Конституционно-правовой статус политических партий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2011 в 21:02, курсовая работа

Описание

Данная курсовая работа ставит перед собой цель – разработать современное правовое положение политической партии в Российской Федерации. И для ее достижения в работе будут раскрываться следующие важные вопросы:
• Понятие и признаки;
• Принципы деятельности и внутреннее устройство;
• Функции и цели;
• Права и обязанности;
• Порядок создания и ликвидации политической партии;

Содержание

Введение…………………………………………………………………..стр.3 – 4
Глава 1. Основы правового статуса политической партии.
1. Понятие и признаки политической партии………………………стр.5 – 7
2. Внутреннее устройство политической партии…………………..стр.7 – 9
3. Правовой статус и принципы деятельности политической партии………………………………………………………….…стр. 9 – 10
Глава 2. Основы деятельности политической партии.
2.1. Функции и цели политической партии……………………...…стр.10 – 13
2.2. Права и обязанности политических партий……………...……стр.13 – 16
Глава 3. Порядок создания, государственной регистрации и ликвидации политической партии.
3.1. Создание политических партий……………………………......стр..16 – 20
3.2. Регистрация политической партии…………………..…………стр.20 – 24
3.3. Основания и порядок приостановления и прекращения деятельности политических партий…………………………………………………..стр.24 – 26
Заключение……………………………………………………….…….стр.27 – 28
Список использованной литературы………………………..………..стр. 29 – 30

Работа состоит из  1 файл

Основная часть.doc

— 158.00 Кб (Скачать документ)

    Данные  вопросы принимаются не менее, чем  большинством голосов от числа присутствующих на съезде политической партии или  конференции ее регионального отделения  делегатов, участников общего собрания регионального отделения  политической партии, членов коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения.

    1.3.Правовой статус и принципы деятельности  политической партии.

    Говоря  о роли политической партии в государстве и обществе, важно отметить такое понятие как ее правовой статус, под которым подразумевается положение этой организации в системе властных отношений.

     Правовой  статус партии является комплексной  собирательной категорией, отражающей ее правовую природу, место в системе государственных и общественных институтов, права и обязанности, возможность действовать в качестве субъекта права, социальные связи. Более подробно статус политической партии раскрывается в принципах деятельности политических партий, представляющих собой основные правовые ориентиры, которыми партии должны руководствоваться в своей деятельности, которые закреплены в ч.1 ст.8 ФЗ «О политических партиях»:

     1.Принцип  добровольности. Данный принцип  основан на положении ч.2 ст.30 Конституции РФ. Он означает, что создание партии, ее деятельность и членство в ней осуществляется на основе свободного волеизъявления.

     2.Принцип  равноправия (ч.4 ст.13 и ч.1 ст.19 Конституции  РФ) означает как равенство прав граждан, объединившихся в политическую партию, так и равенство партий перед законом.

     3.Принцип самоуправления (ч.1 ст.30 Конституции РФ) означает, что партии самостоятельно и под свою ответственность осуществляют свою деятельность. Государство и его органы не вправе вмешиваться во внутренние дела партии (ч.1 ст.10 ФЗ «О политических партиях»)

     Принцип законности (ч.2 ст.15 Конституции РФ) подразумевает, что политические партии в своей деятельности обязаны соблюдать требования, установленные действующим законодательством, обеспечить соответствие этим требованиям своих программных и организационно-уставных документов.

     Принцип гласности партийной деятельности подразумевает ее открытость для общественности, доступность информации о ее деятельности, публичный характер партийных мероприятий и необходимость обнародования важнейших учредительных и программных документов3.

     Глава 2. Основы деятельности политической партии.

     2.1.  Функции и цели политических партий.

     Важным  аспектом в  изучении политических партий является их функциональное назначение. Под функцией партии обычно понимается одно из главных направлений деятельности этой организации, обусловленное ее внут-

    3. Федеральный закон «О политических партиях», принят Государственной думой 21.06.01, одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01., ст.3 // Российская газета. – 2001. – 14 июля.

ренней  сущностью и целями деятельности. В современной науке сложилось  несколько подходов к функциональному  назначению партии в политической системе. На основе анализа различных точек  зрения  можно выделить следующие функции:

  • Электоральная функция (деятельность, направленная на продвижение кандидатов в органы представительной и исполнительной власти посредством их выдвижения и поддержки на выборах).
  • Функция политического рекрутирования и социализации, посредством которых в политическом процессе осуществляется вовлечение, первичный отбор и последующая циркуляция политически активной части граждан.
  • Инновационная функция (выработка политическими партиями альтернативных предложений о  возможном решении   проблем, а также методов реализации предлагаемых решений).
  • Аккумулятивная функция (усвоение, синтез и последующее политическое выражение интересов социальных, этнических, возрастных категорий населения в разрабатываемых партией идеологических доктринах и политических программах).
  • Конституирующая функция – обеспечение институциональных гарантий идеологического и политического многообразия, а также мирного разрешения социальных противоречий посредством деятельности по формированию политической воли граждан, участия в формировании и деятельности органов государственной власти.4

   Ю.А. Юдин выделяет три вида функций и  задач политических партий: политические, идеологические и воспитательные. 5

   Политические  включают в себя участие в формировании и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; подготовка граждан к принятию ими политической ответственности в государственных

4. Заславский С. Е. Институционализация многопартийности в современной России: генезис, механизмы формирования и функционирования, перспективы. Дисс. … канд. полит. наук. М.: МГУ, 1995. Стр. 96-97.

5. Юдин Ю.А. Политические партии и право в современном государстве. – М.:Форум – инфра – М, 1998. – С.52

органах; содействие осуществлению политических прав граждан; осуществление связи между обществом и государством (посредническая функция). Важное значение придается идеологической функции – агитационно-пропагандистской деятельности, направленной на формирование обществен-ного мнения и политического сознания граждан, а также предвыборной агитации. К воспитательной функции относится деятельность, направленная на содействие патриотическому гражданскому воспитанию, на усиление чувства патриотизма и укреплению морали и нации, на информирование и просвещение народа.

     И.Б. Гоптарева выделяет еще ряд функций, такие как: активизация и ин-

теграция  больших социальных групп; участие  в формировании политических систем – их общих принципов, элементов и структур; создание политических идеологий и доктрин; участие в реализации государственной власти.6

   Что касается законодательства, то Федеральный  закон «О политических партиях» четко  определил в статье  3 пункте 4 основные функции политической партии. Это:

  • формирование общественного мнения;
  • политическое образование и воспитание граждан;
  • выражение  мнений  граждан  по  любым  вопросам  общественной   жизни,
  • доведение  этих  мнений  до  сведения  широкой  общественности   и   органов государственной власти;
  • выдвижение кандидатов на выборы в  законодательные  (представительные) органы   государственной   власти   и   представительные   органы   местного самоуправления, участие в выборах в указанные органы и в их работе7.
 

6. Гоптарева И.Б. Конституционно – правовые основы деятельности политических партий и общественных объединений. – Оренбург: ОГУ, 1998. – С.21.

7.Федеральный закон «О политических партиях», принят Государственной думой 21.06.01, одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01., ст.3 // Российская газета. – 2001. – 14 июля.

Таким образом, цели и задачи политических партий носят публичный характер. Частные интересы присутствуют в деятельности политической партии, но

при этом они не являются ведущими, эти интересы носят прикладной характер.

   2.2. Права и обязанности политических партий.

   Реализация  статусных характеристик и функционала  партий выражается также в комплексе  закрепленных за ними прав и обязанностей. В научной литературе права общественного объединения оцениваются как его возможности по организации своей внутренней деятельности, по влиянию на дела общества, государства, а также по информированию о своих целях и делах8..

   Политическая  партия, будучи общественным объединением, обладает рядом субъективных  прав,  закрепленных  в  статье 27 Федерального закона «Об общественных объединениях». Кроме того, политическая партия имеет ряд дополнительных  прав, которые наряду  с основными правами, присущими всем общественным объединениям, закреплены в статье 26 Федерального закона «О политических партиях»:

  • Партия вправе свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи. (Это право основано на положениях части 1 статьи 34 Конституции, гарантирующей свободу мысли и слова).
  • Партии вправе участвовать в выборах и референдумах в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Данное право раскрывается в законодательстве о референдуме и в избирательном законодательстве и реализуется через ряд предоставленных поставленных политическим партиям прав, в том числе:

– на выдвижение кандидатов в депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти,  представительных органов местного само-

8. Авакьян С. А. Политический плюрализм и общественные объединения в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. С. 158.

управления  и выборных должностных лиц;

– на выдвижение инициативы о проведении общероссийского референдума, референдума субъекта Федерации и местного референдума;

– на выдвижение кандидатур в состав избирательных  комиссий различного уровня, а также наблюдателей на выборах;

  • Партии вправе создавать региональные, местные и первичные отделения, в том числе с правами юридического лица, принимать решения об их реорганизации и ликвидации, в том числе самостоятельно решать вопрос о создании местных либо первичных отделений, определении критериев их численности  и территориального  масштаба  деятельности, о целесообразности наделения их статусом юридического лица, определять порядок реорганизации и ликвидации региональных местных и первичных отделений.
  • Политическая партия вправе организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия. (Это право основывается на положениях статьи 31 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право граждан Российской Федерации собираться мирно и без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование).
  • Политическая партия имеет право учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых. (Данное право реализуется в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»).
  • Партии вправе пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации.
  • Партия вправе создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица.
  • Партия имеет право защищать свои права и представлять законные интересы своих членов.
  • Партии вправе устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации.
  • Партии вправе осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом политической партии.
  • Партия также вправе участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления9.

     Помимо  вышеперечисленных прав, политическая партия самостоятельна в решении хозяйственных вопросов обеспечения своей деятельности, вправе заниматься благотворительностью, вправе заключать трудовые договоры и т.д.

Совокупность субъективных прав политической партии немыслима без установления  обязанностей, которые определяют ее должное поведение.

     Юридические обязанности предстают как продолжение  прав партии, закрепляющих возможность их действий на законодательном уровне. Перечень основных обязанностей политической партии представлен в статье 27 Федерального закона «О политических партиях»:

  • соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;
  • ежегодно представлять в уполномоченные органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности с указанием места нахождения постоянно действующего руководящего органа, о своих структурных подразделениях, не

9. Федеральный закон «О политических партиях», принят Государственной думой 21.06.01, одобрен СФ 29.06.01, подписан Президентом РФ 11.07.01., ст.3 // Российская газета. – 2001. – 14 июля.

наделенных  правами юридического лица, но обладающих в соответствии с уставом политической партии правом принимать участие в выборах и (или) референдумах, а также копию представляемого в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации сводного финансового отчета политической партии о поступлении и расходовании средств в отчетном году;

  • допускать представителей органов юстиции на открытые мероприятия (в том числе на съезды, конференции или общие собрания), проводимые политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями;
  • заблаговременно информировать избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и местного самоуправления, и допускать представителей избирательной комиссии соответствующего уровня на указанные мероприятия10.

Информация о работе Конституционно-правовой статус политических партий