Конституционно-правовой статус Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:34, доклад

Описание

Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:
1) Российская Федерация - суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве;
2) Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

Работа состоит из  1 файл

кп.docx

— 28.14 Кб (Скачать документ)

1.3. В случае, если в одном или нескольких, но не более чем в половине заинтересованных субъектов Российской Федерации референдумы по вопросу об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта будут признаны несостоявшимися или результаты референдумов будут признаны недействительными, в этих субъектах Российской Федерации может быть проведено повторное голосование при условии, что на референдумах иных заинтересованных субъектов Российской Федерации вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта получил одобрение. Повторное голосование проводится не позднее чем через 45 дней со дня вступления в силу решения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации о признании референдума несостоявшимся или о признании его результатов недействительными.

2. Назначение, подготовка  и проведение референдумов заинтересованных  субъектов Российской Федерации  по вопросу об образовании  в составе Российской Федерации  нового субъекта осуществляются  в соответствии с настоящим  Федеральным конституционным законом,  федеральными законами, законами  заинтересованных субъектов Российской  Федерации о референдуме.

3. В случае, если вопрос об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов Российской Федерации и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов Российской Федерации, инициатива образования в составе Российской Федерации нового субъекта может быть вновь выдвинута теми же заинтересованными субъектами Российской Федерации не ранее чем через год.

4. Официальные данные  о результатах референдумов заинтересованных  субъектов Российской Федерации  по вопросу об образовании  в составе Российской Федерации  нового субъекта представляются  Президенту Российской Федерации.

 

Статья 12. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта

1. Проект федерального  конституционного закона об образовании  в составе Российской Федерации  нового субъекта может быть  внесен в Государственную Думу, если на референдумах заинтересованных  субъектов Российской Федерации  были приняты соответствующие  решения по вопросу об образовании  в составе Российской Федерации  нового субъекта. Проект указанного  закона вносится Президентом  Российской Федерации.

2. Проект федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта Российской Федерации, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) Российской Федерации в случае, предусмотренном статьей 5 настоящего Федерального конституционного закона, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых должны быть урегулированы следующие вопросы:

а) формирование органов  государственной власти нового субъекта Российской Федерации;

б) внесение изменений и  дополнений в федеральный закон  о федеральном бюджете на текущий  год, если образование в составе  Российской Федерации нового субъекта предполагает перераспределение бюджетных  средств текущего года;

в) правопреемство нового субъекта Российской Федерации в отношении  собственности заинтересованных субъектов  Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, другими субъектами Российской Федерации, иностранными государствами  и международными организациями;

г) функционирование территориальных  органов федеральных органов  исполнительной власти и федеральных  судов на территории нового субъекта Российской Федерации;

д) функционирование государственных органов и организаций заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации;

е) действие законов и  иных нормативных правовых актов  заинтересованных субъектов Российской Федерации на территории нового субъекта Российской Федерации.

 

Статья 13. Принятие федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта. Внесение изменений в Конституцию Российской Федерации

1. Федеральный конституционный  закон об образовании в составе  Российской Федерации нового  субъекта принимается палатами  Федерального Собрания Российской  Федерации в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции Российской Федерации.

2. Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции 

4. Административно-территориальное деление РФ

Конституция Российской Федерации  закрепляет положение, что наша страна является федеративным государством. Иначе говоря, в Российской Федерации  реализуется такая система государственного устройства, при которой входящие в состав государства члены (субъекты федерации) имеют собственные предметы ведения (полномочия), собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и — что особенно важно – собственное административно-территориальное устройство, то есть территорию и границы.

По действующей Конституции  в нашей стране могут формироваться  шесть типов субъектов федерации: 
•республики; 
•края; 
•области; 
•города федерального значения; 
•автономные области; 
• автономные округа.

Эти субъекты Российской Федерации  абсолютно равноправны и территории каждого из них, а значит и административные границы, определены федеральными законами.

Дальнейшее территориальное деление  страны регламентируется уже законами субъектов Российской Федерации, иначе  говоря, каждый субъект вправе устанавливать собственное территориальное деление, а федеральные законы предписывают только общие принципы организации территорий. В частности, для субъектов Российской Федерации предусмотрено деление территорий на муниципальные образования по двухуровенному принципу.

Муниципальными образованиями  первого уровня являются городские округа имуниципальные районы, а муниципальными образованиями второго уровня – городские исельские поселения. При этом вся территория субъекта федерации по возможности должна быть поделена между поселениями.

Таким образом, полная схема административно-территориального деления страны выглядит следующим  образом. Вначале, территория страны разграничивается субъектами Российской Федерации со строго определёнными и описанными границами. затем, вся территория каждого субъекта федерации разграничивается муниципальными районами. После этого внутри муниципальных районов выделяются городские округа, территория которых исключается из территории муниципального района, а оставшаяся территория распределяется между городскими и сельскими поселениями. Для малонаселённых мест, к которым относятся территории, плотность сельского населения в которых более чем в три раза ниже средней плотности сельского населения в Российской Федерации*, допустимо выделениемежселенных территорий.

При установлении границ городских  и сельских поселений следует  учитывать сложившуюся градостроительную  и землеустроительную ситуацию, а  также условия численности населения  в образующем поселение сельском населённом пункте и максимальной удалённости  каждого населённого пункта поселения  от его административного центра. При этом для сельских поселений установлено требование пешеходной доступности к административному центру в течение рабочего дня, туда и обратно, а для центров муниципальных районов – аналогичной транспортной доступности.

Административные границы субъектов  Российской Федерации закрепляются федеральными законами, а административно-территориальное  деление субъектов РФ закрепляется законами соответствующих субъектов  Российской Федерации.

Таким образом, административно-территориальная  структура нашей страны в настоящее  время имеет следующий вид: 
• Российская Федерация, как государство – субъект международного права в законодательно закреплённых границах; 
• субъекты Российской Федерации – республики, края, области, автономные области, автономные округа, города федерального значения;

 
• муниципальные образования первого  уровня – городские округа и муниципальные  районы; 
• муниципальные образования второго уровня – городские и сельские поселения.

Кроме этого, существует понятие межселенных  территорий, которые, как правило, формируются  в муниципальных районах с  низкой плотностью сельского населения.

*В настоящее время законодательно установленная средняя плотность сельского населения в Российской Федерации составляет 2,9 чел/км2

 


Информация о работе Конституционно-правовой статус Российской Федерации