Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 04:41, реферат
Целью данной работы является исследование конституционных принципов организации судебной власти в Республике Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………..3
1. Теоретические аспекты конституционных основ судебной власти
в Республике Беларусь……………………………………………………………….…4
1.1. Понятие и система конституционных основ судебной власти………………..…4
1.2. Содержание и значение отдельных конституционных основ
судебной власти…………………………………………………………………………...5
2. Судебная система Республики Беларусь……………………………………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………..14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………….15
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. Теоретические аспекты конституционных основ судебной власти
в Республике Беларусь…………………………………………………………
1.1. Понятие и система
1.2. Содержание и значение отдельных конституционных основ
судебной власти………………………………………
2. Судебная система Республики Беларусь……………………………………………...9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………….15
ВВЕДЕНИЕ
Как составная часть общей системы государственной власти судебная власть является необходимым средством и условием обеспечения конституционных прав и свобод граждан. Ее главная цель заключается в осуществлении правосудия, основанного на принципах законности, гуманизма, справедливости и демократизма. Непреложное значение при этом имеет закрепленное в Конституции Республики Беларусь положение о независимости судей при осуществлении правосудия и подчиненности их только закону. Данное положение является фундаментом всей судебной системы нашей страны, составной частью общей концепции построения демократического социального правового государства [6, с.214].
В Республике Беларусь создана эффективно действующая система судов, которую образуют Конституционный Суд, общие и хозяйственные суды.
Судебная система, являясь органической частью государственного механизма, постоянно находится в процессе совершенствования. Поэтому актуальность данной темы выражается в построении правового государства, создания новых законов и других нормативно правовых актов, определяющих задачи и пути развития судебной системы и требует постоянного ее совершенствования.
Целью данной работы является исследование конституционных принципов организации судебной власти в Республике Беларусь.
Соответственно, задачами данной работы являются:
- раскрытие понятие и изучение системы конституционных основ судебной власти в Республике Беларусь;
- анализ содержания и значения отдельных конституционных основ судебной власти в Беларуси;
- изучение современной судебной системы Республики Беларусь.
в Республике Беларусь
1.1. Понятие
и система конституционных
Конституционные принципы судебной власти, закрепленные в Конституции Республики Беларусь, – это основополагающие идеи, начала, определяющие организацию и деятельность судебной власти.
В юридической литературе зачастую ведется речь о принципах правосудия. Более верным в этом отношении будет все же говорить о принципах судебной власти, т.к. конституционные предписания относятся не только к осуществлению судом функций правосудия, но и ко всей судебной власти в целом. Отсутствует единая точка зрения относительно количества конституционных принципов судебной власти. Это следующие конституционные положения:
а) принадлежность судебной власти только судам;
б) независимость судей и подчинение их только закону;
в) коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в судах;
г) гласность рассмотрения дел в судах;
д) состязательность и равенство сторон в процессе;
е) право граждан на судебную защиту;
ж) право граждан на юридическую (адвокатскую) помощь;
з) презумпция невиновности;
и) выборность и назначаемость судей [9, с.58].
Значение конституционных принципов судебной власти:
- их совокупность является основополагающей базой для развития законодательства о судоустройстве;
- они учитывают положительный опыт зарубежных государств и международных сообщений в области судоустройства;
- конституционные принципы являются гарантом стабильности функционирования судебной власти.
1.2. Содержание и значение отдельных конституционных основ
судебной власти
Принцип осуществления судебной власти только судами состоит в том, что это функция предоставлена только судам. Это закреплено в ст. 6.26 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей». Ни один другой орган или должностное лицо не обладает такими полномочиями. Перечень действующих судов на территории РБ содержится в ст. 5 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей». Образование чрезвычайных судов запрещено. Содержание этого принципа формирует такие свойства судебной власти, как обязательность судебных решений, полнота, исключительность и легитимность судебной власти [4, с.384].
Принцип независимости судей и подчинение их только закону – в ст. 110 и 112 Конституции. Его содержание включает 2 относительно самостоятельных положения:
1) при рассмотрении дел судьи ограждены от постороннего вмешательства или навязывания им тех или иных решений со стороны госорганов, должностных лиц, граждан и судей вышестоящих судов;
2) судьи рассматривают и разрешают дела в соответствии с конституцией и иными НПА.
Ст. 25 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей» устанавливает систему гарантий этого принципа.
Независимость судей и народных заседателей обеспечивается установлением законодательными актами, порядком их назначения, приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебного постановления и запрещения требования ее разглашения, ответственность за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей и народных заседателей, а также создание надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов. Воздействие в какой-либо форме на судей и народных заседателей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться выполнения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами. СМИ не вправе предрекать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народных заседателей. Одной из гарантий является предписание ст. 111 Конституции о недопустимости осуществления судьями предпринимательской деятельности, выполнения иной оплачиваемой работы, за исключением преподавательской и научно-исследовательской деятельности [4, с.386-387].
Принцип коллегиального и единоличного рассмотрения дел в судах. Ст. 113 Конституции устанавливает, что дела рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично. В ст. 132 УПК уголовные дела в судах 1-ой инстанции рассматриваются единолично, т.е. одни судья, или коллегиально – судья и 2 заседателя. Коллегиально рассматриваются дела о преступлениях, за которые уголовным законом предусмотрено наказание свыше 12 лет лишения свободы или смертная казнь, и о преступлениях несовершеннолетних. Остальные дела только судья. Рассмотрение уголовных дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально в составе не менее 3 судей. Гражданские дела в суде 1 инстанции рассматриваются судьей, за исключением судебной коллегии по патентным делам верховного суда, которая рассматривает дела в составе 3 судей. Рассмотрение гражданских дел в вышестоящих инстанциях осуществляется коллегиально, не менее 3-х судей. Дела в хозяйственных судах 1 инстанции рассматриваются единолично судьей, в вышестоящих инстанциях коллегиально, в составе не менее 3 судей. Конституционный суд все дела в коллегиальном составе.
Принцип гласности судебного разбирательства закреплен в ст. 113 Конституции и указывает, что разбирательство во всех судах открытое. Открытость судебного разбирательства предоставляет возможность посторонним лицам, достигшим 16 лет и представителям СМИ присутствовать на судебном заседании. Принцип гласности обеспечивает контроль общества и государства за деятельностью судов и правоохранительных органов. Слушание же дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных законодательством. Как правило, закрытое судебное заседание проводиться в целях неразглашения охраняемых законом сведений и для обеспечения безопасности участников судебного процесса и по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними. Разбирательство дел в закрытом судебном заседании осуществляется с соблюдением всех правил судебного производства [7, с.42].
Принцип состязательности и равенства сторон в процессе. В соответствии со ст. 115 Конституции правосудие осуществляется на основании состязательности и равенства сторон в процессе. Сущность данного принципа заключается в предоставлении сторонам юридического спора возможности активно отстаивать и защищать свои интересы в судебном заседании. Для этого стороны судебного разбирательства наделены по отношению друг к другу равными правами по предоставлению и исследованию доказательств, заявлению ходатайств, высказывания мнения по любому вопросу, имеющему значение для разрешения дела. Суд же сохраняет независимость, объективность и беспристрастность, создает условия для осуществления предоставленных сторонам прав и выполнения ими процессуальных обязанностей [4, с.387].
Принцип обеспечения права граждан на судебную защиту предоставляет лицам возможность обращения в суд за защитой своих прав и интересов. Ст. 60 Конституции предписывает, что каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным независимым и беспристрастным судом. В текущем законодательстве содержание этого принципа получило более детальную реализацию в ст. 10 Кодекса «О судоустройстве и статусе судей». При несогласии с решением суда гражданин в целях продолжения судебной защиты своих интересов вправе обжаловать его в вышестоящую судебную инстанцию.
Право граждан на юридическую помощь. Каждый гражданин имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты своих прав и свобод. В частности, лица могут пользоваться помощью адвокатов и других представителей в суде, в различных органах и организациях, в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за государственный счет. Юридическую помощь гражданам оказывают в рамках своей компетенции все госорганы и должностные лица, но эта функция возложена на правоохранительные органы, в том числе на нотариат, адвокатуру, юридическую помощь организациям и объединениям.
Презумпция невиновности во всех видах правосудия. Но наиболее полно он действует при осуществлении уголовного судопроизводства. В соответствии с принципом лицо невиновно в совершении преступления до того, пока его вина не доказана в суде. В уголовно-процессуальном законодательстве презумпция невиновности проявляется в ряде дополнительных положений, т.е. органам уголовного преследования запрещено перелагать на обвиняемого обязанность доказывания своей невиновности. Не устраненные сомнения трактуются в пользу невиновности.
Принцип выборности и назначаемости судей. Существует 3 способа формирования судебного корпуса:
а) назначение судей населением и государственными органами власти;
б) назначение высшими должностными лицами государства;
в) смешанный.
Республике Беларусь присущ третий способ назначения судей. Шесть судей Конституционного суда Республики Беларусь назначаются советом республики и шесть президентом. Судьи районных, городских, межгарнизонных, военных и специальных судов области, минского городского, белорусского военного судов назначаются президентом по совместному представительству министра юстиции Республики Беларусь и председателя Верховного суда Республики Беларусь. Судьи хозяйственных судов области и города Минска и специальных хозяйственных судов назначаются президентом Республики Беларусь по совместному представительству министра юстиции Республики Беларусь и председателя Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь. Судьи Верховного суда и Высшего Хозяйственного суда Республики Беларусь назначаются президентом с согласия Совета республики по представлению соответствующего председателя Верховного суда и председателя Высшего Хозяйственного суда [7, с. 44-45].
2. Судебная система Республики Беларусь
Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей.
Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь личные права и свободы, социально-экономические и политические права граждан, конституционный строй Республики Беларусь, государственные и общественные интересы, права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования. Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции [3].
Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из Конституционного Суда, системы общих и хозяйственных судов. Образование чрезвычайных судов запрещается.
Судоустройство в Республике Беларусь определяется законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с изменениями и дополнениями и Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006г. № 139-З с изменениями и дополнениями.
К общим судам относятся Верховный Суд Республики Беларусь, областные, Минский городской, районные (городские), а также Белорусский военный суд, межгарнизонные военные суды.
Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов. Он состоит из Председателя суда, первого заместителя, заместителей Председателя, судей Верховного Суда Республики Беларусь и действует в составе:
Информация о работе Конституционные принципы судебной власти Республики Беларусь