Конституция Российской Федерации и ее реализация. Проблемы реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 20:43, контрольная работа

Описание

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российский Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года.
Конституция России провозгласила важнейшие принципы современного государственно-правового развития: демократическое федеративное правовое государство, права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, рыночную экономику на основе единого экономического пространства, свободную экономическую деятельность, социально ориентированную экономику, законность на основе верховенства Основного закона страны.

Содержание

1. Вступление
История принятия Конституции Российской Федерации 1993 года
Структура Конституции Российской Федерации
Реализация Конституции Российской Федерации
Проблема реализации конституционных норм и положений
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

конституция рф.doc

— 59.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституция Российской Федерации и ее реализация. Проблемы реализации.

1. Вступление

  1. История принятия Конституции Российской Федерации 1993 года
  2. Структура Конституции Российской Федерации
  3. Реализация Конституции Российской Федерации
  4. Проблема реализации конституционных норм и положений
  5. Заключение
  6. Список литературы

Вступление

Конституция Российской Федерации — высший нормативный правовой акт Российский Федерации. Принята народом Российской Федерации 12 декабря 1993 года.

Конституция России провозгласила важнейшие принципы современного государственно-правового развития: демократическое федеративное правовое государство, права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, рыночную экономику на основе единого экономического пространства, свободную экономическую деятельность, социально ориентированную экономику, законность на основе верховенства Основного закона страны. Но Конституция РФ нуждается в четко функционирующем механизме реализации ее норм. При отсутствии такого механизма либо недостаточно слаженной его работе конституционные нормы так и останутся на бумаге, а значит цель, ради которой они были приняты, так и не будет достигнута.

Наступление Дня Конституции РФ всякий раз становится дополнительным поводом для обсуждения и оценки действующего основного закона России, его перспектив. Серьезные дискуссии на эти темы постоянно ведутся как в научном мире, так и среди юристов-практиков. Усиливается критика, связанная с проблемами реализации, неопределенностью и несогласованностью ряда конституционных норм. Многие недостатки документа признают даже самые ревностные защитники Конституции 1993 года. О чем именно идет речь, надо ли менять конституционные устои и каким образом?

Целью моей работы является рассмотрение Конституцией РФ и изучение особенностей ее реализации. В связи с этим я хочу не просто ознакомиться, но и анализировать, и сделать выводы из всей полученной информации.

 

История принятия Конституции  Российской Федерации

16 июня 1990 года была образована Конституционная Комиссия I Съезда народных депутатов РСФСР, которая начала работу над новой Конституцией. Секретарём комиссии был утверждён О. Г. Румянцев.

Однако сложная расстановка  политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции. В основном процесс шёл по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни её нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала ожесточённое противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей.

Высшей точкой этого  конфликта стали события в  октябре 1993 года, разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей, роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис. В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

Проектов новой Конституции  было подготовлено много. Главными из них являлись два:

  • проект Конституционной комиссии
  • проект Конституционного Совещания, созванного по решению Президента РФ Б. Н. Ельцина

В итоге проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения  проекта Конституционной комиссии и был принят за основу. После  значительной доработки этот проект Конституции был вынесен Президентом на всенародное голосование.

  В результате совместной работы был выработан новый единый проект Конституции России, который в дальнейшем был вынесен Президентом России на всенародное голосование. 12 декабря 1993 года голосование состоялось. За принятие Конституции проголосовало 58,43 %, против — 41,57 %.

15 октября 1993 года президент Б. Н. Ельцин подписал указ о всенародном голосовании по проекту Конституции России и утвердил «Положение о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года». Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за её принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняло более половины числа зарегистрированных избирателей.

Конституция Российской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в «Российской газете» — 25 декабря 1993 года.

 

Структура Конституции  Российской Федерации

Структура Конституции  РФ 1993г. состоит из преамбулы, двух разделов, девяти глав, 137 статей.

Преамбула - важная часть конституции, содержащая цели ее принятия, задачи принципы, заложенные в нее. Преамбула не обладает юридической силой, однако имеет большое политическое и идеологическое значение.

В первой главе Конституции  закрепляются основы конституционного строя: народовластие, суверенитет, признание  прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью, права национальных меньшинств и т.п.

В ряде конституций зарубежных государств на первое место вынесена глава о правах и свободах человека и гражданина (на пример, конституция Германии). Место этой главы свидетельствует о том значении, которое придается проблеме прав и свобод людей в данной стране.

В Конституции России глава «Права и свободы человека и гражданина» занимает второе место. Считается, что такой порядок расположения глав является более логичным, поскольку первая глава определяет общие основы устройства российского общества и государства, от которых зависит реальное положение личности в данном обществе.

Девять глав, включенные в первый раздел конституции РФ, расположены в следующем порядке:

1. Основы конституционного  строя

2. Права и свободы  человека и гражданина

3. Федеративное устройство

4. Президент Российской Федерации

5. Федеральное собрание

6. Правительство Российской  Федерации

7. Судебная власть

8. Местное самоуправление

9. Конституционные поправки  и пересмотр Конституции

Раздел второй посвящен заключительным и переходным положениям.

Реализация Конституции Российской Федерации

Реализация Конституции - процесс воплощения конституционных норм во всех сферах жизни общества, при этом участниками этого процесса выступают практически все социальные субъекты. Достижение содержащихся в ней целей рассчитано на длительный исторический период, требует консолидации (объединения) общественных сил.

Рассмотрим формы реализации конституции.

1. Соблюдение (им реализуются запрещающие нормы) - пассивное воздержание от действий, запрещенных юридическими нормами.

2. Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению - это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм.

3. Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.

4. Применение права - властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.

Специфика применения конституционных  норм проявляется в том, что оно  производится по субъективному усмотрению правоприменителей.

 

Проблемы реализации конституционных норм и положений

Одной из острых проблем, стоящих на пути развития и становления  российского законодательства, является некачественность принимаемых нормативно - правовых актов, что непосредственно сказывается на их престиже в обществе. Наиболее негативной характеристикой «некачественного» нормативно - правового акта представляется его неконституционность. При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном). К сожалению, одна треть законов субъектов Российской Федерации являлась до последнего времени не соответствующей Конституции РФ.

Считается, что для  того, чтобы законы «заработали», достаточно установить жесткую, вплоть до уголовной, ответственность за их неисполнение. Однако история правового развития убедительно свидетельствует о бесперспективности такого рода мер. При данном подходе многообразная деятельность государства по обеспечению действия закона будет сведена к использованию принудительных средств.

Другая проблема реализации Конституции касается ее соотношения с актами действующего законодательства, которые, с одной стороны, призваны развить ее положения и обеспечить их воплощение в действительность, а с другой стороны, должны соответствовать ей как акту, обладающему высшей юридической силой.

Далеко не все из прямо предусмотренных Конституцией федеральных конституционных и федеральных законов (а также законов, предполагаемых логикой конституционных положений), воплощены. Так, не приняты важнейшие федеральные конституционные законы о Конституционном Собрании, об изменении конституционно - правового статуса субъекта федерации. Из предусмотренных Конституцией федеральных законов некоторые существовали ранее, но до сих пор не обрели новую редакцию, при том, что существующая их версия не всегда отвечает современным реалиям.

Гарантией против подобной ситуации является правило «О Конституционном  Суде Российской Федерации», установленное  федеральным конституционным законом. В соответствии с этим правилом суд  должен обращаться в Конституционный  Суд с запросом о проверке конституционности закона, если при рассмотрении дела в любой инстанции он пришел к выводу о несоответствии применяемого им закона Конституции.

Другая проблема состоит  в том, что повышение уровня конституционного правосознания должно стимулировать  правотворческую деятельность государства, направленную на разработку и юридическое закрепление новых политико - правовых институтов, совершенствование демократических механизмов осуществления государственной власти, усиление гарантий прав человека.

Конституционное правосознание, являющееся опосредующим звеном между конституционно-правовой нормой и ее реализацией на практике, выполняет в рамках регулятивного воздействия на деятельность людей важную реализаторскую функцию.

Наличие у индивида знаний о своих конституционных правах и свободах существенно влияет на формирование конституционно - правовой психологии личности.

Так же одной из таких проблем продолжала оставаться проблема неисполнения судебных решений, вступивших в законную силу.

  О чем говорит статистика Москвы за первую половину 2012 года. Низкая эффективность деятельности Федеральной Службы Судебных Приставов стала одной из основных тем обсуждения на заседании Совета судей Москвы. Цифры, которые прозвучали на заседании, заставляют серьезно задуматься о том, как приставы исполняют свои обязанности. Согласно приведенной статистике, 75% судебных решений остаются неисполненными.

Так, например, общая сумма  взысканных мировыми и районными  судами штрафов по делам об административных правонарушениях составила в  первом полугодии 2012 года более 1-го миллиарда рублей. Однако из них окончены фактическим исполнением судебные акты на общую сумму штрафов немногим более 51,5 миллиона рублей.

Существуют и другие проблемы. В соответствии со статьей 48 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В области существуют серьезные проблемы с реализацией этого гарантированного права. Высокая плата за оказание юридических услуг привела к тому, что не только малоимущим слоям населения становится недоступным получение квалифицированной юридической помощи, но и большинству населения с более или менее устойчивыми доходами.

Заключение

Итак, надо ли перерабатывать конституционные нормы? Конституция, как и любой другой закон, несовершенна. Она может содержать в себе противоречия и отставать от общественной практики или же, напротив, чрезмерно опережать ее, превращаясь в своего рода декларацию, недостижимый идеал. Любой закон, даже конституция, не является неприкосновенным и может быть подвергнут изменениям. Опросы общественного мнения показали, что более половины граждан считают необходимым вносить поправки в действующую Конституцию.

Однако нельзя забывать о том, что Конституция – это  особый нормативный правовой акт, регулирующий основы жизни государства и общества, одним из главных свойств которого является стабильность. Необдуманная переработка ее положений может негативно сказаться на ее правовых и духовных ценностях, разделяемых обществом, и на правовой стабильности, повлечь стремительное и непродуманное преобразование законодательства, базирующегося на конституционной основе. И нет никакой гарантии того, что обновленная или даже новая Конституция не столкнется с аналогичными_проблемами. 
            Но не стоит забывать о том, что на нынешнем этапе развития общества необходимо стремиться, в полном объеме реализовать заложенный в Конституции потенциал, а не пытаться вносить поправки в конкретные ее статьи. В условиях, когда на первый план выдвигаются задачи не изменения текста Конституции, а обеспечения ее стабильности и реализации внутреннего потенциала, важным инструментом развития заложенных в Конституции 1993г. нормативных положений, принципов является официальное их толкование.

Уважение к Конституции  и осознание необходимости неукоснительного соблюдения ее положений – первый и фундаментальный шаг на пути к ее совершенствованию.

Информация о работе Конституция Российской Федерации и ее реализация. Проблемы реализации