Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 07:26, реферат
Избирательное право - подотрасль конституционного права. Отдельной отраслью права не считается – С.А. Белов
Источники избирательного права:
– международные правовые акты
– Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
– другие Федеральные законы и законы субъектов РФ
Конституционный Суд Российской Федерации, обязан учитывать, что цели ограничения прав и свобод должны быть не только юридически, но и социально оправданны, а сами ограничения - адекватными этим целям и отвечающими требованиям справедливости; при допустимости ограничения федеральным законом того или иного права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату;
Избирательное право - подотрасль конституционного права. Отдельной отраслью права не считается – С.А. Белов
Источники избирательного права:
– международные правовые акты
– Федеральный закон от 12 июня 2002 года №67-ФЗ
«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»
– другие Федеральные законы и законы субъектов РФ
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ»:
- основной закон, регулирующий отношения в сфере подготовки и проведения выборов.
- регулирует различные правоотношения
Выделяют активное избирательное право – право избирать – и пассивное избирательное право – быть избранным. Избирательное законодательство предусматривает также иные избирательные права в рамках процесса подготовки и проведения выборов
Включать ли право на участие в референдуме в избирательное право?
Да включать , так право на референдум регулируется теме же источниками
3.Принципы избирательного права: принципы реализации избирательных прав или принципы участия в выборах (принципы всеобщего, равного, прямого избирательного права; принцип тайного голосования)
Вопрос природы избирательных прав отражается на принципах избирательного права. С одной стороны, вопрос об избирательных правах и принципах рассматривается некоторыми как несущественными.
Суть избирательного права - предоставление возможности участвовать в выборах.
Говоря о принципах избирательного права в объективном смысле, чаще всего разговор сводится к принципам реализации субъективных избирательных прав. Это ядро, сердцевина всего избирательного права. Это самое главное, что есть в избирательном праве. Но посвящены этим вопросам лишь единицы норм.
Главные принципы изб. права - это реализация субъективных избирательных прав, а это к н.20 в. сложившееся представление четырехзвенной формуле избирательного права: всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании, свободное участие в выборах.
Сюда еще можно отнести принцип свободного участия в выборах в разных смыслах, но если говорить о принципах изб. права в объективном принципе, то кроме реализации субъективных изб. прав, можно выделить и принципы подготовки и проведения выборов. Это уже более механические принципы, относящиеся к самой технологии выборов. Имеет отношение к мех-му реализаци голосования и подсчета голосов. Эти принципы есть в презентации.
Принципы реализации избирательных прав
– всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании, свободное участие в выборах
Принципы подготовки и проведения выборов
– обязательная разумная периодичность проведения выборов
Первый принцип, который адресован гос-ву в целом: обязательная разумная периодичность проведения выборов. Чтобы выборы были содержательным инструментом демократии, они (выборы) должны проводиться периодично с разумной длиной периода. Разумная периодичность - не универсальное понятие, однако периодичность свыше 5 лет, может говорить о несущественном отклонении от этого принципа, а свыше 10-12 лет - уже неразумно. Но как быть (во Франции Презика выбирают раз в 5 лет) с нашим презиком? Раз в 6 лет. Это уже что-то на грани с разумной периодичностью. 5 лет - самый усредненный стандарт.
– свободный доступ всех политических партий и граждан к участию выборах
Второй принцип - свободный доступ всех политпартий и граждан к участию в выборах. ЛЮБОМУ оппозиционеру должен быть предоставлен шанс выдвинуться на выборы. Содержательный принцип. Этот принцип в России далеко не всегда последовательно соблюдается. Выборы останутся недемократичными, если к участию в них не будут допущены оппозиционеры, даже если все без подтасовок и т.п. Усложненный порядок регистрации или необоснованный отказ в регистрации - наиболее часто используемый рычаг для недопущения участия оппозиционеров в выборах. Если оппозиция не может иметь реальный канал выдвижения кандидатов, то это противоречит международным стандартам. Миссия ОБСЕ (наблюдают за выборами) призвана, чтобы обращать на это пристальное внимание.
– осуществление избирательных процедур гласно и открыто
Третий принцип - осуществление избирательных процедур гласно и открыто - любое политдействие должно быть подвергнуто общественному контролю - со стороны партии, граждан и др. Гласность и открытость предполагают обязательность всеобщего опубликования решений Избиркомов. Деят-ть избиркомов осуществляется ГЛАСНО и ОТКРЫТО. Причем открытость и гласность деят-ти избиркомов шире, чем открытость и гласность судов, например.
– принцип альтернативности выборов
Четвертый принцип - альтернативность выборов. Если выдвинуто менее 2 кандидатов на 1 замещаемый пост - это уже по сути не выборы, а референдум (плебисцит в поддержку определенного лица) о доверии. Как только в выборах пропадает состязательность, то оные лишаются конкурентной составляющей, которая позволяет избирателям принять взвешенное решение. Альтернативность - это обеспечение состязательности избирательного процесса (очень условно, однако). Например, Рос. закон-во устанавливает как общее правило запрет на проведение БЕЗальтернативных выборов. Этот запрет - следствие отечественных традиций, советских традиций, когда в бюллетене была только одна фамилия.
– организация и проведение выборов независимыми органами
Пятый принцип - организация и проведение выборов независимыми органами. Независимость воспринимается очень по-разному. В разных гос-вах орг-ией и подготовкой выборов занимаются различные органы (от исполнительных до судебных). В странах бывшего соцлагеря появилась традиция - создавать специальные органы - избирательные комиссии (в России еще были они до Революции). Независимость предполагает, что эти органы не входят в систему исполнительной власти. Их функция - это только подготовка и проведение выборов и референдумов. В формировании избиркомов участвуют непосредственно партии.
– эффективная система защиты избирательных прав и обжалования нарушений на выборах
Шестой принцип - эффективная система защиты избирательных прав и обжалования нарушений на выборах. Общее для многих гос-в Восточной Европы, испытавших влияние СССР, - ФОРМАЛЬНЫЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЗАКОНА ДЛЯ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ. Наши суды и избиркомы очень часто пытаются подтянуть закон под уже готовое решение, продиктованное политическим руководством.етным госорганам.
Тема 8 – Избирательное право РФ
Задача 2
КС РФ должен отказать в рассмотрении запроса Законодательного Собрания Чукотского автономного округа. Это связано с тем, что политические партии согласно Постановлению от 1 февраля 2005 г. являются особым видом общественных объединений граждан, которые создаются для обеспечения участия граждан в политической жизни РФ. Несмотря на отсутствие в КРФ права ЮЛ, как полноправных участников избирательного процесса, на выдвижение кандидатов, оно напрямую связано с закрепленным правом граждан РФ избирать и быть избранными, которое, в свою очередь, предполагает участие в осуществлении власти народа и формирование его политической воли. Именно политические партии содействуют процессу волеобразования народа в условиях открытости и свободы создания и деятельности самих политических партий, что подчеркнул в своем Постановлении от 16 июля 2005 г. КС РФ. Они создаются в целях обеспечения участия граждан РФ в политической жизни общества путем формирования и выражения их политической воли на выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах власти. Таким образом, политические партии играют существенную роль в реализации данного права избирать и быть избранными как основные полноправные коллективные участники избирательного процесса, что также было выражено в Постановлении КС РФ от 11 марта 2008 г.
Избрание депутатов ГД РФ по федеральным спискам кандидатов в депутаты, выдвинутых общественными объединениями и партиями (как ЮЛ), не нарушает конституционные избирательные права граждан РФ. В постановлении КС РФ от 17 ноября 1998 г. КС обосновывает законность существования смешанной избирательной системы, несмотря на то, что КРФ непосредственно не закрепляет конкретный вид избирательной системы. По мнению КС, такая смешанная система позволяет отобразить разделяемые гражданами убеждения и адекватно выразить их волю о составе парламента как представительного органа государства, а потому не противоречит положениям КРФ.
Вопросы, затронутые в задаче, уже становились неоднократно предметом рассмотрения КС РФ в ранее упомянутых в решении задачи постановлениях.
Задача 3
Требования граждан не обоснованы. Согласно правовым позициям КС РФ, выраженным в Постановлении от 17 ноября 1998 г., можно утверждать, что одно и то же лицо может быть зарегистрировано кандидатом по федеральному списку кандидатов и одновременно - по одному из одномандатных избирательных округов и, таким образом, баллотироваться и по федеральному списку, и по одномандатному округу. Однако при этом следует учитывать, что ни один гражданин не может быть зарегистрирован более чем в одном федеральном списке кандидатов, а также более чем в одном одномандатном избирательном округе, а избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать в одном избирательном округе не более одного кандидата. В данном случае важно не единство избирательных процедур выдвижения кандидатов только по одномандатному округу или же только в составе списка кандидатов, а важно, чтобы соответствующие процедуры применялись на равных основаниях ко всем гражданам.
Информация о работе Конституционный Суд Российской Федерации