Конституционное право Японии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 14:45, реферат

Описание

Японский конституционализм представляет собой своеобразное явление правовой действительности. Древние и крепкие корни парламентаризма, правовая система, характеризующаяся исключительной ролью судов, императрическая форма правления, функционирующая в демократической системе власти — все это делает фактическую и юридическую конституцию Японии, (хотя ни географически, ни юридически эти понятия не совпадают) уникальной и чрезвычайно интересной для исследования.

Содержание

Вступительная часть
Общая характеристика Конституции Японии
Центральные государственные органы
Судебная система
Местное самоуправление
Заключительная часть (подведение итогов)

Работа состоит из  1 файл

Конституционное право Японии.doc

— 147.50 Кб (Скачать документ)

 

Вопрос № 3. Судебная система.

 

Современная судебная система  Японии сложилась в результате послеконституционных реформ 1947-1948 гг. Она включает Верховный суд, высшие, территориальные, семейные и первичные суды.

Возглавляет японскую судебную систему Верховный суд, наделенный самыми широкими полномочиями в качестве высшей судебной инстанции, высшего органа конституционного надзора и органа руководства всеми нижестоящими судами. Верховный суд устанавливает правила для работы не только судов, но и адвокатов. Его правилам обязаны следовать и прокуроры. Он заседает в Токио и состоит из председателя и 14 членов суда. Верховный суд рассматривает в качестве окончательной инстанции жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, как правило, в коллегиях из 5 судей. К разбирательству Верховным судом принимаются лишь жалобы по вопросам права, а не по оценке фактических обстоятельств дела (существует несколько видов обжалования судебных постановлений в зависимости от характера обжалуемого решения, уровня вынесшей его судебной инстанции и др.). Верховный суд рассматривает обязательно в полном составе жалобы на неконституционность законодательных или административных актов, а также дела, по которым возникает необходимость толковать Конституцию или внести в нее изменения либо требуется изменить прежние решения самого Верховного суда.

Высшие суды (их 8, они расположены в крупнейших городах в разных частях страны) выступают, главным образом, в качестве судов апелляционной инстанции и рассматривают в коллегиях из 3 судей жалобы на решения и приговоры нижестоящих судов по гражданским и уголовным делам, в том числе и на решения, вынесенные по второй инстанции. Кроме того, в коллегиях из 5 судей они рассматривают дела о некоторых государственных преступлениях. Верховный суд может в случае необходимости учредить еще 1-2 отделения (филиала) каждого из высших судов.

Важнейшее звено судебной системы Японии - территориальные суды, которые расположены в центрах каждой из 47 префектур (многие из них имеют свои отделения и в других городах). В них рассматривается по первой инстанции основная масса гражданских и уголовных дел - все дела, за исключением отнесенных к компетенции высших и первичных судов (полномочия некоторых отделений территориальных судов с учетом их категории несколько ограничены). Эти же суды могут разбирать жалобы на решения и постановления первичных судов, вынесенные ими по гражданским делам. В территориальных судах дела рассматриваются либо единоличным судьей (как правило), либо коллегией из 3 судей, если речь идет о большой сумме иска или обвинении в таком преступлении, которое наказывается лишением свободы на срок свыше 1 года. В составе территориальных судов имеются младшие судьи с ограниченной компетенцией.

Особое место в судебной системе Японии отводится семейным судам. Они считаются судами того же уровня, что и территориальные, и создаются в тех же городах. В их компетенцию входит разбирательство споров имущественного и неимущественного характера между супругами, дел о наследстве, а также дел о правонарушениях лиц в возрасте до 20 лет (в случае совершения теми серьезного преступления дело после проверки обоснованности обвинения передается в территориальный суд). Дело в семейном суде разбирает, как правило, единоличный судья, и лишь в отдельных случаях - коллегия из 3 судей. Нередко эти суды прибегают к примирительной процедуре.

Первичные суды - низшая судебная инстанция (их около 600) рассматривают гражданские дела с небольшой суммой иска, пределы которой периодически пересматриваются Верховным судом, и уголовные дела, по которым может быть назначено наказание в виде штрафа, а также дела о некоторых категориях преступлений, караемых лишением свободы (эти суды вправе приговорить не более чем к 3 годам заключения). Дела в первичных судах рассматривают только единоличные судьи. Ни в одном из японских судов нет присяжных заседателей. В 1923г. суды присяжных были учреждены в законодательном порядке, однако оказалось, что 99% лиц, имевших право на рассмотрение их дела с участием присяжных, отказывались воспользоваться им, поскольку вынесенный судом присяжных приговор, согласно установленному правилу, нельзя было обжаловать в вышестоящий суд. Конституция 1946г. и последующие законодательные акты не содержат упоминаний о суде присяжных.

Конституционный контроль, т.е. проверка любых законодательных  или административных актов на предмет  их соответствия Конституции, может  осуществляться не только Верховным, но и нижестоящими судами; некоторые из них неоднократно выносили весьма прогрессивные решения о неконституционности важнейших правительственных постановлений внутри - и внешнеполитического характера.

С 1947г. в Японии отсутствует система административной юстиции, и все жалобы на действия административных органов рассматриваются по первой инстанции территориальными судами как специфический вид гражданского судопроизводства.

Гражданский процессуальный кодекс Японии предусматривает возможность арбитражного разбирательства споров, однако чаще всего к такой процедуре прибегают лишь по делам, связанным с внешней торговлей, в торговых палатах соответствующих префектур.

Прокуратура в Японии входит в систему Министерства юстиции, являющегося одним из важнейших (оно ведает и тюремными заведениями, а также контролирует иммиграционные службы и "подрывные организации"). Прокуратура представляет собой централизованную организацию, возглавляемую генеральным прокурором, но структура ее приспособлена, прежде всего, к судебной системе: имеются службы прокуратуры (генеральной) при Верховном суде, при высших, территориальных, семейных и других судах. Прокуроры ведут следствие по ограниченному кругу наиболее важных уголовных дел, наблюдают за дознанием и расследованием, проводимым полицией по всем остальным делам, за исполнением уголовных наказаний. Они возбуждают уголовное преследование, составляют обвинительное заключение, передают его в суд и поддерживают там обвинение, а также защищают "публичные интересы" при судебном разбирательстве гражданских дел. По действующим правилам судопроизводства прокурор не только не обязан предъявлять обвиняемому и его защитнику все доказательства, имеющиеся в его распоряжении, но и может скрывать доказательства, свидетельствующие в пользу обвиняемого, в том числе и подтверждающие его алиби. Прокурор не обязан знакомить со всеми материалами дела (до судебного разбирательства) и судью, которому он передает лишь обвинительное заключение без каких-либо других документов.

Согласно Конституции  защита обвиняемого по уголовному делу может осуществляться адвокатом, либо выбранным самостоятельно, либо назначенным государством, если у обвиняемого нет средств оплачивать юридические услуги. В гражданском процессе малоимущим также может оказываться материальная помощь, но она сводится либо к отсрочке уплаты судебных расходов, либо к назначению бесплатного адвоката Японской ассоциацией правовой помощи (ассоциация выделяет адвоката, если имеется перспектива выигрыша процесса).

Все судьи назначаются  на свои должности сроком на 10 лет. Назначения осуществляет Кабинет министров, обычно на основании списка кандидатов, составленного Верховным судом (председатель Верховного суда назначается императором). Спустя 10 лет судья может быть назначен на свой пост повторно, и так до тех пор, пока он не достигнет возраста, установленного законом для выхода в отставку (65 или 70 лет). Конституция предусматривает ряд мер, направленных на повышение судейского авторитета. В частности, назначение в члены Верховного суда подлежит так называемому "пересмотру народом" при проведении очередных выборов в Палату представителей. Если большинство избирателей высказывается за смещение какого-либо судьи, он лишается своей должности. Такая процедура повторяется каждые 10 лет. Несмотря на внешнюю эффектность этих положений, их целесообразность вызывает серьезные сомнения у японских государствоведов, поскольку большинство избирателей плохо знает членов Верховного суда. Судьи всех судов могут быть отстранены от должности только в результате публичного разбирательства в соответствии с процедурой импичмента, которая предусматривает разбирательство обвинений в адрес судьи специальными органами Парламента.

Для занятия должности  судьи, а также для того, чтобы  стать прокурором или адвокатом, установлены строгие правила отбора. Выпускники юридических факультетов японских университетов, желающие посвятить себя практической деятельности в одном из указанных направлений, обязаны пройти экзамены, которые ежегодно устраиваются специальной комиссией Министерства юстиции. Требования, предъявляемые этой комиссией, столь высоки, что их выдерживает не более 2-3% экзаменующихся. Они зачисляются на двухгодичные курсы подготовки работников юстиции при Верховном суде, в программу которых входят не только теоретические занятия, но и практика в судах (8 месяцев), а также в прокуратуре и адвокатуре (по 4 месяца). Лишь после окончания курсов и сдачи новых экзаменов претенденты могут начать избранную ими карьеру, если получат соответствующее назначение. В Японии корпорации профессиональных юристов сознательно ограничивают число своих коллег: в стране с населением свыше 120 млн. человек насчитывается примерно 2000 судей, 2100 прокуроров и около 12 тыс. адвокатов, что значительно меньше, чем в других капиталистических странах. При этом сквозь фильтр курсов подготовки работников юстиции - основного источника новых кадров - ежегодно проходит не более 500 человек1.

 

Вопрос 4. Местное самоуправление.

 

В Японии 47 префектур, 3437 городов, поселков, деревень. Все они имеют органы местного самоуправления. Создаются также промышленно-финансовые округа, местные советы создают свои территориальные объединения для решения общих проблем. Промышленно-финансовые округа и территориальные объединения не являются муниципальными образованиями.

Местное самоуправление и управление в Японии в соответствии с законом 1947г. основано на принципе местной автономии. Япония разделена на префектуры (43 обычные префектуры, префектура Токийского столичного округа и входящие в него две столичные префектуры, префектура острова Хоккайдо). Правовое положение всех этих единиц, включая столичный округ, одинаково. Токийский столичный округ делится на городские районы (их 23, в них есть избираемые советы и главы районов). К Токио примыкают города, поселки, деревни, входящие в этот округ. Остальные префектуры (в том числе две столичные) делятся на города, поселки и деревни. Наряду со столичным округом другие крупные города (с населением более 1 млн. человек) также имеют внутригородские районы, но в этих районах нет самоуправления, главы их исполнительных органов назначаются мэрами городов; не избираются и районные представительные органы. Существуют также специальные округа: финансово-промышленные, корпорации регионального развития и др. Их органы, избираемые и делегируемые, занимаются в основном координирующей деятельностью.

Выборы в однопалатные местные  представительные органы (собрания префектур, городов, деревень), а также должностных  лиц исполнительной власти (губернаторов префектур, мэров городов и др.) производятся по сходным правилам: выборы собраний — по смешанной системе, должностных лиц — по мажоритарной системе относительного большинства. Губернатором может быть избрано лицо, проживающее в данной префектуре и достигшее 30 лет; мэр города и староста деревни должны проживать в данном месте и иметь возраст не менее 25 лет.

В административно-территориальных  единицах, обладающих правом местного самоуправления (префектурах, городах, деревнях), граждане избирают сроком на четыре года префектуральные, городские, деревенские собрания, состоящие из профессиональных и неосвобожденных депутатов (последние совмещают депутатскую деятельность с другой работой). В совете префектуры может быть максимум 120 депутатов, в городах и деревнях — от 12 до 30. Эти депутаты иммунитета не имеют. Они получают жалованье из муниципального бюджета, а также некоторые доплаты, связанные с ведением депутатских дел (в том числе ежегодные доплаты на исследовательскую работу по вопросам местного самоуправления и на ознакомительные поездки в другие префектуры для изучения опыта работы в размере 380 тыс. иен (около 4 тыс. долл. США). Депутаты могут быть отозваны досрочно по требованию '/3 избирателей большинством голосов. В мелких общинах советы не избираются, созываются собрания избирателей.

На тот же срок, что и советы, граждане избирают органы управления административно-территориальных единиц — префектов (губернаторов), мэров городов, старост деревень. Эти должностные лица созывают собрания на очередные и внеочередные сессии, имеют право вето по отношению к решениям собраний (вето преодолевается вторичным принятием решения собранием большинством в 2/3 голосов), право досрочного роспуска собраний при определенных условиях (с назначением даты новых выборов). Губернатор префектуры может быть смешен с должности премьер-министром, а мэр города и староста деревни — губернатором. Все должностные лица общей компетенции (губернаторы, мэры и др.) вправе на своей территории приостанавливать исполнение актов центральных отраслевых органов управления (но не правительства). Часто голосования на выборах местных администраторов не проводится, так как нет соперничающих кандидатов (один объявляется избранным без голосования).

Система управления на местах, как  и в центре, бюрократична. В ней  все четко расписано. В частности, губернаторы ведают решением 126 вопросов, мэры крупных городов — 28, главы других городов и поселков — 51. Исполнительными полномочиями обладают также постоянные комиссии местных собраний: по труду, по образованию, по делам персонала и др. Комиссии избираются собраниями или назначаются главой администрации с согласия собрания, их деятельность рассматривается как особый вид публичной службы (как и все местное самоуправление и управление).

Префектам (губернаторам), мэрам и  старостам придан, как во многих европейских странах, двойной статус: они выборные органы местного самоуправления и одновременно по должности представители государства, которые должны осуществлять на местах те государственные полномочия, возложенные на них или временно им порученные.

Как уже отмечалось, на местном уровне в Японии имеются различные формы участия населения в решении местных вопросов. Выше говорилось о праве определенной части избирателей требовать созыва собрания, принятия решений, кадровых изменений в местной муниципальной службе и др.

Хотя в Японии существует развитая система органов местного самоуправления (их нет лишь в городских районах), в стране действует довольно жесткий контроль центральных ведомств за деятельностью органов местного самоуправления и управления. Хотя с 1995г. он ослабляется, за деятельностью местной полиции, школ, больниц следят определенные министерства, они же контролируют осуществление делегированных ими полномочий. Большое значение имеет финансовый контроль, так как в Японии более 70% всех налогов поступает в государственный бюджет и только 30% — в местные бюджеты. О праве смещения избранных губернаторов премьер-министром, о возможности смещения других избранных должностных лиц уже говорилось выше.

Информация о работе Конституционное право Японии