Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 18:07, реферат
Конституционно-правовые отношения могут иметь общий и конкретный характер. Примером отношений общего характера могут служить отношения между гражданином и государством, которые регулируются, в частности, нормами, закрепляющими основные права и обязанности граждан. Отношения общего характера - это отношения постоянные. Они длятся в течение всего времени, пока существуют субъекты, являющиеся их сторонами, т.е. срок их действия не определен.
ЮЖНЫЙ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Реферат
на тему: Конституционно-правовые
отношения, их понятие
и виды
1. Конституционно-правовые отношения: понятие, характеристика, основные виды
Конституционно-правовые отношения могут иметь общий и конкретный характер. Примером отношений общего характера могут служить отношения между гражданином и государством, которые регулируются, в частности, нормами, закрепляющими основные права и обязанности граждан. Отношения общего характера - это отношения постоянные. Они длятся в течение всего времени, пока существуют субъекты, являющиеся их сторонами, т.е. срок их действия не определен.
Конституционно-правовые отношения - это мостики между нормами конституционного права и фактическими общественными отношениями. Разумеется, эти мостики могут быть добротными, а могут быть гнилыми и даже совсем разрушенными. Поэтому реально не все нормы конституционного права регулируют общественные отношения, а последние не всегда укладываются в русло правовых отношений даже при наличии соответствующих норм.
Отношения конкретного
характера всегда связаны с реализацией
той, или иной конституционно-правовой
нормы, с непосредственным осуществлением
прав и обязанностей. Например, отношения
между Президентом и
Если такое отношение возникает, оно носит конкретный характер. Президент не позднее 3-х месяцев со дня издания указа о проведении референдума назначает дату его проведения (ст. 74 Конституции). Отношения конкретного характера - временные. Они существуют до тех пор, пока не выполнены действия, предусмотренные правовой нормой, либо истек срок их действия. Например, в вышеуказанном примере отношения между Президентом и Парламентом прекращаются с момента определения даты референдума.
По содержанию конституционно-правовые отношения можно разделить на четыре крупные группы:
1. Отношения,
возникающие при закреплении
и охране основ конституционно-
2. Отношения,
возникающие при закреплении
и охране конституционно-
3. Отношения,
возникающие при закреплении
и охране формы государства,
прежде всего, формы
4. Отношения,
возникающие при закреплении
и охране системы, основ
В зависимости
от характера взаимоотношений
а) конституционно-правовые отношения общего характера.
В этих отношениях нет конкретных субъектов, не определены права и обязанности сторон, да и сами стороны четко не указаны, что дает возможность для гибкого взаимодействия между нормой и фактическими общественными отношениями. Общие конституционные правоотношения очерчивают контуры российской государственности, общественного строя, статуса человека в России. Их можно назвать правоотношения-рамки, в пределах которых возможны достаточно существенные различия фактического поведения. Так, декларируемое Конституцией РФ качество России как демократического государства (ст. 1) порождает общие конституционные правоотношения, в которых участвуют как минимум все государственные органы и должностные лица, обязанные вести себя так, чтобы обеспечить указанное качество государства. При этом не определено, какие права и обязанности возникают у государственных органов и должностных лиц, какова их ответственность и т.д. Ответы на эти вопросы должны дать текущее законодательство и конкретные правоотношения. Таким образом, общие конституционные, правоотношения есть некие философско-политические ценности, перенесенные в право и реальную жизнь. Поэтому их прямое регулятивное воздействие на участников конкретных правоотношений невелико, но они определяют общий вектор конституционно-правового существования и развития.
К общим конституционно-правовым отношениям частично примыкают правовые состояния. Здесь также не определены конкретные права и обязанности субъектов отношений, но в отличие от общих правоотношений сами эти субъекты определены достаточно четко. Примерами правоотношений такого вида являются состояние в гражданстве России и соответственно состояние в качестве иностранца, лица без гражданства, состояние государственного суверенитета Российской Федерации, состояние суверенитета народа. То или иное конституционно-правовое состояние оказывает значительное влияние на правовое и фактическое положение соответствующего субъекта конституционного права, являясь элементом его статуса. Так, декларируемый Конституцией РФ принцип разделения властей порождает правовое состояние, которое нельзя не учитывать при характеристике статуса высших органов государственной власти.
Конкретные конституционно-
Для возникновения конкретного конституционного правоотношения нужен юридический факт: событие или действие, влекущее за собой возникновение, изменение и прекращение правоотношений. К числу таковых относятся, например, рождение человека (событие), обращение в государственный орган (действие), уклонение от подписания закона, принятого парламентом (бездействие), и т.д.
Стороны конкретного
конституционно-правового
В отличие от частного права конституционное право не знает правосубъектности юридических лиц. Конституция РФ не знает понятия «юридического лица» - одного из базовых для гражданского права. Однако это понятие вошло во многие источники конституционного права, создав путаницу. Согласно Гражданскому кодексу РФ для участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, необязательно быть физическим или юридическим лицом. Статья 124 ГК РФ дает право участия в этих отношениях Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям. По ст. 125 ГК РФ от имени названных субъектов права выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Этим субъектам следовало бы придать статус юридических лиц публичного права. К их числу можно было бы отнести и ряд некоммерческих организаций, созданных в соответствии е конституционными правами на объединение, на образование, свободой совести и вероисповедания.
Отличительной особенностью конституционно-правовых конкретных отношений является то, что их субъекты, стороны неравноправны. В конституционно-правовых конкретных отношениях действует принцип власти и подчинения. При этом один и тот же субъект конституционного права в разных отношениях может как иметь власть, так и быть стороной подчиненной. Так, внесение депутатом Государственной Думы в палату проекта закона влечет возникновение между ними конституционно-правовых отношений, а приход избирателя на избирательный участок в день выборов порождает конституционно-правовые отношения между этим избирателем и участковой избирательной комиссией.
Соотношение названных трех групп правоотношений имеет важное значение для позитивного конституционного права. Трудно доказать или оспорить распространенный в литературе тезис о том, что большинство конституционно-правовых норм порождает конкретные правоотношения, так как никто не считал ни количества конституционно-правовых норм, ни тем более количества правоотношений.
Можно констатировать как благоприятную тенденцию к безусловному увеличению числа конкретных конституционно-правовых отношений за последние годы, что связано в первую очередь с развитием парламентаризма, конституционного судопроизводства и институтов выборов, референдума. Однако продолжает оставаться высоким удельный вес общих конституционных правоотношений. Поскольку их содержание может меняться весьма значительно в пределах одной и той же правовой формы, постольку избыток общих конституционных правоотношений не способствует повышению эффективности конституционного права.
И здесь необходимо затронуть проблему соотношения конституционно-правовых отношений, с одной стороны, и отношений политических, с другой стороны. Преобладающей до настоящего времени в общественном мнении является позиция, в соответствии с которой право это только формы и методы организации названных выше отношений.
Следует согласиться с выводом о том, что конституционные правоотношения имеют высокий политический потенциал. Вывод этот относится к правоотношениям, которые порождены собственно Конституцией РФ. Однако он в значительной мере справедлив применительно ко многим конституционно-правовым отношениям, которые предстают как юридическая форма политических отношений. Поэтому неправомерны попытки ни противопоставления этих отношений, ни подчинения конституционно-правовых отношений отношениям политическим. Практически любое конституционное правоотношение имеет политическое значение, которое, разумеется, нередко будет различно для разных политических сил. Проблема не в том, чтобы деполитизировать конституционно-правовые отношения, что в принципе невозможно, а в том, чтобы подчинить им политические отношения. Если правящей партии необходимо решение, выходящее за рамки дозволенного действующим конституционным правом, то до принятия такого решения необходимо либо изменить правовое регулирование, либо признать недопустимость подобного решения как в принципе неправового и отказаться от изменения конституционного законодательства и права. К сожалению, история России и современная действительность полны примеров преобладания политических подходов над правовыми.
К числу других
особенностей конституционно-правовых
отношений нужно отнести
Конституционно-правовые отношения имеют нередко своим объектом самые высокие или достаточно высокие социальные ценности: основные права и свободы человека, целостность государства, суверенитет и т.д.
Таким образом, если максимально кратко сформулировать, в чем сущность конституционно-правовых отношений, то можно сказать следующее: ими является та часть общественно-политических отношений, которые возникают, изменяются, прекращаются в результате действия норм конституционного права.
Для того, чтобы конституционно-правовые отношения могли возникнуть, недостаточно наличия только норм права - Конституции, конституционных законов и других источников. Необходимо наличие субъекта конституционно-правовых отношений, необходим объект конституционно-правовых отношений, необходимо основание возникновения конституционно-правовых отношений, т.е. элементами конституционно-правовых отношений являются субъекты, объекты и то, что в праве называется юридические факты.
2.
Субъекты конституционно-
Субъекты конституционного права - это лица, либо органы, либо общественные формирования, между которыми возникают конституционно-правовые отношения. Это, иначе говоря, стороны, между которыми эти отношения происходят. В отличие от других отраслей права, скажем, от гражданского права, конституционно-правовые отношения никогда не могут возникнуть между двумя гражданами или, иначе говоря, физическими лицами. Наиболее характерной чертой конституционного права является то обстоятельство, что практически всегда одним из субъектов выступает государство. То есть, всегда одним из субъектов выступает государство в виде какого-либо органа или должностного лица. Кстати говоря, поэтому конституционное право может называться и очень часто называется государственным правом.
Классификация субъектов конституционного права - вопрос достаточно неоднозначно определенный в науке. Есть много вариантов классификации субъектов конституционного права. Не останавливаясь подробно на всех этих вариантах, мы предлагаем следующую классификацию субъектов конституционно-правовых отношений. Субъект номер один - это государство и его органы, т.е. парламент, глава государства, глава правительства или правительство как коллегиальный орган, парламентские комиссии и другие государственные органы, обладающие властными полномочиями.
Информация о работе Конституционно-правовые отношения, их понятие и виды