Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2013 в 08:28, реферат
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, осуществляющим конституционную власть посредством конституционного судопроизводства.Порядок образования, деятельности, а также компетенция конституционного Суда определяются статьями 125, 129 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г. Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должности Советом Федерации по представлению Президента РФ сроком на 12 лет.
Конституционный Суд РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом
конституционного контроля, осуществляющим конституционную власть посредством
конституционного
Порядок образования, деятельности,
а также компетенция
определяются статьями 125, 129 Конституции РФ и Федеральным конституционным
законом РФ «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21 июля 1994 г.
Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должности Советом
Федерации по представлению Президента РФ сроком на 12 лет. Назначение судьи навторой срок не допускается. Полномочия же самого Конституционного Суда
определенным сроком не ограничены и заключаются в следующем.
1. Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации,
Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, уставов, а также законов и других нормативных актов
субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной
власти РФ и совместному ведению государственной власти РФ и органов государственной
власти субъектов РФ;
в) договоров между органами государственной власти РФ и органами
государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной
власти субъектов РФ;
г) не вступивших в силу международных договоров РФ.
Данное полномочие Конституционного Суда называется абстрактным
конституционным контролем.
Абстрактный конституционный
проверку соответствия указанных актов Конституции РФ независимо от их применения в
конкретном деле. Контроль может быть предварительным (Конституционный Суд
разрешает дела о не вступивших в силу международных договорах, заключенных
Российской Федерацией) и последующим (Конституционный Суд разрешает дела о
соответствии вступивших в силу законов и иных нормативных актов).
2. Конституционный Суд разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти
субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ.
З. Конституционный Суд по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод
граждан и по запросам судов
проверяет конституционность
подлежащего применению в конкретном деле. Это полномочие Суда называется
конкретным конституционным контролем, т.е. таким контролем, который всегда связан с
применением или возможностью применения закона в конкретном деле.
4. Конституционный Суд
РФ дает толкование
Конституции РФ обладают Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума,
Правительство России, органы законодательной власти субъектов РФ.
Толкование Конституции, осуществляемое по запросам управомоченных лиц
Конституционным Судом, является нормативным, т.е. разъяснение конституционных
норм дается безотносительно их применению в конкретном деле.
5. Конституционный Суд дает заключение о соблюдении установленного порядка
выдвижения обвинения против Президента Российской Федерации в государственной
измене или совершении иного тяжкого преступления. Такой запрос направляется в
Конституционный Суд Советом Федерации.
6. Конституционный Суд имеет право законодательной инициативы по вопросам
своего ведения.
7. Статья 3 Закона о Конституционном
Суде устанавливает, что
Суду могут быть предоставлены иные полномочия. Например, статья 100 Конституции
РФ предусматривает
посланий Конституционного Суда.
Судьи Конституционного Суда назначаются на должность Советом Федерации по
представлению Президента. Предложения о кандидатах на должности судей
Конституционного Суда могут вноситься Президенту членами Совета Федерации,
депутатами Государственной Думы, законодательными (представительными) органами
субъектов РФ, высшими судебными органами и федеральными юридическими
ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и
учебными заведениями.
Судьей Конституционного Суда может быть назначен гражданин России, достигший
ко дню назначения возраста не менее 40 лет, с безупречной репутацией, имеющий высшее
юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 15 лет,
обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Каждый судья
назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием.
Назначенным на должность судьи Конституционного Суда считается представленное
Президентом РФ лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего
числа членов Совета Федерации. После назначения судья приносит присягу. Судья
считается вступившим в должность с момента принесения им присяги.Конституционный Суд вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его
составе не менее трех четвертей от общего числа судей, т.е. 15 судей.
Срок полномочий судей Конституционного Суда — 12 лет. Предельный возраст
пребывания в должности судьи Конституционного Суда составляет 70 лет. Судья не
может быть назначен на второй срок. Полномочия судьи Конституционного Суда
прекращаются в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий или в
котором ему исполняется 70 лет.
Статус судей Конституционного Суда определен Федеральным законом «О
Конституционном Суде Российской Федерации». В данном законе установлены
ограничения в отношении занятий и действий, которые совместимы с должностью судьи
(статья 11). Закон также
содержит такие гарантии
Суда, как: несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей, установленный
порядок приостановления и прекращения полномочий судьи, право на отставку,
обязательность установленной процедуры конституционного судопроизводства, запрет
какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставление судье
материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его
высокому статусу.
Организационными формами деятельности Конституционного Суда по
рассмотрению и разрешению отнесенных к его ведению дел являются пленарные
заседания и заседания палат. Конституционный Суд состоит из двух палат, включающих в
себя соответственно 10 и 9 судей. Персональный состав палат меняется не реже чем один
раз в три года.
Для руководства деятельностью Конституционного Суда избираются его
Председатель, заместитель Председателя и судья-секретарь.
По результатам рассмотрения дела Конституционный Суд (в пленарном заседании
или в заседаниях палат) принимает решение. Закон предусматривает несколько видов
решений. Важнейшим видом решений Конституционного Суда является итоговое
решение по существу вопросов, содержащихся в обращениях в Суд. Итоговые решения по
делам о соответствии нормативных актов и договоров Конституции РФ, спорам о
компетенции, жалобам граждан и запросам судов, по делам о толковании Конституции
РФ именуются постановлениями и выносятся именем Российской Федерации. Итоговое
решение по существу запроса о соблюдении установленного порядка выдвижения
обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого
преступления именуется заключением.Другим видом решений являются определения — решения Конституционного Суда,
принимаемые в ходе осуществления конституционного судопроизводства, но не
содержащие разрешения дела по существу. В заседаниях Конституционного Суда также
принимаются решения по вопросам организации его деятельности.
Решение Суда принимается открытым голосованием путем поименного опроса
судей. Председательствующий всегда голосует последним. Судья не вправе воздержаться
при голосовании или уклониться от голосования. Решение считается принятым, если за
него проголосовало
толковании Конституции РФ принимается большинством не менее двух третей от общего
числа судей. В случае равенства
голосов решение считается
конституционности оспариваемого акта. Решение по спорам о компетенции во всех
случаях принимается большинством голосов.
Итоговое решение
голосовании. Судья, не согласный с решением Конституционного Суда, вправе письменно
изложить свое особое мнение. Судья, голосовавший за принятое итоговое решение по
существу рассматриваемого вопроса, но оставшийся в меньшинстве при голосовании по
какому-либо другому вопросу или по мотивировке принятого решения, вправе письменно
изложить свое мнение о несогласии с большинством судей. Особое мнение подлежит
опубликованию вместе с решением Конституционного Суда, а мнение о несогласии с
большинством судей —
опубликованию в «Вестнике
Федерации».
Решение провозглашается в полном объеме в открытом заседании Суда немедленно
после его подписания. Итоговые решения подлежат незамедлительному опубликованию в
официальных изданиях органов государственной власти России и ее субъектов, которых
касается принятое решение.
Решение Конституционного Суда окончательно, не подлежит обжалованию и
вступает в силу немедленно после его провозглашения. Оно действует непосредственно и
не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила
постановления Конституционного Суда о признании акта неконституционным не может
быть преодолена повторным принятием этого же акта.
Акты или их отдельные положения, признанные Конституционным Судом РФ
неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции
РФ не вступившие в силу международные договоры не подлежат введению в действие и
применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанныхнеконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены. Решение
Суда подлежит исполнению немедленно после опубликования либо вручения его
официального текста, если иные сроки специально не оговорены в самом решении.
Толкование Конституции РФ, данное Конституционным Судом, является
официальным и обязательным для всех представительных, исполнительных и судебных
органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий,
учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.