Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2011 в 15:02, реферат
Конституция - основной закон практически любого современного государства. Сущность перемен, происходящих в социально-экономических структурах, в общественно-политической жизни страны, так или иначе отражается в эволюции конституционного законодательства. Охватывая своими статьями практически все стороны развития государства, общества в целом, она определяет наиболее обобщенное регулирование.
# Введение…………………………………………………………………………......3
1. Понятие и социальная сущность Конституции РФ…………………………….4
2. Особенности подготовки и принятие Конституции РФ 1993 года……………5
2.1 Формирование и деятельность конституционной комиссии…………………5
2.2 Созыв и работа конституционного совещания……………………………….10
2.3 Референдум 12 декабря 1993 г. Принятие Конституции РФ………………...13
3. Основные черты и юридические свойства Конституции РФ…………………15
4. Общая характеристика конституции РФ………………………………..……19
5. Толкование конституции... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ... ….. ... .23
Заключение………………………………………………………………………….36
Список литературы…………………………………………………………………37
В Постановлении
от 12.04.1995 года № 2-П Постановление
Конституционного Суда РФ от 12.04.1995 № 2-П
«По делу о толковании статей 103 (часть
3), 105 (части 2 и 5), 107 (часть 3), 108 (часть 2),
117 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции Российской
Федерации». СЗ РФ, 17.04.1995, № 16, ст. 1451. Конституционный
Суд постановил, что положение об общем
числе депутатов Государственной Думы,
содержащееся в указанных статьях, следует
понимать как число депутатов, установленное
для Государственной Думы статьей 95 (часть
3) Конституции, - 450 депутатов. Положение
об общем числе членов Совета Федерации
и депутатов Государственной Думы, содержащееся
в статьях 107 (часть 3) и 135 (часть 2) Конституции,
следует понимать как предусматривающее
голосование раздельно по палатам и определение
его результатов соответственно от численности
каждой палаты, установленной статьей
95 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации.
Решения Государственной Думы, принятые
ранее в соответствии с иным порядком
подведения итогов голосования, пересмотру
в связи с данным толкованием не подлежат.
Хотелось
бы обратить внимание на особые мнения
по данному делу судей Г.А. Гаджиева
и Б.С. Эбзеева.
Г.А. Гаджиев
отмечает, что при решении внутренних
вопросов деятельности палат парламента
порядок принятия ими постановлений
может устанавливаться их регламентами.
Например, Регламентом Государственной
Думы устанавливалось, что избранным
на должность Председателя Государственной
Думы считается тот кандидат, который
получил большинство голосов от числа
избранных депутатов, которое, разумеется,
будет меньше большинства от общего числа
450 депутатов. Толкование статьи 103 (часть
3) Конституции, сводящееся к тому, что
все постановления Государственной Думы
принимаются большинством голосов от
общего числа депутатов, означает вторжение
в полномочия палаты решать вопросы внутреннего
распорядка и принимать регламент.
По мнению
Б.С. Эбзеева, включение в общее число голосов
депутатов Государственной Думы вакантных
депутатских мандатов (то есть фактически
голосов неизбранных депутатов), не замещенных
путем свободных выборов, создает фикцию
представительства народа и субъектов
Российской Федерации в парламенте. Избирателей
в Федеральном Собрании представляют
не мандаты, а депутаты. Поэтому положение
об общем числе депутатов Государственной
Думы следует понимать как конституционно
установленное число депутатских мандатов
в Государственной Думе за вычетом числа
мандатов, являющихся вакантными на момент
принятия конкретного решения.
Точка
зрения Б.С. Эбзеева не бесспорна
по ряду обстоятельств. Во-первых, при
таком толковании нормы частей 2
и 3 статьи 95 Конституции Российской
Федерации утратили бы качество императивных,
каковыми они, без сомнения, являются.
Во-вторых,
общее число депутатов
В-третьих,
толкование Конституционного Суда вовсе
не означает включение в общее
число голосов депутатов
В-четвертых,
депутаты Государственной Думы избираются
не только по одномандатным округам,
но и по федеральному округу. Поэтому
даже в тех случаях, когда депутат не
будет избран в каком-либо одномандатном
округе, представителем народа в Государственной
Думе останется депутат, избранный по
федеральному округу.
В-пятых,
от каждого субъекта Российской Федерации
в Совет Федерации входят по два
представителя - от представительного
и исполнительного органов государственной
власти. Поэтому в случае, если в Совет
Федерации какое-то время не будет входить
представитель, допустим, от исполнительного
органа государственной власти какого-либо
субъекта Российской Федерации, то народ
все равно будет иметь в нем своего представителя
от его представительного органа государственной
власти.
Необходимо
отметить, что истолкованные
Помимо
постановлений, Конституционным Судом
приняты определения по запросам
о толковании Конституции. Ими, по существу,
сформулированы критерии допустимости
запросов о толковании Конституции, которые
должны учитываться субъектами, уполномоченными
обращаться в Конституционный Суд. Этими
определениями
Конституционный
Суд отказывал в принятии запросов
о толковании к рассмотрению ввиду
того, что:
1. В
понимании положений
2. Рассмотрение
запроса о толковании означало
бы проверку конституционности
федерального закона в ненадлежащей
процедуре (Определения от 4.12.1995 года №
115-О, от 7.12.1995 года № 80-О, от 4.02.1997 года №
14-О, от 19.03.1997 года № 36-О, от 8.06.1999 года №
107-О, от 11.06.1999 года № 104-О, от 1.07.1999 года
№ 98-О).
3. Запрос
содержит просьбу об одновременном
толковании нескольких положений Конституции,
не имеющих единого предмета (Определения
от 2.11.1995 года № 93-О, от 28.12.1995 года № 137-О,
от 4.02.1997 года № 4-О).
4. Запрос
о толковании положений
5. По
предмету запроса о толковании
Конституционным Судом было
6. Конституционный
Суд в процедуре толкования
не вправе рассматривать
Определением
от 19.04.1996 года № 25-О производство по делу
о толковании части 2 статьи 76 Конституции
было прекращено в связи с отзывом заявителем
своего запроса.
Заключение
Проводимые в стране реформы требуют внесения поправок в Конституцию Российской Федерации, а может быть и полного ее пересмотра. Конституция должна быть выдержана логически, грамматически, юридически, политически, содержательно и научно. Конституцию Российской Федерации следует совершенствовать во имя интересов страны, народа, каждого человека.
Итак, завершая свою работу, хотел бы выделить некоторые условия, осуществление которых будет способствовать построению свободного, демократического и правового государства:
1. Необходимо
обеспечить верховенство права,
2. Следует
привести Конституцию
3. Перечень прав и свобод человека и гражданина должен быть наполнен адекватным содержанием.
4. Принцип
разделения властей должен
5. Необходимо
ввести институт
По моему
мнению эти условия являются наиболее
важной составляющей успеха в стабилизации
общественной жизни и укреплении
государственности в нашей
Но объективно
оценивая сложившуюся на сегодняшний
день ситуацию, я могу сказать, что для
эффективного реформирования любой сферы,
в настоящее время, необходимо качественное
изменение всей системы государственного
аппарата, и особенно составляющих ее
элементов, то есть чиновников, которые
проводят любое реформирование.
Список
литературы
1. Конституция РФ. М., ИНФРА-М, 2010.
2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.
3. Баглай
М.В. Конституционное право
4. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. М., 2003.
5. Лучин В. О. Конституция РФ. Проблемы реализации. М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
6. Румянцев О.Г. Основы конституционного строя России: понятие, содержание, вопросы становления. М., 1994
7. Ковлер А. И. Конституция "формальная" и "реальная".//Политические исследования.-1998-№6,стр. 26-31.
8. Комментарий
к Конституции Российской
9. Комментарий
к ФКЗ от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О
Конституционном Суде
10. Хабриева
Т.Я. Толкование Конституции
Информация о работе Конституция – основной закон государства и общества