Конституционные права и свободы человека и гражданина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:05, реферат

Описание

В данной работе мы дадим понятие прав и свобод человека, рассмотрим основные документы, в которых закреплены основы прав и свобод. Основное же внимание в работе уделено изучению отдельных видов прав человека и гражданина, а также механизмам реализации обеспечения и соблюдения прав и свобод человека. Естественно основное наше внимание мы уделим изучению действующего законодательства. При написании работы использованы нормативные материалы, как международные, так и российские.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…...3
1. Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…………………………………………………………..6
2. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации…………………………………………………………...9
3. Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина…………13
4. Личные права и свободы……………………………………………………17
5. Политические права и свободы…………………………………………….22
6. Социально-экономические права и свободы………………………………26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…….34

Работа состоит из  1 файл

КОНСТИТУЦ.docx

— 75.19 Кб (Скачать документ)

– право на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43);

– право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ст. 43);

– свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44);

– право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44). В Российской Федерации сфера образования рассматривается в качестве приоритетной. Свобода творчества не означает свободу от соблюдения требований общежития. Не могут быть терпимы произведения, пропагандирующие войну, насилие, разжигающие расовую и национальную рознь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3  ОСНОВАНИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

 

Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие  от государства ограничить гражданские  права и свободы. Конституции  стран мира, допуская ограничения  прав, устанавливают строгие основания  и порядок их осуществления. Поскольку  главная опасность необоснованных ограничений исходит от исполнительной власти, конституции обычно предусматривают  возможность ограничений основных прав только законом или на основании  закона, т.е. актами, в принятии которых  исполнительная власть прямо не участвует.11Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека 1948 г.: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".12Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г., предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В.п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. "Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми: а) для уважения прав и репутации других лиц; б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".13 В Международном пакте о гражданских и политических правах предусмотрена возможность запрещения антигуманных, аморальных действий — пропаганды воины, всяких выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющих собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию (ст. 20). Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах допускает ограничения прав постольку, поскольку это совместимо с природой указанных нрав, и исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе (ст. 4).14 Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: "Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты нрав и свобод других лиц".15 В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания ограничений прав и свобод: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, нрав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства". Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства. Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 — за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 — за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства; ст. 354 — за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны.16 Запрет на пропаганду религиозной вражды или религиозного превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Российское законодательство содержит запреты, связанные с ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше международным стандартам. Так, ст. 242 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное распространение порнографических материалов и предметов, которые являются угрозой нравственности общества. Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ч. 1 ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152).17

Статья 62 Закона о средствах  массовой информации от 27 декабря 1991 г. предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство  гражданина либо причинивших ему  иной неимущественный вред, возмещается  по решению суда средствами массовой информации, а также виновными  должностными лицами и гражданами в  размере, определенном судом.18

Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения  прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям —  государственной общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, интересам других лиц.

Следует отметить, что кроме  этих универсальных оснований права  и свободы могут быть ограничены Законом в условиях чрезвычайного  или военного положения. Так, ст. 56 Конституции  РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для  обеспечения безопасности граждан  и защиты конституционного строя  в соответствии с федеральным  конституционным законом могут  устанавливаться отдельные ограничения  нрав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом часть третья указанной статьи отмечает: "Не подлежат ограничению права  и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации".19 

§4  ЛИЧНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

 

В действующей Конституции  личные права и свободы не только открывают главу о правах и  свободах человека и гражданина, но и отражены в значительно более  широкой степени, чем это было в предшествующих, советских конституциях. Особенностями этой группы прав и  свобод заключаются в следующем:

  1. они являются по своей сущности правами и свободами человека, т.е. каждого, и не увязаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства, не вытекают из него;
  2. они неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения;
  3. они охватывают такие права и свободы человека, которые необходимы для охраны его жизни, свободы, достоинства как личности, и другие естественные права, связанные с его индивидуальной, частной жизнью.

 

Основным личным правом человека является право на жизнь (ст.20). Оно  впервые было закреплено в российской Конституции после принятия Декларации прав и свобод человека и гражданина. Это - естественное право человека, защита которого охватывает широкий  комплекс активных действий всех государственных  и общественных структур, каждого  конкретного человека по созданию и  поддержанию безопасности социальной и природной среды обитания, условий  жизни. К такого рода факторам относятся прежде всего политика государства, обеспечивающая отказ от войны, военных способов разрешения социальных и национальных конфликтов, целенаправленная борьба с преступлениями против личности, незаконным хранением и распространением оружия и наркотиков.

Важное значение имеют и мероприятия медицинского характера: надлежащее медицинское обслуживание, служба скорой помощи, борьба с наркоманией и т.д.

Обеспечение права на жизнь  напрямую связано с сохранением  и восстановлением природной  среды обитания человека.

Расширяя гарантии права  на жизнь, Конституция включает норму, значительно сужающую возможность  применения смертной казни. Эта мера наказания: 1) сохраняется временно; 2) может устанавливаться федеральным  законом лишь в качестве исключительной меры; 3) назначается только за особо  тяжкие преступления против жизни; 4) связана  с предоставлением обвиняемому  права на рассмотрение его дела судом  с участием присяжных заседателей.

К личным правам человека относится  право на охрану государством достоинства  личности (ст.21). Уважение человеческого  достоинства - неотъемлемый признак  цивилизованного общества. Ничто  не может быть основанием для его  умаления. Любые меры воздействия  на неправомерные поведения лица не должны быть сопряжены с умалением  человеческого достоинства. Конституция  устанавливает, что никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому  жестокому обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного  согласия подвергаться медицинским, научным  или иным опытам. Включение нормы  об уважении достоинства человека в  Конституцию свидетельствует о  том, что оно является правовой обязанностью должностных лиц и всех работников государственных структур. Однако жизнь  показывает, что эта конституционная  норма еще очень слабо реализуется  практически. Отсутствие уважения к  человеческому достоинству является преградой на пути самоутверждения  человека как личности, выявления  его творческих, интеллектуальных способностей.

Значительное место в  системе личных прав и свобод занимают права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений (ст.22-25).

Неприкосновенность личности (ст.22) как личная свобода заключается  в том, что никто не вправе насильственно  ограничить свободу человека распоряжаться в рамках закона своими действиями и поступками, свободу передвижения. Никто не может быть подвергнут аресту, заключению под стражу и содержание под стражей иначе как на основании судебного решения. Гарантия неприкосновенности жилища (ст.25)означает, что никто не имеет права без законного основания войти в жилище, а также оставаться в нем против воли проживающих в нем лиц. Законодательство четко регламентирует случаи, когда это допускается и круг уполномоченных на то органов. Предусмотрены различные формы ответственности за неосновательное вторжение в личную жизнь граждан, за разглашение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Только в строго определенных законом случаях - в связи с расследованием уголовного дела и при наличии судебного решения - могут быть наложен арест на корреспонденцию и произведена выемка её из почтово-телеграфных учреждений. Впервые в Конституции закреплено право человека на защиту своей чести и доброго имени (ст.23). Причем законодательно установлен судебный порядок защиты, включая право на возмещение морального ущерба. Проявление права на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну является запрещение без согласия лица сбора, хранения, использования и распространения информации о его частной жизни (24). Новым в конституционном закреплении личных прав и свобод является и включение такой важной формы свободы личности, как свобода передвижения. В ст.27 - каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. (Однако для этого отсутствуют необходимые условия - жилищные проблемы, социальная нестабильность в стране, неупорядоченность правового режима границ государства, крайне высокий уровень преступности и пр.). Закон от 25 июня 1993 года о праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ устанавливает и определенные ограничения на свободу передвижения и выбор места жительства. Они касаются местностей, где существует особый режим (пограничная полоса, ЗАТО, зоны экологического бедствия, территории, где введено чрезвычайное положение или опасные для проживания  связи с массовыми инфекционными заболеваниями).20 Конституция признает право каждого свободно выезжать за пределы РФ, а граждан РФ - беспрепятственно возвращаться в РФ. К личным правам и свободам относится право каждого определять и указывать свою национальную принадлежность (ст.26). Закрепление этого права вытекает из отрицания правового значения признака национальности для каждого конкретного человека, означает его свободу ассимилироваться в инонациональной среде, которая стала для него родной и близкой по языку и образу жизни. Важное место в системе личных прав и свобод занимает свобода совести, свобода вероисповедания (ст.28). Личным правом человека является принятие или непринятие религиозных верований, право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, право свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Государство не вмешивается в вопросы определения человеком своего отношения к религии. Важной сферой личных прав и свобод человека и гражданина являются, свобода мысли и слова, право свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст.29).21 Мысли, убеждения, мнения человека относятся к сфере его внутренней жизни, в которую без его согласия никто не может вторгаться. Конституция, признавая эту свободу, устанавливает, что никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Мысль не свободна, если она не может быть высказана без неблагоприятных или опасных для человека последствий. Поэтому свобода мысли неразрывно связана со свободой слова. Она означает безусловное право человека делать свои мысли, убеждения и мнения общественным достоянием.

 

 §5   ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

 

В отличие от личных прав и свобод, которые по своей природе  неотчуждаемы и принадлежат каждому  от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с  обладанием гражданства государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права каждому, политические - гражданам. Тема гражданства в нашей стране в последние годы приобрела исключительную актуальность. Распад СССР, необходимость формирования нового гражданства в России, затрагивающего судьбы миллионов людей, стали предметом интереса и обсуждения широкой общественности страны.

Существенно возрос интерес  к гражданству и в связи  с провозглашением в нашей  стране человека, его прав и свобод высшей ценностью. Гражданство является звеном между народным суверенитетом  и свободой личности. В свою очередь, в прямой зависимости и связи  с гражданством находятся права, свободы и обязанности человека, их объем и содержание. Гражданство является непременной предпосылкой для обладания лицом всей суммой конституционных и иных прав и свобод, возложения на него предусмотренных конституцией и другим законодательством обязанностей, а также для защиты его прав и интересов не только внутри данного государства, но и за рубежом в дипломатическом порядке и других установленных в межгосударственном общении формах.

Институт гражданства  выполняет двоякую социально-юридическую  функцию. С одной стороны, гражданство  выступает как средство и способ защиты прав индивида, с другой - как  институт защиты прав и интересов  государства. Равновесие между этими  двумя аспектами функциональной характеристики гражданства является отражением адекватного соотношения  интересов и прав личности и интересов  общества и государства.22

 

Связь политических прав и  свобод с гражданством не означает, что они носят вторичный характер, производны от воли государства. Они  выступают как естественные права  каждого гражданина демократического государства.

Естественный характер прав и свобод гражданина вытекает из того, что носителем суверенитета и  единственным источником власти в РФ является её многонациональный народ. Эта основа конституционного строя  РФ реально реализуется через  политические права каждого гражданина.

Граждане, ассоциированные  как народ, осуществляют власть.

Граждане - каждый гражданин  как таковой - участвует в осуществлении  власти.

В соответствии со ст.60 Конституции  гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Это  норма, прежде всего, касается политических прав и свобод. Наиболее общим, объединяющим все другие политические права и  свободы, является право участвовать  в управлении делами государства (ст.32). Право каждого члена любого сообщества, ассоциации, в том числе государственной, участвовать в управлении общими делами - неотъемлемое демократическое  начало в её организации. Право, закрепленное в ст.32, адресовано каждому гражданину, а не политически организованной совокупности граждан, ассоциированных  как народ, ибо народ не “участвует”  в управлении, а осуществляет власть, являясь субъектом этой власти (ст.3). Осуществление рассматриваемого права  граждан выражается в различных  формах, как непосредственно, так  и через представителей. Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные  органы и органы местного самоуправления (ст.33) Граждане РФ имеют равный доступ к государственной службе, к отправлению правосудия (ст.32 ч.4, 5).23 В федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» говорится о том, что «в систему государственной службы входят следующие её виды: государственная гражданская служба, военная служба, правоохранительная служба. Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации. Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы. Другие виды федеральной государственной службы устанавливаются путём внесения изменений и дополнений в настоящий федеральный закон».24

Важным правом, связанным  с участием граждан в управлении делами государства, является закрепляемое за каждым право на объединение, включая  право создавать профсоюзы для  защиты своих интересов (ст.30).

14 апреля 1995 года ГД принят  ФЗ “Об общественных объединениях”.25

В соответствии с законом, предметом его регулирования  являются общественные отношения, возникающие  в связи с реализацией гражданами права на объединение, созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией  общественных объединений. Иностранные  граждане и лица без гражданства  имеют равные права с гражданами Российской Федерации в сфере  отношений, регулируемых настоящим  ФЗ, за исключением случаев, установленных  ФЗ или международными договорами РФ. Этот закон распространяется на все  общественные объединения, за исключением  религиозных и коммерческих организаций. Содержание же права граждан  раскрывается вправе создавать на добровольной основе общественные отношения для защиты своих общих интересов и достижения общих целей, праве вступать в существующие общественные объединения либо воздержаться от вступления в них, а также в праве беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Выражением социальной и  политической активности граждан, их воздействия  на процессы управления государством является право собираться мирно, без  оружия, проводить собрания, митинги  и демонстрации, шествия, пикетирование (ст.31). Следует отметить, что многие формы участия граждан в управлении делами государства в настоящее  время не используются в достаточной  степени эффективно - низкая активность избирателей, слабый интерес к деятельности избранного представителя. С другой стороны, препятствием к реализации прав граждан на участие в управлении государственными делами являются высокий уровень бюрократизма в государственных органах, волокита, чрезмерная закрытость их деятельности, отсутствие целенаправленной активности государства на развитие общественной активности граждан.

 

§6  СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА И СВОБОДЫ

 

Особую группу прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические  права и свободы.

Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и  призваны обеспечить физические, материальные. Духовные и другие, социально значимые потребности личности. Прежде ярко проявлялась ориентация на главенствующую роль государства в предоставлении экономических и социальных благ человеку, которого оно как бы окружало со всех сторон опекой. Личность была всего  лишь пользователем этих благ, пассивным  их созидателем по указаниям государства. Государству-собственнику нужен был  именно наемный труженик. Отказ от глобального огосударствления экономики, признание того, что объективно необходима частная собственность, основанная на экономической заинтересованности, активности и ответственности человека, не могли не привести к изменению  роли государства в обеспечении  социально-экономических прав и  свобод личности. Ответственность ложится  на всех субъектов экономической  и социальной деятельности при возрастающей активности и индивидуальной ответственности  самого человека. Такая система гарантий социально-экономических прав ещё  не сложилась.

Информация о работе Конституционные права и свободы человека и гражданина