Конституционные основы государственного устройства РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:40, контрольная работа

Описание

Судебная система Российской Федерации организационно состоит из нескольких уровней. На федеральном уровне это высшие судебные инстанции: Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ. В республиках в составе РФ – конституционные, верховные и арбитражные суды республик. В других субъектах – краевые, областные, городов федерального значения и автономной области и автономных округов народные и арбитражные суды. На местном уровне – районные и городские народные суды.

Содержание

1.Основы конституционного строя РФ ………………………………..…..3
2.Основы государственного устройства РФ……………………………….9
3.Тест…………………………………………………………………….…..19
4.Список используемой литературы………………………………………20

Работа состоит из  1 файл

сгу Аня.docx

— 47.47 Кб (Скачать документ)

В соответствии с Конституцией России, равноправными субъектами Федерации впервые стали обычные (именовавшиеся ранее административными) края и области (например, Ставропольский, Красноярский края, Смоленская, Рязанская, Псковская и другие области). Повышение их статуса до уровня республик и автономных образований в составе России отражает как исторические особенности образования самой Российской Федерации, так и правовое признание роли русского народа в укреплении государственности. Дело в том, что Россия, как известно, традиционно, с самого начала своего существования включает и территории с коренным русским населением, и территории республик, автономных образований, где компактно проживают иные нации и народности. И если раньше национальные (автономные) образования пользовались достаточной самостоятельностью в решении многих вопросов, то новая Конституция Российской Федерации предоставила аналогичные права и краям, и областям, на территории которых проживает в большинстве своем русское население. Надо отметить справедливость данного решения: русские люди на территории единого федеративного государства вправе пользоваться не меньшими правами и возможностями, чем представители других братских наций и народностей.

Государственная целостность  Российской Федерации гарантируется  тем, что суверенитет России распространяется на всю ее территорию, Конституция  Российской Федерации и федеральные  законы имеют верховенство на всей территории России. Российская Федерация  обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории. Эту свою обязанность она, как суверенное государство, вправе осуществлять и с применением пограничных войск, Вооруженных сил и других государственных военных организаций.

Власть народа в любом государстве  не может осуществляться вне организационных  форм, посредством которых народ  реализует свой суверенитет. Народ управляет государством, свободно выражает свою волю и придает ей общеобязательный характер путем закрепления в законодательных актах. Общим понятием «суверенитет» (в переводе – «верховная власть») подчеркиваются два свойства власти – единство и верховенство. В науке этим термином принято охватывать три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. В органическом сочетании характерных особенностей каждого из видов суверенитета центральное место принадлежит суверенитету народа. Именно он – многонациональный народ – является источником всей государственной власти. Это ключевое положение надо понимать таким образом, что все полномочия на осуществление государственной власти институты и должностные лица государства приобретают в той или иной форме в результате свободно выражаемой воли народа. Только она делает власть в государстве легитимной, правомерной. В масштабе Российской Федерации государственная власть есть наиболее общая форма выражения суверенитета народа, его верховной воли. Государственная власть имеется и у каждого субъекта Федерации. Конституция Российской Федерации предусматривает, что субъекты Федерации вне пределов предметов ее ведения и полномочий «обладают всей полнотой государственной власти». Эта государственная власть есть выражение общей воли народа республики в составе Федерации, населения края, области, автономии и т.д. В системе местного самоуправления власть принадлежит населению соответствующего города, села, поселка, а это - часть народа. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, но обязаны соблюдать Конституцию и законы, акты, выражающие государственную волю народа.

Реализация народовластия  в Российской Федерации осуществляется в различных формах: через систему  государственных органов, общественные организации и партии, через институты непосредственной демократии, местное самоуправление. Единство, взаимосвязь и функционирование этих форм составляют политическую систему общественного строя. Под политической системой, таким образом, понимается совокупность государственных и общественных объединений, через которые народ реализует принадлежащую ему по Конституции власть, управляет государством, определяет и проводит в жизнь внутреннюю и внешнюю политику.

Конституция закрепляет основные формы реализации народом своего суверенного полновластия. «Народ, - подчеркивается в пункте 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации, - осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной  власти и органы местного самоуправления».

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в Российской Федерации осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (схема 1). Классический принцип разделения властей на современном этапе развития России осуществляется с особенностями, которые заключаются в выведении Президента из системы исполнительной власти на самостоятельное место в системе высших органов государственной власти.


Схема 1


Правительство Российской  


Российской Федерации

 


 

Органы государственной  власти Российской Федерации строят свою деятельность на следующих конституционных  принципах:

- формирование государственных  органов народом или по его  поручению соответствующим органом власти;

- территориальная организация  властных структур;

- законность в деятельности  органов государственной власти;

- употребление в органах  государственной власти национальных  языков наряду с русским;

- самостоятельность органов  законодательной, исполнительной  и судебной власти;

- разграничение предметов  ведения и полномочий между  органами государственной власти  РФ и органами государственной  власти субъектов РФ;

- осуществление своих  полномочий в интересах реализации  прав и свобод человека и  гражданина.

Российская Федерация  осуществляет свои многообразные функции  через государственные органы. Государственный  орган (орган государства) – это составная часть государственного аппарата, образуемая в установленном законом порядке и наделенная государственно-властными полномочиями, необходимыми для осуществления функций государственной власти.

Государственные органы в Российской Федерации составляют единую систему  государственной власти. Такое единство определяется федеративным устройством России, ее государственной целостностью (статья 5 пункт 3 Конституции РФ) и производно от полновластия многонационального народа Российской Федерации и его возможности формировать государственные органы (статьи 3, 32 Конституции РФ).

Под структурой государственных органов  Российской Федерации понимается способность  высших и местных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, осуществлять в присущих им организационно-правовых формах функции единой государственной власти. Таким образом, система государственных органов состоит из следующих основных видов: органов законодательной власти (представительных органов государственной власти); органов исполнительной власти и органов судебной власти.

Органы законодательной  власти (представительные органы государственной власти) состоят из парламента Российской Федерации, парламентов республик в составе России, представительных (законодательных) органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти – собраний депутатов, муниципальных Советов, органов на уровне сельских и городских районов (схема 2).

 

 

 

 

Схема 2


 



 

 

 

 

 

 


 

 


 

 

 

 

В систему органов исполнительной власти входят: правительства, министерства и иные органы исполнительной власти субъектов Федерации, главы администраций городов, сельских и городских районов. Главной задачей органов исполнительной власти является реализация (претворение в жизнь) положений Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента России, а также решений соответствующих вышестоящих (федеральных, республиканских, областных и т.д.) органов исполнительной власти. В силу того, что эти органы обладают не только исполнительной, но и распорядительной властью, их именуют также исполнительно-распорядительными органами (схема 3).

 

Схема 3



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Система исполнительной власти включает в себя министерства, службы, агентства. Правительство РФ состоит из Председателя, его заместителя (-ей), федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств (схемы 4,5).

Федеральные министерства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и  федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

· Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации:

- Федеральная служба по надзору  в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- Федеральная служба по надзору  в сфере здравоохранения и социального развития;

- Федеральная служба по труду  и занятости;

- Федеральное агентство по здравоохранению  и социальному развитию;

- Федеральное агентство по физической  культуре, спорту и туризму

· Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации:

- Федеральная служба по надзору  за соблюдением законодательства  в сфере массовых коммуникаций  и охраны культурного наследия;

- Федеральное архивное агентство;

- Федеральное агентство по культуре  и кинематографии;

- Федеральное агентство по печати  и массовым коммуникациям

· Министерство образования и науки Российской Федерации:

- Федеральная служба по интеллектуальной  собственности, патентам и товарным знакам;

- Федеральная служба по надзору  в сфере образования и науки;

- Федеральное агентство по науке  и инновациям;

- Федеральное агентство по образованию

· Министерство природных ресурсов Российской Федерации:

- Федеральная служба по надзору  в сфере природопользования;

- Федеральное агентство водных  ресурсов;

- Федеральное агентство лесного  хозяйства;

- Федеральное агентство по недропользованию

· Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации:

- Федеральное агентство по промышленности;

- Федеральное агентство по строительству  и жилищно-коммунальному хозяйству;

- Федеральное агентство по техническому  регулированию и метрологии;

- Федеральное агентство по энергетике

· Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации:

- Федеральная таможенная служба;

- Федеральное агентство по государственным резервам;

- Федеральное агентство кадастра  объектов недвижимости;

- Федеральное агентство по управлению  федеральным имуществом

· Министерство транспорта Российской Федерации:

- Федеральная служба по надзору  в сфере транспорта;

- Федеральное агентство воздушного  транспорта;

- Федеральное дорожное агентство;

- Федеральное агентство железнодорожного  транспорта;

- Федеральное агентство морского  и речного транспорта;

- Федеральное агентство геодезии  и картографии

· Министерство сельского хозяйства Российской Федерации:

- Федеральная служба по ветеринарному  и фитосанитарному надзору;

- Федеральное агентство по рыболовству;

- Федеральное агентство по сельскому  хозяйству

· Министерство финансов Российской Федерации:

- Федеральная налоговая служба;

- Федеральная служба страхового  надзора;

- Федеральная служба финансово-бюджетного  надзора;

- Федеральная служба по финансовому  мониторингу;

- Федеральное казначейство (федеральная  служба)

· Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации:

- Федеральная служба по надзору  в сфере связи;

- Федеральное агентство по информационным технологиям;

- Федеральное агентство связи


 

Схема 5

Федеральные службы и федеральные агентства, руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации

· Федеральная антимонопольная служба

· Федеральная служба по тарифам

· Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

· Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору

· Федеральная служба по финансовым рынкам

· Федеральная служба государственной статистики

· Федеральное агентство по атомной энергии

· Федеральное космическое агентство


Однако в структуре  федеральных органов исполнительной власти существуют федеральные министерства, службы и агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации (схема 6).

Схема 6

Федеральные министерства, федеральные службы и  федеральные агентства, руководство  деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, федеральные  службы и агентства, подведомственные этим федеральным министерствам

· Министерство обороны Российской Федерации:

- Федеральная служба по военно-техническому  сотрудничеству;

- Федеральная служба по оборонному  заказу;

- Федеральная служба по техническому  и экспортному контролю;

- Федеральное агентство специального  строительства.

· Министерство юстиции Российской Федерации:

- Федеральная служба исполнения  наказаний;

- Федеральная регистрационная  служба;

- Федеральная служба судебных  приставов.

· Министерство внутренних дел Российской Федерации

- Федеральная миграционная служба.

· Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

· Министерство иностранных дел Российской Федерации

· Федеральная служба безопасности Российской Федерации

· Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации

· Служба внешней разведки Российской Федерации

· Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

· Федеральная служба охраны Российской Федерации

· Главное управление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральное агентство)

· Управление делами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)


 

Органы судебной власти предназначены  для осуществления правосудия посредством конституционного гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Судебная система Российской Федерации  организационно состоит из нескольких уровней. На федеральном уровне это  высшие судебные инстанции: Конституционный  суд РФ, Верховный суд РФ, Высший арбитражный суд РФ. В республиках  в составе РФ – конституционные, верховные и арбитражные суды республик. В других субъектах – краевые, областные, городов федерального значения и автономной области и автономных округов народные и арбитражные суды. На местном уровне – районные и городские народные суды (схема 7).

Схема 7


 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тест

1.-3

2.-1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

  1. Конституция РФ;
  2. №5-ФКЗ  от 28 июня 2004 г. «О референдуме Российской Федерации»
  3. СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 2950.
  4. Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин «Конституционное право России» М.,2007.
  5. А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев «Теория государства и права » М.,2005.

 


Информация о работе Конституционные основы государственного устройства РФ