Контроль за конституционностью нормативных правовых актов Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 21:37, контрольная работа

Описание

Целью работы является исследование системы нормативных правовых актов в Республике Беларусь. Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:
- изучить Конституцию Республики Беларусь;
-изучить принципы деятельности Конституционного суда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ…………………………………………………..……………4
2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА (ПОНЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПЫ)……………………………………………………………………6
3.РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ………………………………………………..…………………………8
4. ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ……...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….12
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....13

Работа состоит из  1 файл

Министерство образования Республики Беларус1.docx

— 33.69 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Республики Беларусь

Учреждение образования

«Барановичский  государственный университет»

 

 

 

 

 

 

КСР

По дисциплине: «Конституционное право»

Тема: Контроль за конституционностью нормативных правовых актов Республики Беларусь.

 

                                                                        

 

 

                                                                 Выполнила:

                                                                            Студентка 1 курса

                                                                      Группы ПХ-13

                                                                   Кудрук Анна

 

                                                          Проверила:

                                                                                        Старший преподаватель

                                                                  кафедры теории

                                                                         государства и права

                                                                  Данилова Н. Ф.

 

 

 

 

 

Барановичи, 2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ.

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ…………………………………………………..……………4

2. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА (ПОНЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПЫ)……………………………………………………………………6

3.РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ КОНСТИТУЦИОННЫМ  СУДОМ………………………………………………..…………………………8

4.  ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ  КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ……...11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………....13

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

     Общепризнанным во всех странах является положение о том, что конституция имеет высшую юридическую силу. Поэтому любой закон, административный или иной правовой акт, противоречащий конституции, является недействительным и не должен применяться.

     Отсюда вытекает и само понятие конституционного контроля как формы проверки на соответствии конституции актов и действий органов публичной власти, а также общественных объединений, осуществляющих публичные функции.

     Вышеуказанные обстоятельства и предопределили актуальность данной работы.

Объектом исследования стала  Конституция Республики Беларусь.

     Целью работы является исследование системы нормативных правовых актов в Республике Беларусь. Исходя из поставленной цели, задачами работы являются:

- изучить Конституцию Республики  Беларусь;

-изучить принципы деятельности  Конституционного суда.

     Контроль за конституционностью нормативных актов в Республике Беларусь осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.

Конституционный Суд учреждается  для обеспечения верховенства Конституции  и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов  Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных  Конституцией и настоящим Законом.

 

 

  1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ КОНСТИТУЦИИ.

 

     Слово «конституция» происходит от латинского constitutio - установление, строение.

     В настоящее время в юридической литературе приводится много определений конституции, в основе которых берется регулируемый конституцией предмет, а также ее место в системе правовых актов государства.

     Устанавливают пределы осуществления государственной власти, ограничить ее определенными рамками, не допустить произвола при ее осуществлении как в отношениях отдельных ветвей власти друг с другом, так и по отношению к человеческой личности. На это указывал еще проф. А. Д. Градовский. Он писал: "Основным и общим признаком конституционных форм является то, что можно назвать самоограничением государственной власти, в силу чего эта власть не является абсолютною, в чьих бы руках она ни находилась, в руках народа или монарха с народным правительством". Об этом же говорят и современные зарубежные ученые. Так, Бирд в своей книге "Американское правление" (1949. С. 9) определял конституцию как документ, устанавливающий пределы управления, предписывающий его полномочия и определяющий свободы лиц и граждан. Таким образом, принятие конституций было, бесспорно, прогрессивным актом. [1, c. 50]

Содержание конституций  позволяет говорить о многих из них  как об основе всей правовой системы  государства, поскольку ряд их норм являются основополагающими для  различных отраслей права: не только конституционного, но и административного, финансового, гражданского, трудового  и др.

     Значение конституции как основного закона государства придает ей характер документа, обладающего высшей юридической силой, занимающего верхнюю ступеньку в иерархии правовых актов. Все другие нормативные акты не должны противоречить ей, издаются в дополнение и развитие конституции. Акты, противоречащие нормам основного закона и провозглашенным в нем принципам, не должны применяться, и при наличии специального органа конституционного надзора признаются им недействительными целиком либо в той их части, в которой имеет место указанное противоречие.

     Наиболее общим определением конституции, на мой взгляд может выступить определение, высказанное Василевичем Г.А.: Конституция - это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий ее взаимоотношения с обществом и гражданами (индивидуумами). [2, c.52]

     Подавляющее большинство зарубежных юристов-государствоведов ограничиваются примерно таким формально-юридическим определением конституции, но с учетом ее содержания в соответствующей стране. Сказанное относится к юристам как старого, так и нового поколения. Вот что по данному вопросу писали английские государствоведы Е. Уэйд и Г. Филлипс: "Под конституцией обычно понимают обладающий особым правовым значением документ, в котором определяются основы организации, а также функции органов управления государства и формулируются принципы, определяющие деятельность этих органов". [5, c. 52]

     Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция - это ограничитель власти государства, т.е. ею устанавливаются пределы вторжение государства в область прав и свобод человека и гражданина.

Демократическая сущность конституции  будет тогда наиболее полной, когда  в ней оптимально, с учетом международных  стандартов учтены интересы всех социальных слоев общества, интересы отдельного индивида и общества в целом. Часто  Конституция принимается в острейшей  политической борьбе, противоборстве различных политических сил и  выражаемых ими взглядов. Поэтому  нередко Конституция - это итог компромисса  между ними. В этой связи вполне уместным будет определение сущности конституции как документа, юридически закрепляющего общественное согласие, которое основывается наличной и  политической свободе. [1, c. 119] 

  1. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА (ПОНЯТИЕ, ФОРМИРОВАНИЕ, ПРИНЦИПЫ).

 

     В соответствии со ст. 116 Конституции Республики Беларусь контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь [8].

     Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории республики, соответствия актов государственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией и Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

     В частности, организация, порядок деятельности и компетенция Конституционного Суда определяются Конституцией, Законом Республики Беларусь от 30.03.1994г. «О Конституционном Суде Республики Беларусь» с последующими изменениями и дополнениями, Регламентом Конституционного Суда и другими правовыми актами.

     Действующий Основной Закон (в редакции 1996 г. посвящает ему ст. 116 гл. 6 «Суд» раздела IV «Президент, Парламент, Правительство, Суд», тем самым (в отличие от прежней редакции Конституции - гл. 6 раздела VI «Государственный контроль и надзор») исключает повод для дискуссии о юридической природе этого органа. На этот вопрос Конституция Республики Беларусь отвечает однозначно: Конституционный Суд - особый орган судебной власти, орган конституционного правосудия [8].

     Основными принципами деятельности Конституционного Суда являются:

- законность; 

- независимость;

- коллегиальность;

- открытость (гласность);

- устность;

- равноправие;

- состязательность сторон.

     Конституционный Суд при исполнении своих функций независим. Какое бы то ни было воздействие на данный Суд или на его челнов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.

     Конституционный Суд, разрешая дела, руководствуется Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, а также законами и другими нормативными актами.

     При рассмотрении вопросов о соответствии нормативных актов Конституции Республики Беларусь Конституционный Суд исходит из презумпции их конституционности.

     Независимость Конституционного Суда обеспечивается особым порядком назначения, избрания судей и их освобождения от должности, неприкосновенностью судей, установленной процедурой рассмотрения дел и вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда, тайной совещания судей в совещательной комнате, ответственностью за неуважение к Конституционному Суду или вмешательство в его деятельность, созданием надлежащих организационно-технических условий для его работы, а также материальным и социальным обеспечением судей, соответствующим их высокому статусу.

     В соответствии с законодательством Республики Беларусь деятельность Конституционного Суда финансируется отдельной строкой из республиканского бюджета, что также способствует его независимости.

Рассмотрение дел, относящихся  к компетенции Конституционного Суда, осуществляется коллегиально.

     Дела разрешаются Конституционным Судом открыто, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей ст. 26 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде Республики Беларусь», которая предусматривает, что по решению Суда в случае, если это необходимо для сохранения государственной тайны, могут проводиться закрытые заседания.

Решение Конституционного Суда во всех случаях оглашается публично. Разбирательство в заседаниях Конституционного Суда происходит устно.

В ходе рассмотрения дел  Конституционный Суд заслушивает  стороны, их представителей, экспертов, специалистов, свидетелей, оглашает имеющиеся  в деле документы. При рассмотрении дел Конституционным Судом стороны  пользуются равными правами.

     Конституционное судопроизводство строится на началах состязательности сторон [4, c. 262].

 

 

  1. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ КОНСТИТУЦИОННЫМ СУДОМ.

 

     Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения:

  • о соответствии законов, декретов и указов Президента, международных договорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
  • о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;
  • о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;
  • о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам. [7]

     В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд по предложениям Президента дает заключения о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

     Предложения о проверке конституционности акта вправе вносить в Конституционный Суд Президент, Палата представителей Национального собрания, Совет Республики Национального собрания, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, Совет Министров. Другие государственные органы, общественные объединения, а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами и лицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционности акта. В то же время граждане вправе непосредственно инициировать вынесение решений на основании норм части четвертой статьи 122 Конституции, а суды - в порядке части второй статьи 112 Конституции. [7]

Информация о работе Контроль за конституционностью нормативных правовых актов Республики Беларусь