, сделало лишение обвиняемого свободы правилом.19

 

     Заключение

 

     Право на свободу и личную неприкосновенность - это установленная и гарантированная законом возможность каждого лица, вовлеченного в производство процессуальных действий, в любой момент производства по уголовному делу воспользоваться своей личной свободой, физической и психической неприкосновенностью, а равно воздержаться от использования указанных возможностей.

     Соблюдение прав человека в государстве обеспечивается, в первую очередь, уважением к личности и ее правам со стороны государственных служащих. Примеры пыток, бесчеловечного и унижающего достоинство обращения, осуществления арестов и задержаний с грубыми нарушениями закона, свидетельствуют об отсутствии такого уважения.

     Развитие гарантий соблюдения прав человека до уровня международных стандартов возможно тогда, когда беспрекословно исполняется национальное законодательство. Конституция Российской Федерации, нормативно-правовые акты о деятельности милиции провозглашают абсолютный запрет на применение пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения. Эти нормативные предписания имеют предельно ясное изложение.

     Не менее острую проблему в деятельности органов внутренних дел составляют неправомерные задержания. Широко толкуемые положения действующего уголовно-процессуального законодательства о задержании по подозрению в совершении преступления могут послужить основанием для заключения под стражу практически любого лица, изоляция которого от общества необходима сотрудникам милиции. Причем эта изоляция создает максимально благоприятные условия для применения жестокого обращения, ибо весьма ограниченные возможности доказать наличие телесных повреждений для лиц, находящихся под стражей, становятся просто нереальными.

 

     Литература

 

     Конституция РФ. - М.: Юрайт,1999.

     Закон РФ № от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» (в ред. Федерального Закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ).

     Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 N 174-ФЗ (в ред. Федерального закона от 6 июня 2007 года N 90-ФЗ

     Указ Президента РФ "О неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности" от 14 июня 1994.

     Гуляев А.П. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.В. Мозякова. - М., 2002.

     Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 году.// Российская газета - 12 февраля, 2004.

     Карташкин В.А. Соблюдение прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел // Материалы научно-практического семинара (19-21 марта 2001 г.). М., 2001.

     Козлов А. Конституционное право на защиту // Законность. - 2003. -№ 10. - С. 26.

     Комментарий к Конституции РФ./ под ред. Л.А. Окунькова.- М.:Бек, 1996.

     Лебедев В.М. Судебная защита свободы и личной неприкосновенности граждан на предварительном следствии: Учебное пособие. -М., 2001. ? С. 5.

     Пашин С.А. Сопоставительная таблица положений Конституции Российской Федерации и норм УПК РФ // Независимый эспертно-правовой совет (http://www.neps.ru)

     Петрухин И.Л. Неприкосновенность личности и принуждение в уголовном процессе. - М., 1999.

     Писарев А.В. Производство следственных действий, ограничивающих право граждан на личную неприкосновенность.- Омск, 2002.

     Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская..- М., 2003.

Информация о работе Конституционное право на свободу и личную неприкосновенность