Контрольная работа по «История государства и права»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 20:29, контрольная работа

Описание

Правовая норма – это первичная клеточка права, частица содержания, исходный структурный элемент его системы. Поэтому естественно, что норме права свойственны все основные черты права как особого социального явления. Однако из этого положения не следует, что понятие права и нормы права совпадают. Право и единичная правовая норма соотносятся между собой как общее и отдельное, которые наряду с чертами сходства имеют и свои особенности.

Содержание

Введение……………………………………………………………….3
1. Понятие нормы права………………………………………………………....4
2. Официальное и неофициальное толкование норм права………………….10
3. Нормативное и казуальное толкование……………………………………..11
4. Способы толкования………………………………………………………....13
Заключение…………………………………………………………..17
Список использованных источников………

Работа состоит из  1 файл

Теория государства и права.doc

— 91.00 Кб (Скачать документ)

       В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшение содержания норм, укрепление их «истинности», упорядочение их структуры и системы в целом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Официальное и неофициальное толкование норм права 

     По  юридическому значению (или по субъектам толкования) различают следующие виды толкования:

а) официальное;

б) неофициальное (обыденное, профессиональное, доктринальное).

     Официальное толкование - это вытекающее из компетенции  государственных органов и должностных  лиц разъяснение ими содержания норм права, которое является юридически обязательным для применения на практике.

     Виды  официального толкования:

а) аутентическое;

б) делегированное (легальное);

в) нормативное;

г) казуальное.

     Аутентическое толкование - это официальное разъяснение  содержания нормы (норм) права тем  органом, который ее (их) установил.

     Делегированное (легальное) толкование - это официальное  разъяснение содержания нормы (норм) права тем органом, который ее (их) не устанавливал, но уполномочен законом давать такого рода разъяснение.

     Аутентическое и делегированное толкование может  быть нормативным и казуальным.

     Неофициальное толкование- это разъяснение содержания норм права, которое не является юридически обязательным для применения на практике.

Различают следующие виды неофициального толкования:

а) обыденное, т. е. разъяснение содержания норм права  не юристами;

б) профессиональное, т. е. разъяснение содержания норм права  юристами-практиками (прокурорами, судьями, адвокатами и т. д.);

в) доктринальное, т. е. разъяснение содержания норм права  юристами-учеными.

3. Нормативное и казуальное толкование 

     Нормативное толкование — это официальное  разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, применяющих определенную норму или нормы права. Тем самым обеспечивается единообразное и правильное проведение в жизнь ее требований. Официальное толкование может давать и сам орган, издавший изъясняемую норму права. Такое разъяснение называется аутентичным- Например, разъяснение президентом изданных им указов. В то же время официальное нормативное толкование правовых норм могут давать и органы, которые их не издавали. В этом случае они наделяются специальными полномочиями по официальному разъяснению указанных норм. Так, законодательный орган может поручить соответствующим органам исполнительной власти разъяснить изданный им закон. В свою очередь, на основании специальных полномочий министерства и ведомства наделяются правом официального разъяснения нормативно-правовых актов, издаваемых правительством. Так, министерство финансов может разъяснять решения кабинета министров по вопросам распределения государственного бюджета, министерство труда — по вопросам использования трудовых ресурсов и т. п.

     Казуальное  толкование — это такое разъяснение содержания правовой нормы, которое дается в связи с рассмотрением конкретного юридического дела. Такое толкование называется казуальным потому, что оно имеет силу только для данного конкретного случая (казуса). Необходимость в казуальном толковании возникает тогда, когда решения нижестоящих правоприменительных органов по конкретным юридическим делам являются неправильными, не соответствуют закону. Казуальные разъяснения обязательны только при рассмотрении конкретного дела. Кроме того, они служат образцом для других органов, которые применяют данные нормы права.

Нормативное и казуальное разъяснения по своему coflqmarano подразделяются на судебное и  административное.

     Судебное  толкование — это разъяснение  смысла норм права, осуществляемое судами. Оно обеспечивает правильное понимание и единообразное применение норм права в деятельности судов. В ряде стран особо важное значение имеют официальные разъяснения высших судебных органов государства нижестоящим судам по возникшим в ходе рассмотрения судебных дел вопросам применения гражданского и уголовного законодательства. Руководящие разъяснения высших органов судебной власти обязательны для всех судов, других органов и должностных лиц, применяющих разъясняемые нормы права.

     Административное  толкование — это разъяснение смысла норм Права, которое дается исполнительными органами государства. Такое толкование касается вопросов управления, труда, социального обеспечения и подобных. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Способы толкования права 
 

     Способ  толкования представляет собой совокупность приемов и средств, позволяющих уяснить смысл и содержание нормы права и выраженной в ней воли законодателя. Каждый из них отличается от других своими специфическими особенностями и средствами уяснения правовой нормы.

     Основные способы толкования: грамматический, логический, систематический, историко-политический и специально-юридический.

     Грамматический (филологический, языковой) способ толкования представляет собой уяснение смысла правовой нормы на основе анализа  текста какого-либо нормативного акта. Такое толкование предполагает прежде всего выяснение значения отдельных слов как в общеупотребительном, так и в терминологическом смысле (эпидемия, эпизоотия, рецидив и т.д.). Главное – понять тот смысл слова, какой вклады вал в него законодатель.

     Устанавливаются грамматические связи слов, определяется семантическая структура предложений. При определении смысла предложений  немаловажную роль играют знаки препинания, союзы, вводные слова и т.д.

     Языковой способ предшествует всем остальным и во многом предопределяет их результаты. Однако следует учесть, что ни один из приемов немыслим изолированно, вне связи с другим.

     При логическом толковании законы логики используются самостоятельно, обособленно  от остальных способов. Здесь исследуется логическая связь отдельных положений закона с правилами логики. Анализу подвергаются не сами по себе слова, как при грамматическом толковании, а обозначаемые ими понятия, явления и соотношения их между собой. В данном случае применяются такие приемы, как логическое преобразование, выведение вторичных норм, выводы из понятий, доведение до абсурда.

     На  логической структуре правовых норм отражаются особенности законодательной  техники. Правоприменителю необходимо осуществить мысленное преобразование в процессе участия. Необходимость логических преобразований объясняется внутренней структурой правовых норм. Иногда внутренняя структура норм права не совпадает с внешней формой, выраженной в статье нормативного акта. Структурные элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция и санкция) могут подразумеваться или находиться в других статьях нормативного акта либо в других нормативных актах. Большинство статей Уголовного кодекса построены таким образом, что имеется гипотеза и санкция, а диспозиция подразумевается и должна быть выражена словами: «Запрещается совершать (не совершать) что-то...» Статьи, предусматривающие ответственность за нарушение Правил дорожного движения, диспозицию содержат в другом нормативном акте.

     Иногда  законодатель в целях лаконичности, экономии места в нормативном акте при формулировании норм права перечисляет какие-либо обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не дает их исчерпывающего перечня, а использует обороты: «и другие», в аналогичных случаях.

     Поэтому деятельность по уяснению правовых норм требует знаний законов и правил формальной и диалектической логики, правильного их применения.

     Систематическое толкование – это уяснение содержания правовых норм в их взаимной связи, с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли права в целом.

     Данный  способ толкования предопределяется внутренними  свойствами права, его системностью, Правовые нормы в общей системе  правового регулирования связаны  между собой многочисленными  отношениями. Поэтому, чтобы полностью  уяснить ту или иную норму права, необходимо учитывать целый ряд других норм, регулирующих смежные общественные отношения, установить связь между регулятивными и охранительными нормами. Все это помогает правильно понять сферу действия нормы, круг заинтересованных лиц, смысл того или иного термина.

     Систематическое толкование позволяет выявить факты  коллизий (противоречий) между правовыми  нормами. Такой способ толкования важен  при применении нормы права по аналогии, так как помогает найти  норму, наиболее близкую по своему содержанию к конкретному случаю. Наиболее четко этот способ проявляется при сопоставлении норм Общей части отрасли права с Особенной частью.

     Специально-юридическое  толкование основывается на профессиональных знаниях юридической науки и законодательной техники. Такое толкование предусматривает исследование технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя. Оно раскрывает содержание юридических терминов, конструкций и т.д. Это обусловлен но тем, что в области законодательной стилистики существует свой язык законов как особый стиль речи и в связи с этим имеются термины и конструкции, специфичные для законотворчества. Поэтому, чтобы правильно осуществить правовую квалификацию обстоятельств дела, дать им юридическую оценку, необходимо раскрыть своеобразие языка законов, т.е. уяснить смысл непосредственно юридических понятий, категорий, конструкций и т.д.

     Этот  способ обусловлен и тем, что наука  может формулировать новые юридические  понятия и категории, используемые законодателем. Интерпретатор вынужден обратиться к научным источникам, где находит готовый анализ тех или иных терминов норм права, оценочных понятий (тяжкие последствия, существенный вред, особо крупный размер, неустойка, штраф, залог, поручительство и т.д.), которые влияют на практику решения конкретных дел.

     С помощью историко-политического  толкования выясняются:

во-первых, исторические условия издания нормативного акта;

во-вторых, социально-политические цели, которые  преследовал законодатель, издавая  этот акт.

     Необходимость этого способа вызывается тем, что с помощью лишь установления правовых связей невозможно уяснить глубоко и всесторонне смысл и содержание нормы права.

     Историко-политический способ помогает выявить смысл правовой нормы, обращаясь к истории ее принятия, целям и мотивам, обусловившим введение ее в систему правового регулирования. Этот способ толкования позволяет анализировать также источники, находящиеся вне права: материалы обсуждения и принятия проектов нормативных актов, первоначальные проекты, материалы всенародного обсуждения, различные выступления, мнения и т.д.

     Историко-политическое толкование помогает выявить такие  правовые нормы, которые хотя формально  и не отменены, но фактически уже  не действуют, т.е. не существует тех  общественных отношений, которые норма  регулировала.

     Все это способствует более точному  установлению смысла правовой нормы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Нормы права являются одной из разновидностей социальных норм. Правовые нормы могут сочетать в себе черты других видов социальных норм.

     Проанализировав существующие определения норм права, предложенные различными правоведами, можно отметить, что они едины во мнениях, что правовые нормы являются регулятором общественных отношений, создают и предлагают определенную модель поведения, устанавливаются и охраняются государством, обращены к неопределенному кругу лиц и применяются многократно.

     Вокруг  вопроса о структуре норм права  в юридической литературе развернулась дискуссия. Существует множество мнений по данному вопросу, но большинство  правоведов считают, что необходимо рассматривать логическую структуру норм - правил поведения, как основную, состоящую из трех элементов. В этом случае говорят о наличии гипотезы, диспозиции и санкции.

     Практически каждую норму права можно подвести к определенному виду классификации. Поэтому можно говорить о значимости классификации для теории права. Она позволяет определить положение определенного вида норм, в системе права, раскрыть значение определенных видов правовых норм в правовом регулировании, определить пределы и сферы этого регулирования для соответствующих норм и правоприменения.

Информация о работе Контрольная работа по «История государства и права»